Первобытнообщинный строй

Начав изучение развития общества со времени становления предков людей людьми, с этого качественного преобразования животного в человека, мы тем самым ничего не оставим в стороне из начала общественного развития.

Предки людей, человекообразные обезьяны, как и все живот­ные, пищу искали. Поскольку субъективно-реальный мир живот­ных состоит из буквально считанного количества понятий и в по­давляю- щем большинстве из ощущений, восприятий, чувств и пред­ставлений, то, можно сказать, что их взаимодействие с природой ими не осознавалось, т.к. осознание есть отражение объективной реальности в понятиях. Но в их «практике» это свойство (способ­ность к осознанию) медленно, но неуклонно развивалось благода­ря общению с природой и друг с другом. Развивались память, спо­собность к предвидению. Так, например, взаимодействие с камнем после многократного повторения оставляло в памяти свойства камня (острый, твердый...), запоминался сам процесс взаимодейст­вия с ним.

Конечно, не все следствия этого взаимодействия запо­минались, а лишь те, что жизненно необходимы и важны для чело­века, например результаты случайного применения острого и тупо­го камней, случаи становления камня острым, что послужило для осознания человеком своих возможностей и реализации этих воз­можностей в действительности, - в целях удовлетворения своих потребностей человек стал камни обрабатывать, стал совершенст­вовать естественные средства производства. Так появились и ста­ли совершенствоваться искусственные средства производства, что способствовало лучшему удовлетворению потребностей.

Само собой должно быть понятно, что практические навыки чело-­

века и вместе с ними его способность к мышлению могли разви­ваться наиболее интенсивно только в постоянно изменяющихся (масса материала для осмысления) и часто экстремальных услови­ях (остаются более сильные впечатления) их жизнедеятельности, что требует от животного все новых и новых способов взаимодей­ствия с природой, употреблять все более разнообразную пищу. Поэтому следует предположить, что жизненный путь человечест­ва на пороге его становления не был усыпан цветами245.

Взаимодействие людей с природой, в том числе и животными, обусловило их вести стадный образ жизни, жить небольшими кровно-родственными сообществами. Но так как «искусственные средства (главным образом орудия) труда имели лишь вспомога­тельное значение»246, не успели занять достойное место в жизни людей, то основным способом добычи пищи и нужных людям ве­щей было присвоение сообществами людей готовых продуктов природы. А поскольку они все это делали сообща и так же вместе потребляли добытые продукты, то и относятся они к последним как к «нашим».

То есть следствием их коллективной производст­венной деятельности стало осознание людьми равноправного от­ношения друг к другу по поводу продуктов труда, выразившееся в понятии «наше». Другими словами, образовалась общинная собст­венность, и прежде всего на землю (в борьбе за существование с другими сообществами и в процессе коллективного хозяйственно­го использования этой территории).

Присвоением преимущественно готовых продуктов характери­зуется первая фаза первобытного способа производства. «Вторая фаза первобытного способа производства характеризуется освое­нием земледелия и скотоводства, первых открытых обществом ме­тодов увеличения производства продуктов природы с помощью че­ловеческой деятельности. На этой стадии орудия труда превраща­ются из вспомогательных в основные рабочие органы человека. Од­нако неотдифференцированность производительных сил и произ­водственных отношений не преодолевается. Следовательно, последние продолжают совпадать с процессом непосредственного мате­риального производства средств существования и их потребления. Как и в первой, во второй фазе присвоение тождественно непос­редственному производству, в котором средства призводства реа­лизуются как общая собственность сообщества, обуславливающая совместный труд и равнообеспечивающее распределение продук­та»247. 217

Здесь коллективистские отношения (общая собственность) в первобытном обществе являются следствием их совместного тру­да с равнообеспечивающим распределением продуктов и вместе с тем субъективно-реальным условием (обратным воздействием) та­кого их труда и распределения.

