Будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы

Методика формирования у будущих педагогов-психологов готовности к работе с родителями школьников разрабатывалась на основе экспериментальной проверки комплекса педагогических условий. К ним мы отнесли:

1) введение в учебный план специальности «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников»;

2) формирование у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников;

3) учет региональных особенностей в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы.

Общая программа реализации этих условий отражается в таблице 1.

 

Таблица 1

Программа реализации педагогических условий формирования

профессиональной готовности будущих педагогов-психологов

к работе с родителями школьников

Педагогические условия Формы Методы
  Введение в учебный план специальности «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников» Лекция; семинар; диспут; «круглый стол»; зачет; вечер; конференция и т.д.; Рассказ, беседа, наблюдение, анализ, синтез, конкретизация, сравнение, дискуссия, эксперимент, корректировка, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, требование, задавание вопросов, поощрение, защита, критика и т.д.  
  Формирование у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников Экскурсия; конференция; диспут; конкурс; лекция; семинар; консультация и т.д.   Рассказ; дискуссия; беседа тестирование, рикошет, бумеранг, требование, диагностирование, «вхождение в роль», акцентирование, рекомендация, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, эксперимент повторение; и т.д. и т.д.
  Учет региональных особенностей в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы Лекция; семинар; зачет; «круглый стол»; диспут; консультация и т.д.; Рассказ; сравнение; анализ; контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, регламентирование и т.д.  

 

Рассмотрим методику реализации каждого условия.

Спецкурс «Работа педагога-психолога с родителями школьников» изучается в 4-ом семестре. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, к этому времени студенты уже усваивают основные дисциплины общепрофессионального, специального циклов: общие основы педагогики, общую психологию, возрастную психологию, теорию обучения, теорию и методику воспитательной работы и т.д. На фоне этих общих знаний содержание специального курса, как правило, хорошо усваивается. В то же время спецкурс способствует закреплению общих знаний по ранее изученным предметам. Во-вторых, 4-ый семестр предшествует педпрактике. Изучение спецкурса до практики позволяет применять полученные знания, приобретать умения и навыки. Спецкурс повышает роль педагогической практики в подготовке студентов к работе с родителями.

На изучение спецкурса отводится 44 часа: 26 лекций, 18 семинаров.

Программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 031000. Цель курса: систематизация процесса подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

- расширение, углубление, закрепление у студентов знаний по теории и практике работы с родителями, полученных в процессе изучения других дисциплин, во время научной и внеучебной деятельности;

- совершенствование умений и навыков будущих педагогов-психологов по методике работы с родителями школьников;

- усиление положительного отношения студентов к работе с родителями школьников;

- формирование у них стремления к повышению своей квалификации в этом деле.

По завершению курса студент должен:

- овладеть теорией и практикой организации работы педагога-психолога с родителями школьников;

- иметь положительное отношение к работе с родителями;

- проявлять активность, творчество, инициативу, целеустремленность, терпение, силу воли, настойчивость в работе с родителями и т.д.

В процессе изучения спецкурса много внимания уделялось организации самостоятельной работы студентов. Они пишут рефераты, статьи, доклады, выполняют контрольные, курсовые работы.

Контроль над качеством усвоения содержания курса осуществляется на семинарских занятиях, во время межсессионной аттестации, индивидуальных бесед, путем оценки ответов, выполненных работ. Итоговой контроль завершается зачетом.

Содержание спецкурса определялось на основе принципов целостности, индивидуализации, развития, поэтапности, саморегулируемости, достаточности, универсальности, неограниченности содержания. Целостность означает, что данный спецкурс, его содержание как часть целого гармонично входит в систему изучаемых на этой специальности дисциплин. Ненужные повторения не допускаются. Индивидуализация требует корректировки содержания в зависимости от способностей, возможностей каждого студента. Принцип развития предполагает, что содержание спецкурса поднимает будущего педагога-психолога на новый уровень. Содержание развивает поэтапно, например, от простого к сложному, от легкого к трудному и т.д. В этом заключается суть принципа поэтапности. Принцип саморегулируемости означает, что содержание спецкурса гибкое, может меняться, корректироваться, иметь разные уровни, варианты. Оно формирует у будущего педагога-психолога самостоятельность, умение совершенствовать себя, целеустремленность в изучении основ работы с родителями учащихся. Принцип достаточности не допускает лишних или недостающих знаний, умений, навыков, отношений, черт характера. Принципом универсальности устанавливается степень обширности всего содержания спецкурса, его отдельных элементов. Он не разрешает слишком конкретизировать, детализировать вопросы. Изучаются общие, универсальные знания, умения, отношения, черты характера.

