Способу производства
С дальнейшими специализацией и разделением труда процессы труда становятся все более результативными, т.к. производители совершенствуют свои навыки, знания, растет совершенство средств труда. Последние становятся все более искусственными (все более подвергаются обработке людьми с целью применения в производстве), все более искусными, совершенными, что позволяет и в-одиночку добыть или произвести необходимое количество продуктов.
Специализация труда достигает такой ступени развития, что не только внутри происходит довольно значительное разделение труда, но даже общины целиком занимаются преимущественно одного рода деятельностью, возникают преимущественно земледельческие и преимущественно скотоводческие племена.
Внутриобщинная специализация производителей позволяет производить им продуктов труда уже больше самого необходимого
уровня, столько, что уже можно создавать запасы на случай стихийных бедствий, есть время производить продукты труда, не имеющие сугубо утилитарного значения, и т.п. И при соприкосновении с другими общинами возникает потребность в продуктах труда других общин. А поскольку возможности для обмена («лишние» продукты) налицо, то обмен происходит.
|
|
Обмен, конечно, от имени общины и для нее осуществляют ее руководители, люди, облеченные доверием коллектива. Их деятель- ность внутри общины, а потому и вне ее объясняется все той же специализацией, все тем же разделением труда внутри общины и наличием у нее общих для всех членов общины потребностей. Это такие люди, как вожак, старейшина, шаман, военачальник и т.п.
Товарный обмен между общинами улучшает удовлетворение потребностей членов общины и повышает уровень этих потребностей, стимулируя развитие производства далее, углубляя специализацию труда между общинами и внутри них. Производительность
труда людей повышается, масса продуктов труда растет, улучшая жизнь людей, расширяя возможности для дальнейшего товарообмена. У общины появляются возможности некоторым их искусным умельцам, особо удачливым охотникам либо руководителям, пользующимся почетом и уважением, дарить в знак признания красивое оружие, одежду и т.п. Таким образом происходит «образование первобытной аристократии на почве общей собственности на землю», которая «опирается вначале вовсе не на насилие, а на добровольное подчинение и привычку»248.
Вместе с товарообменом у этой аристократии появляются возмож- ности при участии в товарообмене присваивать и потреблять продук- тов общинного труда больше, чем другие члены общины, т.к. их количество больше самого необходимого уровня потребления общинников. И так как обмен товаров был в руках достаточно авторитетных людей, а своя рука - владыка, то наличие неудовлетворенных потребностей у этих людей является достаточной причиной для присвоения и потребления части общинных продуктов.
|
|
Конечно, этот процесс присвоения авторитетами (буду пока их так называть) общественных продуктов труда идет не гладко. До тех пор пока не образовались классы, общинники не раз «раскулачивали» своих авторитетных вожаков.
«Ю.П. Аверкиева, говоря о племенах североамериканских индейцев, отметила, что ко времени открытия Америки у тамошних племен существовали «институты публичного показа и раздачи частных сокровищ». Они были «наиболее ярким проявлением противоречий между возникающими отношениями частной собственности и вытесняемыми ими древними формами общественного присвоения».
Вместе с тем богатые семьи для упрочения престижа и получения большей степени свободы в накоплении богатств сами прибегали к раздаче значительной части своего имущества между членами общины.
Всюду возникали многочисленные и разнообразные обычаи распределения накопленного отдельными семьями имущества между членами общины и даже уничтожения крупных богатств, обычаи, носившие во многих общинах обязательный характер»249.
Но, тем не менее, со временем процесс частного присвоения авторитетами общинных продуктов труда идет все более успешно, в связи с чем другие члены общины, в противовес вожакам и по их примеру, тоже стараются присвоить, в зависимости от обстоятельств,
возможно большее количество продуктов труда. Но наиболее естественным таким обстоятельством, позволяющим с чистой совестью присваивать продукты труда, есть их собственный труд. Благо, к этому времени средства производства развиты настолько хорошо, что люди и в- одиночку могут в достаточной степени обеспечить себя продуктами своего труда (каждый отдельный производитель в борьбе с силами природы значительно окреп, стал менее зависим от нее, чем прежде). Так люди и начинают поступать. И чем дальше - тем больше: трудятся в-одиночку, присваивают сами плоды своего труда. Их специализация тоже способствует высокой производительности труда, а разнообразие в потреблении достигается обменом продуктов своего труда на чужие.
