Поскольку всякая теория есть отражение объективной реальности, то теория общественного развития должна «совпадать» с историческим его развитием, а потому начало изложения теории - с началом исторического движения, с зарождением первых элементов трудовой деятельности.
Поскольку история общественного развития есть изложение последовательно развивающейся цепи множества событий, фактов, образования и разрушения всяких объектов, в том числе и общественных образований, то теория общественного развития не может быть не чем иным, как той же историей, но предельно обобщенной вместе с объяснением причин и логики исторического движения.
Итак, основы теории общественного развития. Само это название говорит о том, что перед читателем я должен изложить систему взглядов, причин, путей и т.д. развития общества. Следовательно, это уже негласно предполагает понимание общества как чего-то целого, как некоего материального объекта, имеющего, в отличие от других объектов природы, свою специфическую структуру, качества и т.п.
|
|
Но поскольку нам надо понять причины его становления, существования и развития, понять, как это все происходило, т.е. понять его как процесс развития, постольку нам надо рассмотреть и изучить его внешние причины, т.е. взаимодействие с внешними объектами (что только и может быть первоисточником любого материального процесса изменения и развития, см. закон ПСО), а затем и внутренние взаимодействия его частей, имеющие подчиненный характер по отношению к внешним взаимодействиям, приспосабливающиеся к последним. Так, впрочем, мы должны изучать любой материальный объект, чтобы понять процесс его становления, развития, внутренние структурные изменения.
Этот общий подход или метод изучения объективных реальностей является выводом философской части моего исследования («Идеализм современного материализма»), т.е. предельно широким обобщением человеческой практики по выяснению причин любого изменения всякой объективной реальности (с.105-107).
Но для того, чтобы изучать внешние и внутренние взаимодействия общества, их нужно различать. Общество, как целое, состоит из людей, как своих частей. И целым оно является только потому, что люди, как части целого, взаимодействуют между собой (пока неважно, как), объединяясь таким образом в некий материальный объект, материальную систему. Подобным образом камень является неким отличным от песка материальным объектом, потому что их частички (песка и камня) по-разному взаимодействуют друг с другом.
А взаимодействия частей целого, в данном случае взаимодействия между людьми, их группами и классами и есть внутренние взаимодействия общества.
|
|
Следовательно, внешними взаимодействиями будут являться взаимодействия общества с различными объектами природы, т.е. те взаимодействия, которые не являются внутренними. Более абстрактно, т.е. более обобщенно, можно сказать, что внешнее взаимодействие есть взаимодействие общества с природой.
Но общество не участвует в каком-то одном конкретном взаимодействии целиком, например общество не все целиком пилит вот это дерево, строит вот этот дом и т.д. Общество осуществляет свое взаимодействие с конкретными объектами природы через взаимодействие своих частей: различные частички общества (отдельные индивидуумы, группы...) взаимодействуют с отдельными объектами природы, изменяя каждая свое взаимодействие с другими частями общества, и в результате бесконечного ряда таких изменений развивается и общество в целом. Впрочем, аналогично развиваются и все другие материальные объекты. Возьмем дерево например. Одни его части, листья, «ловят» солнечные лучи, другие части, корни - влагу и полезные для дерева вещества... Камень притягивается Землей потому, что притягивается каждый его атом, и т.д.
Но взаимодействия частичек общества (людей, групп...) с природой очень разнообразны: это и взаимное притяжение людей и предметов природы, химическое взаимодействие организма людей с окружающей средой, поедание продуктов питания, созерцание человеком природы и, наконец, труд - целенаправленная практическая деятельность людей, результатом которой есть потребительная стоимость. 209
Какие же взаимодействия из этой огромной их суммы нам нужно принять во внимание для изучения развития общества как материальной системы человеческих связей, взаимодействий?
Ясно, что нам надо изучать те взаимодействия, которые делают общество специфически отличным от других объектов природы (как одушевленных, так и неодушевленных), иначе мы получим общие рассуждения о всех материальных объектах.
Таким специфически человеческим взаимодействием есть труд. Другие взаимодействия могут помочь понять свойства отдельных людей как объекта, обладающего свойствами неорганического тела, свойствами животного и т.д. И только труд, специфически человечес- кий способ взаимодействия общества с природой, является источни- ком, внешней причиной становления и развития общества со всеми его специфически-общественными свойствами, отличными от других объектов природы.
Специфика труда заключается в наличии сознания у людей. Если движение неодушевленных предметов от взаимодействия с природой не опосредовано мышлением, то на человека природа действует только через осознание этого взаимодействия как возможностей, как условий для достижения человеком определенных целей. И реализуются эти возможности человеком волевыми действиями, в подавляющем большинстве случаев трудом.
Хочу напомнить, что объективно труд человека, как бы на взгляд со стороны, с Марса например, есть прежде всего материальный процесс взаимодействия человека с природой посредством средств производства (см. с. 194-196, 208-210) и является первопричиной различных общественных изменений и одной из главных причин изменения человеком природы.
Субъективной причиной труда являются внутренние потребности людей - вот их внутренний вечный двигатель. Но он не первичен, а вторичен. Первично взаимодействие человека с природой, в котором (во взаимодействии) и образовались потребности сначала у животных, трансформировавшиеся затем в человеческие потребности по мере становления животного человеком*.
