Частнособственнические отношения не везде одинаковы и имеют тот или иной вид (модификацию, можно сказать) в зависимости от природных условий обитания людей.
Так, известный истории азиатский способ производства отличается тем, что эксплуататор не является собственником земли, последняя является объектом собственности всей общины. И объясняется это тем, что в той местности земля требует коллективного ухода (в первую очередь возведения и эксплуатации ирригационных сооружений), что (коллективная забота) было бы невозможно, если бы земля принадлежала феодалу: была бы подорвана материальная заинтересованность крестьян в тщательном, добросовестном уходе за землей, т.к. отношения собственности, если бы земля была объектом собственности феодала, исключили бы наличие материальной заинтересованности крестьян в заботе об этой земле. И это было доказано практически английской колонизацией народов, ведущих такой способ производства.
В России и Германии такая опасность не грозила, и помещики прибирали землю к своим рукам. Но зато здесь не могло возникнуть рабство, ибо огромные пространства земли, покрытые лесами, всегда служили бы укрытием для беглых рабов, что и делали в свое время крепостные крестьяне, доведенные чуть ли не до положения рабов. Кроме того, эта территория менее пригодна для жизни людей при существовавших тогда примитивных средствах производства, чем южные теплые края, а потому плотность населения.этих мест была недостаточной для возникновения рабства.
Вот почему рабство возникло в Египте, Греции, Италии. Но это не какая-то особая форма производства, а тот же феодализм, где частные собственники (как производители, так и эксплуататоры) пользуются рабами, захваченными в войнах, как рабочим скотом. Конечно, это видоизменяет способ производства, но не принципиально, не корен- ным образом. Частные собственники, используя рабов в своем произ- водстве, добиваются прежде всего количественпых результатов, качество сказывается в основном на произведениях искусства, предметах роскоши, росте городов. А средства производства, вооружение (а именно это главное) остаются такими же примитивными, как и там, где рабовладение отсутствует.
Поэтому первая фаза частнособственнического производства есть феодализм, т.е. способ производства, при котором производители являются частными действительными истинными собственниками индивидуальных средств производства и части продуктов своего труда (крестьяне, ремесленники, кустари...) и подвергаются эксплуатации феодалами, т.е. действительными частными ложными собственниками земли (если земля их) и части продуктов труда производителей.
Там, где земля принадлежит общине, мы видим азиатскую форму феодализма256. Там, где земля принадлежит эксплуататору, мы видим привычный нам русский, немецкий, испанский феодализм.
А если частные собственники в качестве средств производства употребляют еще и рабов, то это будет рабовладельческая форма феодализма (Древний Египет, Греция, Италия).
Ясно, что рабочая сила частных собственников-производителей не может быть товаром, т.к. не участвует в товарообмене. Товаром может быть лишь рабочая сила раба.
Правда, и крепостные крестьяне могут быть товаром, поскольку помещики продают их и покупают. Здесь по существу крестьяне сведены до положения рабов с минимальным отличием от рабского
положения: действительные отношения между помещиком и крепост- ным таковы, что крестьянин - почти раб, т.к. его рабочая сила исполь- зуется почти исключительно в интересах помещика, т.е. помещик почти полноправный собственник рабочей силы крестьянина, хотя убить его не имеет права.
Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что начальным этапом в развитии частнособственнического производства есть феодализм. Это значит, что производство осуществляется частными лицами преиму- щественно в рамках моногамных семей. По этой причине они являются частными собственниками своих продуктов и объединены незначительным товарообменом по причине незначительной специализации труда, т.е. занимаются преимущественно натуральным производством. Моногамные семьи живут по соседству друг с другом, поэтому объединены определенной территорией и родственными связями. Объединены они также и некоторыми общими потребностями, которые удовлетворяет и на которых спекулирует эксплуататор, паразитируя тем самым на общественном организме общины.
Отношения между тружениками и эксплуататором носят патриархальный характер.