Руководствуясь этими принципами, мы получили такое содержание спецкурса, которое состоит из следующих основных вопросов (табл. 2).

 

Таблица 2

Тематический план

спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников»

 

№     Темы Формы педагогического процесса  
лекции семинары самостоятельная работа
  Семья и ее роль в формировании личности      
  Актуальность работы педагога-психолога с родителями учащихся      
  Общая характеристика системы работы педагога-психолога с родителями школьников      
  Психолого-педагогические особенности родителей учащихся современной общеобразовательной школы      
  Требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями      
  Цель и задачи работы педагога-психолога с родителями школьников      
  Содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся      
  Формы работы педагога-психолога с родителями учащихся      
  Консультация для родителей      
  Средства работы педагога-психолога с родителями учащихся      
  Методы работы педагога-психолога с родителями школьников      
  Региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся -    
  Работа педагога-психолога по повышению педагогической культуры родителей      
  Ошибки педагога-психолога в организации работы с родителями      
  Методология и методы научного исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся      
  Оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся      
  Общее количество часов      

 

Для эффективности спецкурса мы осуществляли следующие действия:

1. Добились органического единства спецкурса с системой всех учебных дисциплин, изучаемых на специальности «Педагогика и психология», внеучебной, научной деятельностью студентов. Содержание, цели, задачи этого спецкурса не повторяют, а дополняют, расширяют, углубляют, актуализируют знания, умения, навыки, полученные по другим предметам.

2. Предварительно ознакомили студентов с требованиями, предъявляемыми в изучении данного спецкурса. Это приводит к качественному усвоению содержания, экономии времени, средств. Поэтому мы заранее объяснили студентам цели, задачи спецкурса, предполагаемые результаты, методику приема зачета и т.д. Дали им «Учебно-методический комплекс по спецкурсу» (приложение 2), программу, зачетные вопросы. Разрешили досрочно сдавать зачет. Все это привело их в активное действие.

3. Обеспечили студентов средствами, необходимыми для качественного усвоения спецкурса. Спецкурс требует определенных средств: книг, учебных пособий, заданий, методических рекомендаций, списка литературы, тематику рефератов, курсовых и дипломных работ, алгоритмов, инструкций, аудиторий, таблиц, плакатов, дидактических карточек и т.д. Они находились в учебных, методических кабинетах, в кабинетах ТСО, психологической службы, в библиотеке, на кафедре. Нами составлен перечень средств, используемых в формировании у будущих педагогов-психологов готовности к работе с родителями учащихся (табл. 3).