Поэтому в жизнь общины все больше входят понятия «мое», «твое», «его»..., специализация и разделение труда, совершенствование индивидуальных средств производства делают свое дело: происходит становление частного производства и соответствующие ему частнособственнические отношения.
Но этому производству мешают семейно-брачные отношения, поскольку групповой брак ставит каждого члена большой семьи в положение равноправного коллективного собственника средств производства и продуктов труда любого члена этой семьи. Невозможно ведь стать частным собственником продуктов своего труда, оставаясь в то же время равноправным членом большой семьи, т.е. коллективным собственником, и наоборот. Одно исключает другое - либо я частный собственник, в противоположность коллективу, либо - коллективный; либо этот продукт мой, либо - наш.
Поэтому становление частнособственнического производства и товарообмена, становление частнособственнических отношений сопровождаются изменением формы семейно-брачных отношений. Экономические отношения являются здесь ведущими, а семейно-брачные - ведомыми, ибо производство продуктов потребления, от чего зависит жизнь человеческая, важнее для людей, чем форма семейно-брачных отношений.
Вот почему в результате становления частнособственнических отношений, чтобы не лишиться своего богатства безвозмездно, частный собственник вынужден себя ограничить минимальным количеством брачных партнеров, что соответствует цифре один (меньше уже невозможно, т.к. никак невозможно удовлетворять свои половые потребности, потребности в продолжении рода, а больше - экономически невыгодно, т.к. это значит больше терять продуктов своего труда)*. 224
|
|
*И уж теперь, когда рождение моногамной семьи состоялось (пусть пока еще не очень прочной, парной), у глав семей, этих частных производителей, возникает необходимость передачи своего богатства по наследству своим детям. Возникает институт наследства. Являясь следствием образования частнособствен- нического производства с его моногамной семьей, он (институт наследства) обратным своим воздействием (как следствие на основание) еще более цементирует прочность моногамных отношений в семье и частнособственнических в обществе.
Так в процессе становления частнособственнических отношений на основе становления частнособственнического производства (в следствие) происходит становление и развитие сначала парной, а затем и моногамной семьи. Все это происходит, конечно, не вдруг, не сразу, а занимает довольно длительный исторический период. Но, тем не менее, идет революционный процесс. И не только потому, что этот переходный процесс (само изменение) короче предыдущего и последующего этапов общественного развития, но прежде всего потому, что это есть процесс значительных качественных преобразований общественного производства и семейно-брачных отношений.
Активная роль мужчин и пассивная роль женщин в этих преобразованиях объясняет бесправное положение женщин в моногамной семье, по существу - объекта собственности мужчин*.
И вот в конце этих преобразований мы видим частных производителей, являющихся по этой причине частными собственниками и главами моногамных семей. По причине специализации (как бы она ни была незначительна по сравнению с современной) они обмениваются продуктами своего труда как товарами. На товарный обмен влияет соотношение спроса и предложения, а критерием обмена является стоимость. Живут они общиной по соседству друг с другом, почему эта община и называется соседской.
|
|
Ф. Энгельс в свое время указывал, что причиной возникновения моногамной семьи есть частная собственность, но не в широком понимании этих отношений, а уже по причине существования института наследства:
*Почему частным собственником-производителем, главой в данном случае, оказывается мужчина, играя активную роль в преобразовании семейно-брачных отношений, а женщина - пассивную роль, объясняется физиологическими и анатомичес- кими особенностями. Поэтому мы не будем это рассматривать здесь, для политэкономии физиология и анатомия и т.п. не принципиально важны. 225
«Она (моногамная семья. - В.В.) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом»250.
«Она отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно ничего общего, т.к. браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия - именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия,..»251
«Моногамия возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках, - притом в руках мужчины, - из потребности передать эти богатства по наследству детям именно этого мужчины, а не кого-либо другого»252,
Как видите, Ф. Энгельс путает причину со следствием: чтобы было кому передавать свое богатство, моногамная семья уже должна была существовать с уже существующим в ней богатством, и только после факта их наличия (и жены, и детей, и богатства) у отца может возникнуть необходимость оставить детям наследство в полной уверенности, что это его дети.