В за виси мости от дополнительных элементов (наличия или отсутствия у феодала земли, наличия или отсутствия в хозяйстве рабов) феодализм может быть:
1) азиатским (у феодала нет земли);
2) помещичьим (у феодала есть земля);
3) рабовладельческим;
4) азиатско-рабовладельческим.
Пункты 3 и 4 означают соответственно пункты 2 и 1 (помещичий и азиатский феодализм), но с применением рабов.
Движение продуктов труда от производителей к потребителям здесь довольно простое. Хозяйственными единицами являются моногамные семьи, подавляющее большинство которых занимаются однородной с другими семьями производственной деятельностью - земледелием и скотоводством. Одни народы больше тем, другие - другим. Занимаются семьи в основном натуральным хозяйством, т.е. основная часть продуктов их труда, за вычетом продуктов прибавочного труда, идет на их собственное потребление, в том числе и лично изготовленные хозяйственные поделки. И очень незначительная часть поступает в товарообмен для приобретения продуктов ремесленного и кустарного производства.
Контролируется здесь производство продуктов в основном категориями натурального производства, например 2 коровы, 50 пудов зерна и т.п.*
Незначительная часть семей специализирована и занимается каким-либо ремеслом, но не прекращает частично заниматься земледелием и скотоводством. Поэтому они удовлетворяют свои потребности товарами в большей степени, чем основная масса производителей. Но частично удовлетворяют свои потребности и натуральным хозяйством.
Еще меньшая часть семей, семьи эксплуататоров, выполняют общественные функции (в основном главы этих семей), удовлетворяя общие потребности тружеников, эксплуатируя их и присваивая безвозмездно часть продуктов их труда.
Промежуточное положение занимают семьи некоторых подданных эксплуататора, тоже занимающиеся выполнением определенных общественных функций. Например городовой, писарь, дьяк, Часть продуктов труда они под разными предлогами отбирают у тружеников, эксплуатируя их, а часть - как плату за услуги от тех же тружеников и эксплуататора.
Поэтому ни они (занимающие промежуточное положение), ни оди- нокие люди, занимающиеся производством в-одиночку и являющиеся лишь неполными семьями, ничего принципиально нового не вносят в движение продуктов труда. Наличие или отсутствие рабов тоже ничего принципиального в это движение не вносит, поскольку рабы - лишь средство производства. Поэтому для иллюстрации движения продуктов труда обойдемся примером без указанных второстепенных ячеек общины.
Допустим, селение состоит из 100 семей производителей продуктов земледелия и животноводства, т.е. сельскохозяйственной продукции. Обозначим их для краткости 100 с. (сельхозпродукция). Здесь же проживает одна семья ремесленников, изготавливающая орудия сельскохозяйственного труда, значит, 1 р., и одна семья гончаров делает посуду, т.е. 1 г. И, конечно, одна семья помещичья, в основном потребляющая продукты труда односельчан безвозмездно (за землю например) - 1 п.
*Здесь и на будущее надо заметить, что контроль производства в стоимостных единицах измерения включает в себя и натуральные единицы (2 руб. за 1 кг яблок) и является более конкретно определенным, чем в натуральных единицах, которые не говорят нам ни о каких трудозатратах.
Допустим, труженики трудятся по 12 часов в день, норма прибавочного труда 100 %, т.е. половину продуктов своего труда они отдают помещику.
Тогда 100 с. произведут сельхозпродукции на 1200 человеко-час. в день (это средняя производительность в году).
1 p. - на 12 человеко-час. в день орудий труда вместе с небольшим количеством сельхозпродуктов.
1г. - тоже на 12 человеко-час. в день посуды с небольшим количеством сельхозпродуктов.
Всего они производят продукции 100 с. + 1 р. + 1 г. - на 1224 человеко-час. в день. Половину продукции присваивает помещик, следовательно, у 100 с. остается продуктов на 600 чело- веко-час., т.е. по 6 человеко-час. на семью. 1р. - тоже на 6 человеко-час. в день; у 1 г. - тоже на 6 человеко-час. в день.