Но потребности не сами по себе являются идеальной причиной деятельности людей, а только в совокупности с материальными
|
|
*Поэтому тот, кто видит первопричину развития общества в разнице между уровнем потребностей и уровнем развития производства (активная сторона здесь - потребности), тот указывает только на внутреннюю идеальную вторичную причину этого развития. 210
интересами и волей: только после формирования материальных ин-
тересов и воли для достижения своих целей и удовлетворения потреб- ностей люди действуют, т.е. проявляют физическую и творческую активность. Вот такой механизм приведения человека в движение сформировали природа и история, и от этого никуда не уйти.
Удаление любого из составляющих звеньев в этой цепи идеальных причин творческой и физической активности людей (будь то потребности либо интересы, цели или воля) делает их пассивными. И экономическая практика всех времен и народов доказала, что не считаться с идеальными причинами деятельности людей нельзя. Но пусть это не огорчает любителей руководить людьми в их же (этих людей) интересах, ибо как же они тогда будут руководить, если этих интересов не будет?
Но поскольку труд осуществляется не иначе, как с помощью средств труда, которые опосредуют и усиливают воздействие человека на природу, являются неорганическим телом человека241, то это значит, что специфика человеческого взаимодействия с природой состоит в опосредованном его взаимодействии.
Точно так же средства производства опосредуют и общение людей друг с другом:
«В производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их воздействие на природу, имеет место производство»242.
Поэтому схематически взаимодействия людей друг с другом и природой, опосредованные средствами производства, можно изобразить для наглядности так, как показано на рис. 5, где цилиндры, обозначенные в сечении Ч, обозначают людей (человек), а П - природу без (или вне) отдельного человека. Стенки, соединяющие цилиндры, обозначают (= взаимодействие) указанных материальных объектов: Ч-Ч - взаимодействия людей; Ч-П - взаимодействия людей с природой. А внутреннее пространство, заключенное между цилинд- рами и плоскостями, их соединяющими, обозначает продукты производства, имеющие потребительную стоимость (= некоторые следствия взаимодействия людей с природой). Все это вместе обозначает процесс общественного производства, развивающийся в направлении оси времени Т.
|
|
Получилась гносеологическая модель развития производства. Если ее рассечь плоскостью, перпендикулярной оси времени Т, то мы получим исторический срез, т.е. абстрактную фотографию состояния общества в какой-то момент времени Т:
«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество»243.
Познание общественного развития с помощью этой модели есть абстрактный, мысленный способ познания социальной действитель- ности. И другого способа быть не может в политэкономии, потому что «при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»244.
И вот так с помощью абстрактного мышления, мысленно дополняя модель определенными элементами или же удаляя некоторые элементы из нее, мы сможем предвидеть, понять, что может произойти с обществом, если мы эти элементы на самом деле удалим из социальной действительности или же дополним ими ее*.
Как видите, эта модель отражает развитие человеческого общества, и прежде всего экономическое, в наиболее существенных его моментах, является предельным обобщением этого развития. Каждый исторический срез этой модели отражает то, что было во всяком историческом периоде развития общества: то, что в природе существуют люди, взаимодействующие с природой и между собой вместе со следствиями этих взаимодействий, средствами производст-
* Хотя, всегда надо не забывать и пользоваться данными истории и археологии, которыми наполняется теория, являясь одновременно практическим её критерием. 212
ва и продуктами труда. И в общих чертах тем же самым (такой же совокупностью реальностей) выступает каждый последующий исторический срез, являясь следствием предыдущего, следовательно, качественно чем-то от предыдущего отличающийся.
И как в действительности, так и в модели мы не видим никаких объективно-реальных законов и диалектических противоречий.
Другими словами, мы видим перед собой лишь природу, как совокупность взаимодействующих между собой материальных объектов, и общество, являющееся частью и одновременно следствием природы, видим внешние для общества его взаимодействия с природой и внутренние для общества взаимодействия между людьми. Видим все это как бы со стороны, с Марса например. Поэтому этот взгляд наиболее объективен.
Так как внешние взаимодействия общества с природой являются определяющими для его развития, то внутренние - определяемыми, зависимыми от внешних и изменяются соответственно внешним взаимодействиям. Механизм этой зависимости непрост, потому что во всех этих взаимодействиях по крайней мере одной из сторон являются люди, т.е. сознательные материальные объекты: по причине наличия потребностей и сознания люди выступают активной стороной во взаимодействии с природой и таким же активным фактором изменения этих взаимодействий они являются. А произошедшие изменения вынуждают людей уже изменять отношения друг с другом. Причем оба рода этих взаимодействий изменяются путем осознания возможностей, доставляемых им объективной, в том числе и социальной, реальностью, и далее эти возможности воплощаются в действительность волевыми действиями на основе целевого предвидения.