Но на самом деле эта цель отца хотя и является одной из причин прочности моногамных отношений в семье, но только в качестве следствия, обратной связью цементирующей эти отношения.
А первопричиной моногамии являются лишь частнособственнические отношения: стремление мужчин не лишаться добытых ими материальных благ, чтобы не делиться материальными ценностями ни с лишними женщинами и их детьми, ни с половыми партнерами этих женщин и с их детьми, т.е. эгоистические устремления.
Незначительная часть частных собственников, выполняющая общественные функции, удовлетворяющая коллективные потребности общины, пользуясь своим авторитетом, используя зависимое от них положение общины, часть продуктов труда общины присваивает безвозмездно, т.е. сверх своих трудовых затрат, полезных для общины. А это есть экономическое насилие.
Но члены общины видели и чувствовали несправедливость такого
присвоения, поэтому они часто лишали своих авторитетных общинников несправедливо накопленного имущества. В ответ на это авторитетные люди благодаря своему влиянию на общину, опираясь на свое более прочное экономическое положение, стали создавать себе группы помощников (дружины, кунаки...) в качестве средств для достижения своих целей. Наиболее легко, конечно, это было сделать военачальнику, поскольку его воины уже привыкли к его подчинению и насилию над другими людьми.
Так происходит зарождение государства, органа насилия эксплуататоров, в следствие становления авторитетов эксплуататорами.
С помощью своих помощников, т.е. пользуясь политическим насилием, авторитет, ставший или становящийся эксплуататором, более эффективно присваивает продукты труда тружеников253, а если это выгодно и возможно (а в подавляющем большинстве случаев это так), присваивает себе и общинные средства производства, и прежде всего землю.
Но наличие вооруженных помощников не единственное условие (возможность) для присвоения земли. Для того чтобы эти помощники действительно могли помочь авторитету совершить насилие, они должны быть сильнее массы производителей. И наоборот - масса слабее. При прочных коллективистских отношениях (при господстве общинной собственности) производителей это было бы невозможно, поскольку в силу коллективистских настроений и отношений никто бы из воинов не пошел против коллектива, а коллектив в силу тех же настроений не потерпел бы насилия ни от какого авторитета.
Но когда вследствие специализации и разделения труда в общине, вследствие совершенствования индивидуальных средств произ- водства начинает преобладать индивидуальный труд, перерастающий в частный, все более утверждаются вместе с эгоизмом и частно- собственнические отношения, то возникает и укрепляется и соответствующая частнособственническая психология, подрывающая коллективистские настроения людей, а потому и их коллективную силу: ведь теперь каждый сам за себя. А теперь пожалуйста - разъединяй и властвуй!
Поэтому выделение эксплуататоров из среды общинников возможно только тогда, когда частнособственнические отношения и соответствующая им психология в достаточной степени, как ржавчина железо, разъедят общественный организм коллектива, ослабят его силу. И именно по этим же причинам (каждый сам за себя) в это время авторитет морально готов и материально заинтересован
усилить свое экономическое положение в ущерб и за счет коллектива общины; и именно по этим же причинам и в это же время находятся люди (уже морально готовые) из среды общинников, готовые, в силу материальной заинтересованности, помогать авторитету в его притязаниях.
Вторым условием становления авторитета эксплуататором является достижение производителями такого уровня производительности труда, при котором количество производимых продуктов превышает минимальный уровень потребления потребителей в лице тех же об-щинников, говоря словами К. Маркса, при котором (уровне) произво- дитель производит сверх стоимости своей рабочей силы. Ведь присвоение земли эксплуататором имеет своей целью с ее помощью (за пользование его землей) присваивать прибавочный продукт труда тружеников, а не присвоение ради самого факта присвоения.
И третьим условием является населенность территории проживания людей не ниже такой плотности, выше которой земли хватает не всем: когда после присвоения части земельных пространств эксплуататорами труженикам земли не хватает и взять ее больше просто негде.