Таблица 3

Перечень средств, необходимых для формирования

у будущих педагогов-психологов готовности к работе

с родителями учащихся в процессе изучения спецкурса

Наименование средств Место нахождения
  Учебно-методический комплекс спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников» // сост. Г.Г. Хасанова. – Сибай: СИ БашГУ, 2008. - 20 с. Кабинет педагогики, методический кабинет факультета, библиотека института
2. Задания из сборника Омельяненко В.И и др. «Задания и педагогические ситуации» // Омельяненко В.И и др. – М.: Просвещение, 1993. – 272 с. Кабинет педагогики, библиотека института
3. Папка директивных документов, определяющих содержание работы педагога-психолога с родителями школьников Кабинет педагогики, методический кабинет факультета
4. Учебные фильмы о работе педагога-психолога с родителями школьников, изготовленные методическим кабинетом Методический кабинет факультета
5. Планшеты, раскладушки, отражающие опыт работы педагогов-психологов с родителями школьников Кабинет педагогики, методический кабинет факультета
6. Тематика рефератов, курсовых, дипломных работ по проблемам работы педагога-психолога с родителями школьников Кабинет педагогики
7. Рефераты, курсовые, дипломные работы по проблемам работы педагога-психолога с родителями учащихся Кабинет педагогики
8. Таблицы, плакаты, рисунки, картины, портреты, диаграммы, необходимые в работе с родителями школьников Кабинет педагогики
9. Художественные произведения, используемые в работе педагога-психолога с родителями учащихся Библиотека института
10. Анкеты, тесты, алгоритмы, схемы, приборы, используемые в работе педагога-психолога с родителями учащихся Кабинет педагогики
11. Отчетные материалы студентов-практикантов об организации работы с родителями школьников Кабинет педагогики
12. Методические рекомендации, учебные пособия по работе педагога-психолога с родителями учащихся Кабинет педагогики, методический кабинет факультета
13. Технические средства обучения, используемые в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями Кабинет педагогики, методический кабинет факультета, кабинет ТСО, мультимедийный класс

 

4. В педагогическом процессе иногда наблюдаются две крайности: а) чрезмерная активность преподавателей (они недооценивают самостоятельную работу студентов, все делают сами); б) чрезмерная самостоятельность студентов (педагог ограничивается поверхностным изложением материала, давая львиную долю тем студентам для самостоятельного изучения). Обе эти крайности опасны. В первом случае у студентов возникают беспомощность, зависимость от преподавателя, во втором – много времени и сил студента уходит на самостоятельное добывание знаний, из-за чего замедляется темп обучения. В общем итоге страдает профессиональная готовность.

При организации педагогического процесса по изучению спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников» мы учли эти возможные нежелательные последствия и поэтому старались добиться оптимального сочетания педагогического руководства с самостоятельностью студентов. Для этого сначала определили круг вопросов, которые будут изучаться коллективно под руководством преподавателя, преимущественно на лекциях.

К этому кругу, например, относились такие темы, как роль семьи в формировании личности; психолого-педагогические особенности родителей учащихся современной общеобразовательной школы; требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями; система работы педагога-психолога с родителями школьников; цель и задачи работы педагога-психолога с родителями школьников; содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся; работа педагога-психолога по повышению педагогической культуры родителей; формы работы педагога-психолога с родителями учащихся; методы работы педагога-психолога с родителями школьников; региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся; типичные ошибки педагога-психолога в организации работы с родителями; критерии оценки работы педагога-психолога с родителями учащихся; история и современное состояние и тенденции развития семейной педагогики и методики работы с родителями; законодательство о семье, браке, об обязанностях и правах родителей; этика и педагогическая техника общения с родителями.

После этого составили перечень вопросов для самостоятельного изучения. К ним отнеслись: документы, определяющие содержание работы педагога-психолога с родителями школьников; выявление индивидуальных особенностей родителей; методика проведения бесед с родителями учащихся; особенности подготовки и чтения лекций для родителей; использование метода внушения в работе с родителями учащихся; педагогические ошибки родителей; умелое применение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье; причины семейных конфликтов и способы разрешения их; изготовление и использование наглядных пособий в работе с родителями и т.д. (Приложение 2).

Затем определялись темы для обсуждения на семинарских занятиях. Во время эксперимента на семинарах изучались, например, такие темы: методология и методы научного исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся; опыт подготовки будущих педагогов-психологов в педагогических вузах; условия эффективной организации работы студента-практиканта с родителями школьников; характерные особенности современной семьи; воспитание детей в неполных семьях; педагогическая культура родителей; оказание помощи классным руководителям в подготовке и проведении собрания родителей; психолого-педагогические условия предупреждения трудновоспитуемости и правонарушений среди несовершеннолетних; причины суицида среди детей; средства работы педагога-психолога с родителями учащихся; оформление уголка для родителей в кабинете психологической службы и т.д. (приложение 2).

Составлялся перечень заданий студентам для самостоятельного выполнения. Он состоял из следующих наименований: разработать методические рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школе; составить список литературы по проблемам работы педагога с родителями учащихся; проектировать школьный кабинет семейной педагогики и методики работы с родителями; составить психолого-педагогическую характеристику на подростка, состоящего на учете при инспекции по делам несовершеннолетних; обобщать опыт работы педагога-психолога с родителями школьников; написать и опубликовать статью о типичных педагогических ошибках родителей и т.д. (Приложение 2).