Допустим, часть сельхозпродукции, соответственно 0,05 человеко-час. в день, каждая семья 1 с. обменивает на орудия труда, изготовленные 1 р., и столько же на посуду семьи 1 г. Тогда каждая семья 1 с. пустит в обмен сельхозпродукции на 0,1 человеко-час. в день и получит соответственно этой стоимости посуду и орудия труда.
Другая сторона, семья 1 р., получит сельхозпродуктов на 0,05 х 100 = 5 человеко-час. в день, отдав земледельцам орудий труда на столько же, т.е. на 5 человеко-час. в день.
Стоимостная величина товарообмена семьи 1 г. тоже составит 5 человеко-час. в день.
Если каждая из семей кустарей производит сельхозпродукции на 0,9 человеко-час. в день, то это значит, что они потребляют в день сельхозпродуктов на 5 + 0,9 = 5,9 человеко-час. Соответственно на 6 - 5,9 = 0,1 человеко-час. в день у каждого из них остается собственной продукции. Если половину оставшейся собственной продукции ремесленник обменяет на половину оставшейся у гончара, то у него своей собственной продукции (Р) останется на 0,05 человеко-час. в день. И точно так же у гончара.
После произведенной серии обменов мы видим такую картину: каждая земледельческая семья съедает своих продуктов на 5,9 человеко-час. в день, посуды потребляет в результате обмена на 0,05 человеко-час. в день и на столько же орудий труда.
Итого: семья 1 с. расходует на себя в день продуктов на 6 человеко-час., подавляющая часть которых имеет натуральную форму (на 5,9 человеко-час. в день) и меньшая часть которых имеет товар-
ную форму (на 0,1 человеко-час. в день, половина из которых являются продуктами труда ремесленника, а половина - гончара). Но трудятся они по 12 час. в день, отдавая феодалу продуктов своего труда на 6 человеко-час. в день.
Каждая семья кустарей 1 р. и 1 г. съедают сельхозпродуктов тоже на 5,9 человеко-час. в день, но только на 0,9 человеко-час. в день в натуральной форме и на 5 человеко-час. в день - в товарной. Потребляет своего продукта кустарного производства на 0,05 человеко-час. в день и продукта противоположного кустаря - тоже на 0,05 человеко-час. в день.
Итого, ими, кустарями, потребляется в натуральной форме продуктов на 0,9 + 0,05 = 0,95 человеко-час. в день и в товарной форме -0,05 + 5 = 5,05 человеко-час. в день каждой семьей.
Но работают они, конечно, по 12 час. в день, отдавая феодалу продуктов на 6 человеко-час. в день каждый.
Каждая семья кустарей и сельскохозяйственных производителей, получается, потребляет продуктов питания на 5,9 человеко-час. в день и несъедобных продуктов - на 0,1 человеко-час. в день. Причем подавляющая масса общинников-крестьян потребляет продукты в основном в натуральном виде, а незначительная часть соседей - в товарной форме. Феодал потребляет продукты, полученные путем натурального обложения своих подданных.
Таким образом, мы видим, что частные собственники ведут здесь в основном натуральное производство и потребление. Товарные отношения развиты слабо даже между селениями, между эксплуататорами. Но развиты в достаточной мере для существования денег в качестве средства обмена.
Невысокие потребности людей, ограниченные таким натуральным хозяйством, являются слабым стимулом в развитии орудий труда. Ин- теллектуальный уровень для изобретения средств производства низок. Примитивные орудия труда, вся тяжесть этого труда с недостатком времени для отдыха в свою очередь оставляют возможность заниматься в основном натуральным хозяйством и мало стимулируют мышление.
Все здесь вращается в порочной круговой зависимости. Поэтому перед нами - процесс простого воспроизводства феодального способа производства. Накопления здесь возможны только в виде сокровищ или недвижимого имущества.