С самого начала становления и развития общины внутри нее об­разовалось и развивалось разделение труда между членами общи­ны. Вначале оно основывалось на половозрастных различиях лю­дей, а далее и на природных особенностях и склонностях членов общины. Ведь хотя они трудились коллективно, каждый из них трудился своими, личными орудиями труда. Примитивная коопера­ция: у одних лучше получалось изготовление каменного топора, поэтому эта обязанность ложилась на них все более и более, раз­вивая и совершенствуя их способности в этом направлении; у дру­гих лучше получалось приготовление пищи, да им это и удобнее было делать; третьи были удачливее в охоте; а четвертые, благода­ря силе, авторитету, организаторским способностям, все более осуществляли общее руководство, становились вожаками.

Выгода для всей общины в целом и для каждого члена общины в отдельности от такого распределения обязанностей ощущалась буквально, а потому и осознавалась каждым членом общины*. Поэто-­ му специализация выливается в разделение труда как естест­венно-исторический процесс и беспрепятственно развивается дальше как совершенствование индивидуальных способностей по мере дальнейшего углубления разделения труда.

*Осознание выгоды, возможностей от производственных процессов (в данном случае от специализации) есть материальная заинтересованность в результатах труда, потому что это есть осознание возможностей (ситуации) в достижении своих целей на основе прошлого практического опыта; потому что есть предвидение достижения целей в случае тех или иных действий. А цель есть осознание необходимости в удовлетворении определенных потреб­ностей. Поэтому матери- альная заинтересованность, материальные интере­сы в итоге всегда диктуются потребностями и являются причиной проявле­ния воли и волевых действий. Таким образом, материальная заинтересо­ванность является субъективной реальностью и называется материальной лишь потому, что выражает стремление к удовлетворению чаще всего мате­риальными предметами.

Вместе со специализацией отдельных личностей, с разделени­ем труда внутри общины (вот такого взаимодействия между людь­ми, взаимодействия социального, более сложного и более высокого по отношению к другим взаимодействиям природы) применение орудий труда приобретает все более личностный характер, растет разнообра- зие личных предметов. И с дальнейшим их совершенст­вованием и разнообразием в жизнь общины все более входят та­кие понятия, как «твое», «мое», «его», «их» (например о принадлеж­ности чего-то другой общине).

Таким образом, становится богаче и сложнее идеальная база производственной деятельности людей - отношения собственно­сти в понятиях «мое», «твое», «его», «наше», «ваше»,.., развиваются и укрепляются материальные интересы.

Являясь отражением практической деятельности людей по производству, распределению и потреблению продуктов труда, эта идеальная база становится субъективно-реальным условием (обратным воздействием, как воздействует следствие на свое ос­нование) производства продуктов людьми, все более удаляя людей в их развитии от животного царства.

Жизнедеятельность животного субъективно отличается от чело­ве- ческой тем, что взаимодействие животного с природой и себе по­доб-ными опосредуется лишь инстинктами, чувствами, потребностя­ми, ощущениями, восприятиями, представлениями. А взаимодейст­вие людей, кроме того, и мышлением, в том числе отношениями собственности и материальными интересами. Поэтому человече­ская деятельность в отличие от животной целенаправлена. Объек­тивно-реальное отличие деятельности людей от животных состоит в применении первыми искусственных средств производства.

Итак, специализация и разделение труда в первобытном обще­стве растут, совершенствуются, углубляются. Происходит это сти­хийно и крайне медленно по сравнению с современной динамикой жизни. Но, тем не менее, трудовые навыки людей совершенствуют­ся, совершенствуются качественно объекты личной собственности (предметы культа, личное оружие...), растет их разнообразие, в ре­зультате чего развиваются и отношения собственности.

Совершенствование средств производства приводит к тому, что общине выгоднее (проще, легче, больше...) заниматься производст­вом продуктов потребления, а не простым присвоением готовых продуктов природы, т.к. это простое присвоение не так-то просто осуществить - легче самим произвести.

Большим удельным весом продуктов труда в потреблении об­щины по сравнению с продуктами природы и отличается вторая фаза первобытного производства от первой.

Специализация производителей и разделение труда между ними еще не настолько глубоки, чтобы подорвать коллективный (совмест­ный) характер их труда. Они (специализация и разделение) заложили только возможность становления частнособственнических отноше­ний, которые являются следствием индивидуального (а впоследствии и частного) труда индивидуальными средствами производства, а потому и индивидуального присвоения (как первый этап общественного присвоения; второй этап - обмен, дарение...) продуктов труда.