Заранее были составлены вопросы для самоконтроля. Они применялись как после каждой темы, так и после завершения отдельных разделов и всего курса.

Оптимальному сочетанию педагогического руководства и самостоятельности студентов помогли регулярно проводимые консультации. Они проводились и по темам семинарских занятий, и по темам, предназначенным для самостоятельного изучения. Консультационную помощь студенты получали и по написанию рефератов, курсовых, дипломных работ. Были обязательные, добровольные, индивидуальные, коллективные консультации.

5. Обеспечили гармоничное сочетание теоретических и практических заданий, связанных с подготовкой будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. Задания имеют большое значение. Решая их, будущий педагог-психолог приобретает знания, умения, навыки, черты характера, эмоции, отношения. От целостности, единства этих элементов содержания зависит качество подготовленности специалиста. Знаний и умений, необходимых для работы с родителями школьников, достаточно много. Для усвоения того или иного знания (или умения) требуется свое соответствующее задание. Однако бывают и такие задания, которые формируют одновременно несколько знаний или несколько умений, или знания, умения, навыки, черты характера, эмоции, отношения вместе и т.д. При выборе заданий учитывали их возможности.

Мы определили перечень заданий по курсу «Работа педагога-психолога с родителями школьников», распределили их по темам (табл. 4).

Таблица 4

Задания для студентов

по спецкурсу «Работа педагога-психолога с родителями школьников»

 

Задания Цель задания Форма отчета о выполнении задания
  Определить уровень подготовленности известного Вам педагога-психолога к работе с родителями школьников Формирование умения определять уровень подготовленности педагога-психолога к работе с родителями школьников Выступление на семинаре
  Выявить и обосновать зависимость качества работы педагога-психолога с родителями школьников от его характера Формирование: а) знания о роли и значении характера педагога-психолога в организации работы с родителями; б) желания и привычки совершенствовать свой характер Реферат
  Проанализировать план работы педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся Формирование умений: а) объективно оценивать план работы педагога-психолога; б) составлять план работы педагога-психолога Выступление на семинаре
  Обобщать опыт педагога-психолога по реализации того или иного направления работы с родителями учащихся Формирование: а) наблюдательности и внимания к работе опытных педагогов-психологов; б) умения обобщать опыт других Доклад на лекционном занятии
  Обобщать опыт работы педагога-психолога по применению форм работы с родителями учащихся Формирование знаний и умений Реферат
  Разработать методические рекомендации по эффективному применению отдельных форм работы с родителями Формирование желания и умения обучать коллег работе с родителями школьников Разработка методических рекомендаций
  Наблюдать за работой педагогов-психологов во время консультирования родителей Ознакомление с практикой организации коллективных и индивидуальных консультаций для родителей Выступление на семинаре
  Подготовить ответы на письменные вопросы родителей Формирование умений и навыков составлять письменные ответы на вопросы родителей Письменные ответы на вопросы
  Выявить ошибки педагогов-психологов в применении средств работы с родителями Формирование умений: а) выявлять ошибки; б) правильно применять средства работы с родителями Реферат
  Разработать методические рекомендации по эффективному применению отдельных средств работы с родителями учащихся Формирование умения и желания указывать коллегам их ошибки, оказывать им помощь в совершенствовании педагогического мастерства Разработка методических рекомендаций
  Разработать методику применения отдельных методов работы с родителями (по выбору) Формирование научно-творческого подхода к работе с родителями учащихся Реферат
  Анализировать педагогические ситуации Формирование аналитического, научного подхода к работе, умения объективно оценивать педагогические ситуации Выступление на семинаре
  Написать рецензию на научный труд, посвященный работе с родителями учащихся Формирование: а) внимания и интереса к научным источникам; б) умения научно и публично оценивать научные труды Письменная рецензия
  Составить анкету для выявления причин педагогических ошибок родителей Формирование умений: а) составлять анкету; б) выявлять причины педагогических ошибок родителей Анкета
  Оценить эффективность деятельности педагога-психолога с родителями школьников Вооружение знаниями и умениями оценивать качество работы педагога-психолога с родителями учащихся Выступление на семинаре
  Составить список литературы по проблеме оценки работы педагога-психолога Формирование умения систематизировать литературу, интереса к изучению научных источников по проблеме Список литературы
  Написать реферат, статьи, курсовые работы Формирование научно-исследовательских умений Реферат, курсовая работа
  Провести анкетирование среди родителей (учащихся, педагогов-психологов (по выбору) Обучение методике проведения анкетирования среди родителей и обработки полученной информации Выступление на семинаре