Из века в век все однообразно повторяется, жизнь последующих поколений почти ничем принципиально не отличается от
предыдущих. Но, все-таки, не совсем все остается по-старому. Источником развития феодального способа производства является труд тружеников, т.е. взаимодействие их с природой посредством средств производства с целью удовлетворения потребностей продуктами труда. И труд мало-помалу заставляет людей совершенствовать средства производства, свое мышление. В результате растет производительность труда в производстве сельскохозяйственной продукции, что создает дополнительные возможности (всем хлеба хватает) для совершенствования специализации и углубления разделения труда. То есть в результате производства большего коли- чества дешевых (производительность труда выросла) продуктов сель- ского хозяйства по сравнению с продукцией кустарного производства (соотношение спроса и предложения в пользу последнего), что означает увеличение спроса на продукцию кустарного производства, растет материальная заинтересованность людей заниматься кустарным производством, а потому растет и количество кустарей.
Вместе с этим растет и количество продуктов кустарного труда, которые находят все больший сбыт не только внутри общины, но и вне ее, т.е. растет внешний товарный обмен. Но вместе с тем растет и совершенство труда кустарей, растет разделение труда и совершенствуется их мастерство, растет производительность их труда. Это значит, что продуктов кустарного труда становится больше, качество их лучше, а стоимость меньше.
Кустарям поэтому все труднее сбывать свои продукты внутри общины, ведь специализация, разделение труда, а потому и рост производительности труда простых крестьян не поспевают за этими же процессами в сфере кустарного производства. А гнет феодалов кладет конец терпению кустарей, они бегут из своих селений, объединяясь в города, благодаря своим специфически-производственным интересам.
Поэтому, как мы видим, из многообразных процессов специализации и разделения труда на селе, из этих разнообразных двуединых процессов все больше выходит ремесленников и кустарей, которые объединяются в города. Происходит отделение города от деревни.
Разнообразие жизни в городе, основанное на разнообразной практической деятельности людей, является мощным стимулом для развития их мышления. Развиваются искусства, науки, тем более после подчинения деревни городу, когда эксплуататоры и их окружение имеют время досуга и широкий круг общения друг с другом. 240
Значение этого отделения города от деревни нельзя переоценить для дальнейшего развития общества, потому что развитие это было бы в противном случае просто невозможно. Дело в том, что разделение труда в сельских общинах само по себе (без отделения города и его развития) имеет определенный предел: разнообразие сельхозпродукции не так уж и велико. А потому все это разнообразие вполне (в достаточной мере для крестьян) достижимо семьей каждого крестьянина, т.е. натуральным производством. Никто из крестьян не чувствовал необходимости (выгод) специализироваться на производ- стве какого-либо одного вида продуктов, например лишь на помидорах либо лишь на зерне, на бобах и т.п., потому что выгода от такой специализации возможна только при наличии соответствующих специальных средств производства, значительно повышающих производительность труда, и при возможности все это реализовать. А существование таких совершенных средств производства предполагает наличие глубокого разделения труда в обществе, чего в самой по себе деревне быть не может. А не может быть этого в деревне потому, что в ней не хватает людских ресурсов для осуществления между ними глубокой специализации и разделения труда. Ведь уже мало-мальски произошедшая специализация внутри деревни приводит к настолько большой произ-водительности труда кустарей, что предложение их продукции может превысить спрос на нее, что будет непреодолимым тормозом для углубления специализации и увеличения числа кустарей в рамках изолированной деревни.
То есть в самой по себе деревне (без обмена с городом и без оттока туда кустарей, прислуги...) специализация и разделение труда, а потому и совершенствование средств производства имеют предел в своем развитии, причем на очень низком уровне: подавляющее большинство тружеников деревни, крестьяне, ведут преимущественно натуральное хозяйство. И если их потребности и превышают существующее производство, они все равно не смогут развивать его дальше, потому что это развитие возможно только на базе дальнейших специализации и разделения труда.
Поэтому мы и наблюдаем на протяжении веков в деревне почти одни и те же средства производства, приемы труда и технологию производства, Деревня почти застыла в своем историческом развитии. Из этого можно сделать вывод, что всякая экономическая изоляция определенного народа тормозит его развитие и имеет предел на уровне его экономического развития, определяемый коли-
чеством населения: чем меньше людей в экономически изолирован- ной стране, тем менее глубоки возможные разделение и специализация труда, тем ниже предел экономического уровня развития этой страны.