Но поскольку люди продолжают здесь трудиться совместно (по традиции, из-за пока еще слабости каждого отдельного произ­водителя перед силами природы), представляя собой примитивную кооперацию*, чаще всего просто рядом друг с другом, постольку плоды труда принадлежат всему коллективу, т.е. являются объек­том общинной собственности, тем более что основное средство производства, земля, еще не поделено. Да и групповой брак дает себя знать, ставя каждого члена общины в равноправного коллек­тивного собственника основных средств производства и продук­тов труда этой семьи.

Поэтому движение продуктов труда общинников от производи­телей к потребителям очень простое и открытое - это есть рас­пределение продуктов труда членов одной семьи в этой семье, хо­тя и большой семье.

Подведем итог сказанному.

Источником развития общества является труд - специфически человеческое взаимодействие людей с природой, в результате ко­торого они достигают своих целей (= удовлетворения потребностей в итоге), попутно преобразуя природу в нужном и ненужном для них направлении, качественно развиваясь сами, качественно совер­шенствуя средства производства, предметы труда, предметы по­требления.

Примитивность труда (= низкий уровень развития взаимодейст­вия людей с природой посредством примитивных средств труда) является

*Кооперация - это стихийная или планомерная организация труда производителей, при которой коллективная произво- дительность их труда выше суммарной производительности труда отдельных тружеников вне коо­перации.

причиной совместного труда, коллективного производст­ва, вследствие чего люди являются коллективными собственника­ми основных средств производства и продуктов труда, т.е. отно­сятся друг к другу как к субъекту, имеющему равное с ними право на основные средства производства и продукты труда.

Другими словами, люди здесь являются коллективными собствен­никами не от хорошей жизни: эта вынужденная их кооперация повы­шает шансы каждого члена общины на выживаемость, хотя серьезной причиной их коллективистских отношений является также и групповой брак.

Групповые семейно-брачные отношения укрепляют и стабилизи­руют равные коллективистские отношения между членами общи­ны, следствием чего мы наблюдаем здесь господство коллективной соб- ственности, несмотря на слабую дифференциацию трудовой деятель- ности. Присвоение продуктов труда и природы носит непос­редствен- но-общественный характер, товарного обмена пока нет*.

Члены общины являются действительными истинными собст­венни- ками своих рабочих сил и продуктов труда. А в силу коллек-­

*Прошу здесь читателя обратить пристальное внимание на качественные изменения, происходящие со средствами производства, предметами труда и продуктами потребления в процессе их совершенствования, т.е. исторически: вначале эти предметы являются лишь продуктами природы (дичь, камень, палка...). С развитием процессов труда, с развитием человека эти предметы подвергаются все более целенаправленным изменениям (например палка за­остряется) в направлении более качественного и полноценного удовлетворе­ния потребностей. Изменения качеств средств производства и предметов по­требления происходят, как видно, в результате их взаимодействия с органами человека, прежде всего с руками. Причем для нас здесь неважно, опосредует­ся это взаимодействие орудиями труда или нет. Важно то, что продукт труда есть всего-навсего следствие от взаимодействия различных материальных объектов, в том числе и органов человека, в той или иной степени отличаю­щийся от предмета труда, от сырья. То есть продукт труда есть измененный че­ловеком продукт природы. И никакого овеществления здесь нет. Овеществле­ние труда в продукт труда - это мистика, отражающая процесс труда и его результат по-гегелевски. А поэтому и стоимость не может воплощаться в това­ре, не может быть атрибутом товара, его качеством.

тивистских отношений между ними такими же истинными дейст­вительными собственниками их рабочих сил, средств производст­ва и продуктов труда является община в целом. Интересы индиви­дов и коллектива в основном совпадают. Поэтому община является единой хозяйствующей целостностью.

Рабочие силы товаром здесь не являются, а продукты распреде­ляются как между членами большой семьи.




double arrow
Сейчас читают про: