Начав изучение развития общества со времени становления предков людей людьми, с этого качественного преобразования животного в человека, мы тем самым ничего не оставим в стороне из начала общественного развития.
Предки людей, человекообразные обезьяны, как и все животные, пищу искали. Поскольку субъективно-реальный мир животных состоит из буквально считанного количества понятий и в подавляю- щем большинстве из ощущений, восприятий, чувств и представлений, то, можно сказать, что их взаимодействие с природой ими не осознавалось, т.к. осознание есть отражение объективной реальности в понятиях. Но в их «практике» это свойство (способность к осознанию) медленно, но неуклонно развивалось благодаря общению с природой и друг с другом. Развивались память, способность к предвидению. Так, например, взаимодействие с камнем после многократного повторения оставляло в памяти свойства камня (острый, твердый...), запоминался сам процесс взаимодействия с ним.
Конечно, не все следствия этого взаимодействия запоминались, а лишь те, что жизненно необходимы и важны для человека, например результаты случайного применения острого и тупого камней, случаи становления камня острым, что послужило для осознания человеком своих возможностей и реализации этих возможностей в действительности, - в целях удовлетворения своих потребностей человек стал камни обрабатывать, стал совершенствовать естественные средства производства. Так появились и стали совершенствоваться искусственные средства производства, что способствовало лучшему удовлетворению потребностей.
Само собой должно быть понятно, что практические навыки чело-
века и вместе с ними его способность к мышлению могли развиваться наиболее интенсивно только в постоянно изменяющихся (масса материала для осмысления) и часто экстремальных условиях (остаются более сильные впечатления) их жизнедеятельности, что требует от животного все новых и новых способов взаимодействия с природой, употреблять все более разнообразную пищу. Поэтому следует предположить, что жизненный путь человечества на пороге его становления не был усыпан цветами245.
Взаимодействие людей с природой, в том числе и животными, обусловило их вести стадный образ жизни, жить небольшими кровно-родственными сообществами. Но так как «искусственные средства (главным образом орудия) труда имели лишь вспомогательное значение»246, не успели занять достойное место в жизни людей, то основным способом добычи пищи и нужных людям вещей было присвоение сообществами людей готовых продуктов природы. А поскольку они все это делали сообща и так же вместе потребляли добытые продукты, то и относятся они к последним как к «нашим».
То есть следствием их коллективной производственной деятельности стало осознание людьми равноправного отношения друг к другу по поводу продуктов труда, выразившееся в понятии «наше». Другими словами, образовалась общинная собственность, и прежде всего на землю (в борьбе за существование с другими сообществами и в процессе коллективного хозяйственного использования этой территории).
Присвоением преимущественно готовых продуктов характеризуется первая фаза первобытного способа производства. «Вторая фаза первобытного способа производства характеризуется освоением земледелия и скотоводства, первых открытых обществом методов увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. На этой стадии орудия труда превращаются из вспомогательных в основные рабочие органы человека. Однако неотдифференцированность производительных сил и производственных отношений не преодолевается. Следовательно, последние продолжают совпадать с процессом непосредственного материального производства средств существования и их потребления. Как и в первой, во второй фазе присвоение тождественно непосредственному производству, в котором средства призводства реализуются как общая собственность сообщества, обуславливающая совместный труд и равнообеспечивающее распределение продукта»247. 217
Здесь коллективистские отношения (общая собственность) в первобытном обществе являются следствием их совместного труда с равнообеспечивающим распределением продуктов и вместе с тем субъективно-реальным условием (обратным воздействием) такого их труда и распределения.
С самого начала становления и развития общины внутри нее образовалось и развивалось разделение труда между членами общины. Вначале оно основывалось на половозрастных различиях людей, а далее и на природных особенностях и склонностях членов общины. Ведь хотя они трудились коллективно, каждый из них трудился своими, личными орудиями труда. Примитивная кооперация: у одних лучше получалось изготовление каменного топора, поэтому эта обязанность ложилась на них все более и более, развивая и совершенствуя их способности в этом направлении; у других лучше получалось приготовление пищи, да им это и удобнее было делать; третьи были удачливее в охоте; а четвертые, благодаря силе, авторитету, организаторским способностям, все более осуществляли общее руководство, становились вожаками.
Выгода для всей общины в целом и для каждого члена общины в отдельности от такого распределения обязанностей ощущалась буквально, а потому и осознавалась каждым членом общины*. Поэто- му специализация выливается в разделение труда как естественно-исторический процесс и беспрепятственно развивается дальше как совершенствование индивидуальных способностей по мере дальнейшего углубления разделения труда.
*Осознание выгоды, возможностей от производственных процессов (в данном случае от специализации) есть материальная заинтересованность в результатах труда, потому что это есть осознание возможностей (ситуации) в достижении своих целей на основе прошлого практического опыта; потому что есть предвидение достижения целей в случае тех или иных действий. А цель есть осознание необходимости в удовлетворении определенных потребностей. Поэтому матери- альная заинтересованность, материальные интересы в итоге всегда диктуются потребностями и являются причиной проявления воли и волевых действий. Таким образом, материальная заинтересованность является субъективной реальностью и называется материальной лишь потому, что выражает стремление к удовлетворению чаще всего материальными предметами.
Вместе со специализацией отдельных личностей, с разделением труда внутри общины (вот такого взаимодействия между людьми, взаимодействия социального, более сложного и более высокого по отношению к другим взаимодействиям природы) применение орудий труда приобретает все более личностный характер, растет разнообра- зие личных предметов. И с дальнейшим их совершенствованием и разнообразием в жизнь общины все более входят такие понятия, как «твое», «мое», «его», «их» (например о принадлежности чего-то другой общине).
Таким образом, становится богаче и сложнее идеальная база производственной деятельности людей - отношения собственности в понятиях «мое», «твое», «его», «наше», «ваше»,.., развиваются и укрепляются материальные интересы.
Являясь отражением практической деятельности людей по производству, распределению и потреблению продуктов труда, эта идеальная база становится субъективно-реальным условием (обратным воздействием, как воздействует следствие на свое основание) производства продуктов людьми, все более удаляя людей в их развитии от животного царства.
Жизнедеятельность животного субъективно отличается от челове- ческой тем, что взаимодействие животного с природой и себе подоб-ными опосредуется лишь инстинктами, чувствами, потребностями, ощущениями, восприятиями, представлениями. А взаимодействие людей, кроме того, и мышлением, в том числе отношениями собственности и материальными интересами. Поэтому человеческая деятельность в отличие от животной целенаправлена. Объективно-реальное отличие деятельности людей от животных состоит в применении первыми искусственных средств производства.
Итак, специализация и разделение труда в первобытном обществе растут, совершенствуются, углубляются. Происходит это стихийно и крайне медленно по сравнению с современной динамикой жизни. Но, тем не менее, трудовые навыки людей совершенствуются, совершенствуются качественно объекты личной собственности (предметы культа, личное оружие...), растет их разнообразие, в результате чего развиваются и отношения собственности.
Совершенствование средств производства приводит к тому, что общине выгоднее (проще, легче, больше...) заниматься производством продуктов потребления, а не простым присвоением готовых продуктов природы, т.к. это простое присвоение не так-то просто осуществить - легче самим произвести.
Большим удельным весом продуктов труда в потреблении общины по сравнению с продуктами природы и отличается вторая фаза первобытного производства от первой.
Специализация производителей и разделение труда между ними еще не настолько глубоки, чтобы подорвать коллективный (совместный) характер их труда. Они (специализация и разделение) заложили только возможность становления частнособственнических отношений, которые являются следствием индивидуального (а впоследствии и частного) труда индивидуальными средствами производства, а потому и индивидуального присвоения (как первый этап общественного присвоения; второй этап - обмен, дарение...) продуктов труда.
Но поскольку люди продолжают здесь трудиться совместно (по традиции, из-за пока еще слабости каждого отдельного производителя перед силами природы), представляя собой примитивную кооперацию*, чаще всего просто рядом друг с другом, постольку плоды труда принадлежат всему коллективу, т.е. являются объектом общинной собственности, тем более что основное средство производства, земля, еще не поделено. Да и групповой брак дает себя знать, ставя каждого члена общины в равноправного коллективного собственника основных средств производства и продуктов труда этой семьи.
Поэтому движение продуктов труда общинников от производителей к потребителям очень простое и открытое - это есть распределение продуктов труда членов одной семьи в этой семье, хотя и большой семье.
Подведем итог сказанному.
Источником развития общества является труд - специфически человеческое взаимодействие людей с природой, в результате которого они достигают своих целей (= удовлетворения потребностей в итоге), попутно преобразуя природу в нужном и ненужном для них направлении, качественно развиваясь сами, качественно совершенствуя средства производства, предметы труда, предметы потребления.
Примитивность труда (= низкий уровень развития взаимодействия людей с природой посредством примитивных средств труда) является
*Кооперация - это стихийная или планомерная организация труда производителей, при которой коллективная произво- дительность их труда выше суммарной производительности труда отдельных тружеников вне кооперации.
причиной совместного труда, коллективного производства, вследствие чего люди являются коллективными собственниками основных средств производства и продуктов труда, т.е. относятся друг к другу как к субъекту, имеющему равное с ними право на основные средства производства и продукты труда.
Другими словами, люди здесь являются коллективными собственниками не от хорошей жизни: эта вынужденная их кооперация повышает шансы каждого члена общины на выживаемость, хотя серьезной причиной их коллективистских отношений является также и групповой брак.
Групповые семейно-брачные отношения укрепляют и стабилизируют равные коллективистские отношения между членами общины, следствием чего мы наблюдаем здесь господство коллективной соб- ственности, несмотря на слабую дифференциацию трудовой деятель- ности. Присвоение продуктов труда и природы носит непосредствен- но-общественный характер, товарного обмена пока нет*.
Члены общины являются действительными истинными собственни- ками своих рабочих сил и продуктов труда. А в силу коллек-
*Прошу здесь читателя обратить пристальное внимание на качественные изменения, происходящие со средствами производства, предметами труда и продуктами потребления в процессе их совершенствования, т.е. исторически: вначале эти предметы являются лишь продуктами природы (дичь, камень, палка...). С развитием процессов труда, с развитием человека эти предметы подвергаются все более целенаправленным изменениям (например палка заостряется) в направлении более качественного и полноценного удовлетворения потребностей. Изменения качеств средств производства и предметов потребления происходят, как видно, в результате их взаимодействия с органами человека, прежде всего с руками. Причем для нас здесь неважно, опосредуется это взаимодействие орудиями труда или нет. Важно то, что продукт труда есть всего-навсего следствие от взаимодействия различных материальных объектов, в том числе и органов человека, в той или иной степени отличающийся от предмета труда, от сырья. То есть продукт труда есть измененный человеком продукт природы. И никакого овеществления здесь нет. Овеществление труда в продукт труда - это мистика, отражающая процесс труда и его результат по-гегелевски. А поэтому и стоимость не может воплощаться в товаре, не может быть атрибутом товара, его качеством.
тивистских отношений между ними такими же истинными действительными собственниками их рабочих сил, средств производства и продуктов труда является община в целом. Интересы индивидов и коллектива в основном совпадают. Поэтому община является единой хозяйствующей целостностью.
Рабочие силы товаром здесь не являются, а продукты распределяются как между членами большой семьи.