Поэтому общественный прогресс может осуществляться далее только через образование и развитие городов, безграничную специализацию и разделения труда в обществе, а потому - рост товарного обмена между деревнями, городами и странами.
Ведущую роль в этом процессе играет город, основанный преимущественно на производстве несельскохозяйственной продукции, Здесь специализация, тем более с ростом населения в городах, и раз- деление труда, а потому и совершенствование средств производства, не знают предела, тем более с разделением труда между нациями и странами. Разнообразие товаров растет, а вместе с ним растут и потребности людей, которые можно удовлетворить только еще большим разнообразием и количеством товаров, что влечет за собой дальнейшую специализацию и разделение труда, дальнейшее повышение производительности труда.
И только участие деревни в товарном обмене с городом, опередившим первую в своем развитии, создает для нее (для деревни) возможности для более высокой производительности труда вследствие как совершенствования сельскохозяйственных средств производства, так и специализации, основанной на этих средствах.
Наиболее радикальные изменения здесь происходят под влиянием становления в городе капиталистического способа производства.
Итак, средства производства в городе становятся все разнообразнее и совершеннее. С дальнейшими специализацией и разделением труда еще более растет производство товаров, особенно продукция ремесленников и кустарей. Растет настолько, что появляются купцы, посредники обмена между товаропроиз- водителями и потребителями, знаменуя собой зарождение особой отрасли производства - торговли, способствуя своей деятельностью дальнейшему значительному углублению разделения труда и совершенствованию специализации производителей, давая им новые возможности и необходимости для совершенствования средств производства.
Вся эта непрерывная цепь следствий реализуется людьми все тем же механизмом осознания (оценки, осмысления значения) новых возможностей для достижения своих целей по причине материальной заинтересованности людей и воплощения этих возможностей волевой
практической деятельностью в жизнь. Этот процесс повторяется ежедневно и ежеминутно, развивая мышление людей, все более пополняя багаж их знаний об объективной реальности и социальной действительности, развивая тем самым все новые интеллектуальные возможности в понимании людьми окружающих их процессов, что (этот процесс интеллектуального развития) является основой и причиной дифференциации знаний в дальнейшем и образования научных форм познания действительности.
Таким образом, мы достигаем такого пункта в общественном развитии, когда товарообмен развит уже довольно значительно: даже феодал присваивает продукты прибавочного труда крестьян и других подданных все чаще в виде денег. Доля товаров, потребляемых людьми на этом историческом этапе развития, значительно выше ранее изображенного, хотя доля натурального продукта в потреблении по отношению к товарам еще значительна.
Как и на ранних этапах развития феодального способа производства, здесь, в товарном обмене, который уже скорее товарно-денежный обмен, больше всего участвуют кустари и ремесленники, специализированные до такой степени, что некоторые компоненты продуктов своего труда они приобретают в виде товаров, за деньги. А потому и стоимость своих конечных продуктов они оценивают с учетом стоимости потребленных товаров, пошедших на изготовление новых потребительных стоимостей (имеются в виду средства производства, предметы труда). То есть к этому времени некоторые частные собственники (кустари и ремесленники) научились контролировать производство не только в натуральных единицах, но и в стоимостных категориях. Появилось понятие «затраты».
Но пока это производство ведется на ограниченной местности, его развитие сильно сдерживается ограниченными специализацией и разделением труда, которые к тому же искусственно сдерживаются цехами и профессиями, иначе произойдет неоправданно большоеувеличение количества кустарей для данного количества населения.
Кустари пока еще, как и раньше, трудятся лишь с целью удовлетворения своих непроизводственных потребностей, ведут не расширенное производство, а простое, потому что их производственная деятельность не только сильно ограничена небольшой территорией, но и сам товарный обмен происходит чаще всего в развернутом виде, без денег. А потому товарный обмен недостаточно отражается кустарями как стоимостной оборот, т.е. недостаточно еще контролируется ими в стоимостных категориях. Да и прибыль еще настоль-
ко мала и часто имеет неденежный вид, что кустари ее просто проживают, не замечая ее стоимостную величину.