Осознав эти возможности, эксплуататор воплощает их в действительность с целью более полного удовлетворения своих потребностей за счет других, становясь, таким образом, феодалом, помещиком, лендлордом.
Пользуясь своей силой и авторитетом, феодал для одурачивания и шельмования тружеников (ставших в подавляющем большинстве крестьянами, т.е. с частными производителями-собственниками, занимающимися своими средствами труда, преимущественно земледелием) объявил собственность священной, ниспосланной Богом; издал с помощью им самим созданного государства закон о неприкосновенности частной собственности и другие выгодные ему законы.
Родилось право.
Подведем итоги сказанному:
Процесс труда тружеников общины развивается, совершенствуется. Активной стороной этого взаимодействия является человек, поскольку он обладает сознанием и волей, а пассивной - природа, хотя человек остается следствием природы, а она - его основанием, колыбелью. В этом взаимодействии совершенствуется человек, подвергается изменениям природа, совершенствуются и посредники их взаимодействия - искусственные средства производства; и вылива-
ется все это в специализацию и разделение труда, т.е. производители перестраивают свои отношения таким образом, что общая производительность их труда становится выше, чем прежде. Механизм этой перестройки протекает таким образом: люди осознают, чувствуют преимущества специализации и вступают в разделение труда, реализуя тем самым выгоды от специализации (см. прим. на с. 218). Так же совершенствуются и орудия труда, технология изготовления продуктов: осознав преимущества тех или иных усовершенствований, люди реализуют эти возможности в практике - делают все более совершенные орудия труда, работают более совершенными методами и приемами.
Достаточно высокая производительность труда общины дает возможность совершать товарообмен между общинами. Эта же высокая производительность труда членов общины и все большая их
специализация, и, главное, индивидуальный труд по причине наличия индивидуальных средств производства, материально заинтересовывают каждого производителя считать продукт своего труда «своим». А достигать разнообразия в удовлетворении своих потребностей в условиях специализации они будут путем обмена продуктов своего труда на чужие по примеру товарообмена между общинами.
Товарообмен есть, как и все другое, дело головы и рук человеческих, воплощение в жизнь возможностей, созданных предшествующим товарообмену развитием, под воздействием необходимости разнообразного удовлетворения потребностей людей.
Этот процесс влечет за собой изменение семейно-брачных отноше- ний: из группового брака выкристаллизовываются и упрочиваются парные, а затем - и моногамные семьи, укрепляя обратным воздейст- вием частнособственническое производство.
И завершает эту цепь значимых для экономического развития преобразований возникновение института наследства, еще более стабилизирующего и упрочивающего предыдущие процессы.
Небольшая часть общинников, в связи со становлением частнособ- ственнического производства и парных семейно-брачных отношений, пользуясь необходимостью для общины общественно-полезного сво- его труда, присваивает часть продуктов труда общинников безвозмез- дно, укрепляя более выгодное свое положение государством, что (государство), в зависимости от природных условий и населенности местности, чаще всего позволяет присваивать эксплуататору даже землю - основное средство производства254.
Таким образом, процесс преобразования первобытнообщинного
способа производства и соответствующих ему коллективистских отношений и группового брака завершается становлением частнособ- ственнического способа производства и соответствующих ему частнособственнических отношений в обществе и моногамных в семье; общины подвергаются классовому разложению - образуется класс эксплуататоров, чаще всего земельных собственников, с руководимым им государством, с одной стороны, и класс частных производителей (крестьян, кустарей, ремесленников...), экономически и политически угнетенных, - с другой.
Другими словами, «вместе с различиями в распределении возникают и классовые различия. Общество разделяется на классы - привилегированные и обездоленные, эксплуатирующие и эксплуатируемые, господствующие и угнетенные...»255
Любой член общины, как частный собственник, является активной стороной преобразования группового брака в моногамные отношения, т.к. каждый материально заинтересован ограничить себя одним брачным партнером. И точно так же эксплуататор, являясь таким же частным собственником, но паразитирующим на теле общественного организма, является активной стороной становления и существования классов, классовых отношений: только благодаря экономическому и политическому насилию авторитета над общинниками первый стал эксплуататором (помещиком, лендлордом, царем...), а последние - эксплуатируемыми.