Но так как реализация изменений общественных отношений зависит от осознания людьми своих возможностей и необходимости этих изменений в зависимости от потребностей, то общественные отношения не жестко детерминированы взаимодействиями людей с природой, т.е. относительно независимы, потому что, во-первых, указанные возможности могут быть недостаточно осознаны, во-вторых, людям может не хватать творческой и волевой энергии, а в-третьих, этим людям по разным причинам могут противодействовать другие люди. Значит, по мере исторического развития общества в силу указанных причин могут возникать несоответствия общественных отношений взаимодействию людей с природой, известные политэкономии под названием диалектических противоре-
чий производительных сил и производственных отношений, что в подавляющем большинстве случаев тормозит взаимодействие, развитие взаимодействия общества с природой.
Все сказанное о модели общественного развития носит слишком общий характер и присуще любому этапу развития человеческого общества, любому историческому срезу модели. Поэтому чтобы понять всякий конкретный этап или момент общественного развития, мы должны принять во внимание и соответствующие этому этапу конкретные виды процесса труда и общественных отношений. И чем более конкретно нас интересует определенный этап развития общест- ва, тем больше мы должны знать несущественных подробностей (несущественных для общих теоретических представлений). И так, рассматривая и изучая в достаточной степени конкретно, как эти основные причины (1-го и 2-го рода взаимодействия) развивались исторически, оказывая друг на друга влияние, мы и получим теорию - идеальную картину становления и развития человеческого общества (= объясненную историю, лишенную конкретных несущественных случайных моментов).
Теперь, чтобы заняться в достаточной степени конкретным изучением общественного развития, надо более конкретно проанализировать структуру взаимодействия людей с природой и между собой, чтобы можно было видеть их взаимное влияние друг на друга и роль этого влияния в процессе экономического развития.
Всегда, пока человек трудился, трудится и будет трудиться для удовлетворения своих потребностей продуктами труда, последние всегда будут чьими-то объектами собственности, потому что труд возможен только в обществе, среди людей, а количество продуктов труда еще долго не будет неограниченным, подобно воздуху (см. с. 124). Следовательно, пока люди трудятся, т.е. пока существует общество, будут существовать и отношения собственности - осознание принадлежности объектов собственности тому или иному субъекту и специфически мотивированное этим осознанием поведение, т.е. вот такое отражение преимущественно процесса распределения и само распределение в процессе производства и вследствие этого производства.
Кроме того, трудятся люди всегда в условиях разделения труда, даже при первобытнообщинном строе, как бы слабо там это разделение труда ни было. А потому они относятся друг к другу как к специализированному (неважно, в какой степени) субъекту, т.е. как к субъекту, могущему выполнять и выполняющему ту или иную
конкретную работу, т.е. как к определенному специалисту. Например как к рыбаку, охотнику, скотоводу, бухгалтеру, слесарю, зам.нач.цеха и т.д. То есть это отношение есть осознание определенного субъекта тем или иным специалистом. Это осознание есть идеальные отноше- ния, и я называю их производственными отношениями, вот так отражающими роль тех или иных лиц в производстве.
Совокупность производственных отношений и отношений собственности я называю экономическими отношениями.
Итак, экономические отношения есть идеальные отношения между людьми по поводу производства продуктов труда, отражающие как собственно сам процесс создания этих продуктов, так и процессы их распределения и присвоения.
Например рабочий-слесарь относится к капиталисту и как к руководителю производства, и как к собственнику этих средств производства одновременно. А тот к рабочему - как к слесарю, вот такому специалисту, как к субъекту, не имеющему средств производства, кроме своей рабочей силы. Значит, экономические отношения более конкретно (менее абстрактно) отражают общественное производство, чем составляющие их отношения в отдельности, и обратным воздействием являются основной идеальной причиной определенности экономического поведения людей, такого или иного экономически значимого их действия. Например феодал, будучи господином, ведет праздный образ жизни и безвозмездно присваивает часть продуктов труда крестьянина. Крестьянин же, соответственно, занимается в основном сельским хозяйством и содержит своего господина.
Кроме того, в ткань экономических отношений так или иначе вплетены семейно-брачные отношения*, тоже как-то влияющие на процесс производства, и наоборот. Поэтому представленная гносеологическая модель развития общественного производства включает и эти отношения.
Итак, в модели под обозначением Ч-П подразумевается взаимо-
*Под семейно-брачными отношениями я понимаю совокупность материально-идеальных процессов по поводу биологически-социального воспроизводства людей - это половое общение, выращивание и воспитание новых поколений, взаимопомощь на родственной основе... Характеристика «материально-идеальные» означает, что эти процессы включают и их осознание. Осознание как самих этих процессов, так и участвующих в них субъектов в понятиях «мать», «муж», «дочь», «тетя»... 215
действие таких материальных объектов, как человек и природа, но не всякое взаимодействие (например притяжение) интересует политэкономию, а лишь труд - материально-идеальный процесс, включающий в себя и отражение человеком этого процесса.
Под обозначением Ч-Ч подразумевается совокупность семейно- брачных отношений, распределение продуктов производства и обмен ими, отражаемые и регулируемые экономическими отношениями.
Должно быть само собой понятно, что для изучения других социальных процессов, являющихся следствием этих основных отношений (общественного производства), модель следует дополнять соответствующими взаимодействиями, отношениями.