Поэтому накопление здесь возможно пока еще только в виде сокровищ и недвижимого имущества.
Но появились уже люди, которым, в силу дальнейшего развития товарно-денежных отношений, невыгодно оставлять и накапливать у себя деньги без движения, в виде сокровищ. Это купцы. Ведь только с помощью денег они могут осуществлять свои посреднические услуги по обмену товарами. И чем больше у них денег, тем более эффективно они осуществляют посредничество между людьми как для людей, так и для себя. Да и чем чаще будет купец осуществлять свои челночные операции, тем больше выгоды извлечет из них. И оценивает свои торговые операции купец уже полностью в стоимостных категориях.
Купцу эти серии купли и продаж видятся как товарооборот, как движение самой стоимости, из которого (из оборота) возникает прибыль, а потому образуются и понятия, отражающие «видимые» им процессы обращения стоимости. Осознавая это, купец материально заинтересован в прибыли как средстве удовлетворения всей гаммы существующих у него потребностей.
А это уже качественно новый момент в частнособственническом производстве: теперь процесс накопления с целью расширения экономической деятельности возможен и осуществляется некоторыми частными собственниками (купцами) как процесс товарно-денежного оборота, вполне осознаваемый купцом и эффективно планомерно контролируемый им. Причем основным инструментом этого контроля становятся стоимостные понятия - стоимость товарно-денежного оборота, масса прибыли, норма прибыли. А это тоже качественно новые моменты в регулировании производства: появился эффективный способ планомерного регулирования производства каждым отдельным частным собственником, причем производства расширенного, правда, пока ещё как производства прибавочной стоимости только на товарно-денежных операциях (где деятельность купца как производителя эффекта-посредничества, «обладающего» стоимостью, понята не была, а внимание сконцентрировано на товарообороте вещей и прибыли при абстрагировании от частных собственников, которых обслуживал купец), а потому понятого мистически - как движение капитала, как самовозрастание стоимости. Таким образом, товарный фетишизм капиталистического производства (в данном случае на этапе его становления) совпал с иллюзиями Гегеля о природе. 244
В целом, в совокупности указанные новые моменты в производстве означают появление в частнособственническом производстве качественно нового частного собственника - капиталиста, производителя прибавочной стоимости.
Причем надо различать два этапа в становлении купца капиталистом: до тех пор пока прибыль купца тратится им самим непроизводительно, т.е. пока он ведет простое воспроизводство, до тех пор он - обыкновенный кустарь, производящий эффектпосред- ничество и получающий за этот эффект плату вещественными товарами соответственно своим трудовым затратам. И свое производство (посредничество) он ведет лишь ради удовлетворения своих потребностей наравне с другими тружениками - частными собствен- никами. Но, поскольку, его производственная деятельность совершается как товарно-денежный оборот, то это им и осознается. А потому возникает материальная заинтересованность в расширении масштабов своей деятельности.
И с дальнейшим разделением труда в обществе, с ростом зависимости производителей и покупателей от купца прибыль приобретает такую величину, что она не может быть не замечена. Возникает возможность накопления. И с этого момента он делает прибыль не только с целью личного потребления, но и с целью расширенного воспроизводства, с целью накопления.
И следует подчеркнуть, что зависимость партнеров купца по товарообмену от последнего заключается в выгодном для купца соотношении спроса и предложения на покупаемые и продаваемые товары, благодаря чему купец и при покупке, и при продаже товара присваивает часть прибавочной стоимости партнеров по товарно-денежной сделке.
Вот с этого момента он - капиталист; по-видимости - лишь денеж- ный, а в действительности - наживающийся на прибавочной стоимости продавцов и покупателей, пользуясь их зависимостью, а далее наживающийся и на эксплуатации рабочих сферы торговли. Поэтому он - эксплуататор,