Итак, цепь причинно-следственных зависимостей (совершенствование процесса труда вместе со средствами производства - специализация с разделением труда - становление частнособственнического производства с соответствующими отношениями - закрепление этого производства моногамными отношениями в семье - венчание всей этой системы институтом наследства - и все это вместе приводит к расколу общества на классы и образованию государства) завершилась. Мы видим перед собой частнособственническое производство. Оно ведется частными собственниками, подавляющее большинство которых - эксплуатируемые труженики. Это крестьяне, ремесленники, кустари... - все те, кто собственными индивидуальными средствами производства и собственным трудом добывают продукты своего труда. Меньшая часть собственников, эксплуататоры, чаще всего являются собственниками земли, присваивают часть продуктов труда тружеников безвоз- мездно, на основе экономического и внеэкономического, т.е. политического, насилия. 230
Для одурачивания и шельмования крестьян и других тружеников безвозмездное присвоение продуктов их труда эксплуататором обосновывается наделением их землей за счет земельных угодий эксплуататора*, а также религиозными и светскими предрассудками, а затем и юридическим правом**.
Поэтому эксплуататор является здесь действительным ложным юридическим собственником своих средств производства и части продуктов труда эксплуатируемых.
А производители являются действительными, истинными, может быть, и юридическими собственниками оставшейся им части продук- тов их труда, соответствующих стоимости их рабочих сил.
По причине эксплуатации рабочие силы производителей являются частично их истинными, действительными объектами собственности, а также действительными, но ложными объектами собственности эксплуататора соответственно соотношению стоимостей основного и
*Когда человек трудится с помощью средств производства, то такое их использование я называю непосредственным. А когда субъект (человек или коллектив) представляет свои средства производства для непосредственного их использования другим людям, беря за это плату (то ли в натуральной, то ли в товарно-денежной форме), то такое использование средств производства, да и других объектов собственности первыми лицами я называю представительским способом использования объектов собствен- ности. И здесь субъект, передающий свой объект собственности для непосредственного использования другим людям, является юридическим собственником переданного объекта собственности по отношению к получившему этот объект субъекту независимо от того, является ли он таковым формально, по закону. Поэтому помещик, наделяя землей крестьян, использует землю представительским способом и является юридическим ее собственником.
**Сэй говорит: «Права земельных собственников ведут свое начало от грабежа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 47); «...Кто платит за землю - платит только за право работать» (Чернышев- ский Н.Г. Пролог. Иркутск, 1984, с. 240-241). «Старик странно за- смеялся, оскалив сплошные зубы. - Закон! - повторил он презри- тельно, - он прежде ограбил всех, всю землю, все богачество у людей отнял, под себя подобрал, всех побил, какие против него шли, а потом закон написал, чтобы не грабили, да не убивали. Он бы прежде этот закон написал» (Толстой Л.Н. Воскресение. Северо-Западное книжное изд., 1977, с. 456).
прибавочного продуктов их труда, поскольку эти объекты собственности, рабочие силы, используются и в интересах одних, и в интересах других лиц (см. с. 185-186).
Поскольку производство ведется здесь частными собственниками, ставшими по этой причине главами моногамных семей, постольку именно моногамные семьи являются основной хозяйствующей единицей общества, основной ячейкой образовавшегося частнособ- ственнического общества.
Поскольку производство ведется здесь частным образом специализированными производителями, то разнообразие в потреблении достигается обменом продуктов труда между производителями-собственниками. В этом обмене (а скорее, в обмене с другими эксплуататорами и местностями) участвует также и эксплуататор, выступая в обмене своих ложных объектов собственности таким же действительным частным собственником, как и их производители.
Благодаря обмену продукты труда стали называться товарами. А поскольку обмен (простая смена собственников) принципиально ничего в создании продуктов труда не меняет (см. прим. на с. 221), то товар, как и продукт, не может быть овеществлением труда и общественным отношением, а лишь продуктом труда и продуктом (следствием) общественных, а точнее - частнособственнических отношений, продуктом обмена.
Распределение продуктов, т.е. их движение в переходный период становления классового общества от производителей к потребителям, осуществляется частично по принципам общинного производства, а частично - частнособственнического.
Итак, первобытная община превратилась в соседскую. Из коллек-тивных тружеников люди стали частными производителями, действу- ющими каждый на свой страх и риск. «Подвели» их так средства про- изводства, усовершенствованные до того, что и при индивидуальном их использовании обеспечивали необходимый уровень жизни и требовали именно индивидуального применения.
Авторитетные общинники стали феодалами. Как мы видели, одной из причин такого становления явилась разобщенность интересов и действий производителей вследствие частнособственнического способа производства, а потому и частнособственнической психологии (каждый сам за себя). Это привело к экономическому соперничеству: каждый стремился урвать в зародившемся товарообмене по возможности больше, взять себе лучшие земли и т.д. А наиболее легко это было сделать авторитетам. Поэтому именно они в этой борьбе побеждают. 232
Мы видим здесь процесс частнособственнической революции, а точнее - феодальной: коллективное производство через индивидуаль- ное переходит в частное (новое качество), коллективистские отноше- ния сменяются по этой причине частнособственническими с соответствующими целями и психологией, в результате чего общество раскалывается на классы - образуется государство.
Ведущей революционной наиболее активной стороной образова- ния классов являются феодалы, а потому революция феодальная.
Следствием становления частнособственнического производства и феодальной революции явилась революция в семейно-брачных отношениях: групповой брак преобразовался в моногамную семью.
Конечно, эта моногамия лишь для женщин, поскольку именно они являются пассивной стороной этого процесса вследствие эгоистичес- ких устремлений частного собственника - мужчины. Поэтому если экономическое положение позволяет мужчине иметь нескольких жен (неважно, насколько эти отношения узаконены), то он их и имеет.
И чем дальше уходит общество в своем развитии от феодальной революции, тем больше забываются коллективистские привычки и психология и тем более укрепляются частнособственнические: эгоис-тические и даже человеконенавистнические; поэтому еще более ослабляются взаимная поддержка и помощь крестьян и все более упрочивается положение феодала в его новом качестве.
Конечно, не все коллективистские привычки, традиции и мораль исчезают, т.к. у соседской общины остаются и общие интересы, и родственные связи, какая-то роднящая их взаимная зависимость. Но этого недостаточно для их сплоченности, чтобы освободиться от гнета феодала и его государства.
Угнетательские функции феодала солидаризуют его с другими экс- плуататорами, а потому из их общения на почве выполнения общест- венных функций рождается государство с верховным правителем во главе, в функцию которого входят почти только политические функ- ции - поддерживать политическую и экономическую власть феодалов. Этот процесс, как видим, есть следствие выделения феодала из среды общинников и идет одновременно с ним.
Солидарность и общение феодалов в силу их общественного поло- жения обеспечивают им постоянную организованность и единение.
Разобщенность интересов крестьян в производстве, как и само производство, их психологическая разобщенность вследствие этого, усугубляемая их неграмотностью и забитостью. И они непреодолимы
на почве мелко-частнособственнического (в основном крестьянского) производства.
Это соотношение экономической силы феодалов и их организован- ности, с одной стороны, и разобщенности крестьян - с другой, обеспе- чивает первым возможность эксплуатации вторых и делает бесперс- пективными крестьянские войны в смысле изменения общественных отношений: ведь крестьяне (если кто-нибудь из них не станет эксплу- ататором) и после восстания и даже победы будут заниматься тем же привычным делом и делать его так же, а потому сохранят те же частнособственнические отношения, инстинкты и соответствующую разобщенность, потому что их средства производства позволят им трудиться не иначе как частным образом. А необходимость выполнения общественных функций, на которых вырос и упрочился феодал, тоже ведь осталась.
Поэтому восставших крестьян, доведенных эксплуатацией до отчаяния, можно понять, следует им посочувствовать, но нельзя не признать, что их восстания вследствие бесперспективности и частичного разрушения производительных сил, тормозят общественное развитие.
Таким образом, оказывается, что классовая борьба может не только способствовать общественному развитию, но и тормозить его, в зависимости от исторических условий.