 

Задания не ограничивались тем, что дано в этой таблице. Во время эксперимента их накопилось достаточно много. Поэтому имелась возможность выбирать их с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, возможностей каждого студента. Они выполнялись и индивидуально, и коллективно на семинарах, зачетах, экзаменах, во время педпрактики и т.д. Коллективно выполнялись задания тогда, когда:

- у студентов не было достаточного опыта по решению подобных заданий;

- были объемными, сложными, обширными;

- была необходимость в сравнении своего мнения с мнениями других;

- нужна была эмоциональная обстановка, атмосфера;

- решение требовало вариативности, различных подходов;

- уровни подготовленности студентов были неравными, требовалась взаимопомощь и т.д.

Так решались, например, следующие задания: разработка методических рекомендаций по эффективному применению отдельных форм работы с родителями; оценка эффективности работы педагога-психолога с родителями школьников; разработать методику применения отдельных методов работы с родителями (по выбору) и т.д.

Некоторые задания выполнялись в непосредственном общении с родителями, практическими психологами по месту их работы. К ним, например, относятся такие задания, как оценить соответствие известного Вам педагога-психолога профессиональным требованиям, необходимым для работы с родителями школьников; обобщать опыт педагога-психолога по реализации того или иного направления работы с родителями учащихся; обобщать опыт работы педагога-психолога по применению форм работы с родителями учащихся; наблюдение за работой педагогов-психологов во время консультирования родителей; провести анкетирование среди родителей (учащихся, педагогов-психологов) и т.д.

Выполнение отдельных заданий требовало длительного времени. Такими были: наблюдение за работой педагогов-психологов во время консультирования родителей; оценить эффективность деятельности педагога-психолога с родителями школьников; разработать методику применения отдельных методов работы с родителями; раскрыть зависимость результата работы педагога-психолога с родителями школьников от его характера и т.д. Длительность способствовала погружению студента в работу с родителями школьников, обеспечила непрерывность в подготовке их к данному виду педагогического труда.

Все эти особенности заданий создавались нами специально, с целью проверки их роли, влияния на процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

Выполнение того или иного задания происходит по-разному. Это зависит от многих факторов: характера задания, уровня развития студента, цели, содержания, средств педагогического процесса и т.д. Поэтому в книге с ограниченном объемом невозможно раскрыть методику решения каждого задания. Ограничимся одним примером, в котором, в основном, отражаются общие моменты решения педагогических заданий, используемых по курсу «Работа педагога-психолога с родителями школьников».

Задание. Анализ педагогической ситуации. Данное задание выполняется поэтапно.

I этап. Выбор педагогической ситуации. Студент может использовать ситуацию, которую он когда-то наблюдал, может взять ее из сборников заданий.

II этап. Выявление проблемы в ситуации. Студент четко и ясно формулирует ее в форме вопросительного предложения.

III этап. Установление причин возникновения проблемы – ошибок родителей.

IV этап. Выявление или прогнозирование последствий, если не будет разрешена проблема.

V этап. Разработка методических рекомендаций по предупреждению и устранению педагогических ошибок родителей.

Как видно, решение педагогической ситуации представляет собой целостный цикл действий, который способствует формированию у будущих педагогов-психологов умения разрешать проблемы родителей.

Формы занятий по спецкурсу выбирались с учетом его цели, задач, содержания, средств, уровня развития студентов и применялись строго по правилам, обеспечивающих их эффективность. Применялись лекция, семинар, коллоквиум, собеседование, «круглый стол», диспут, вечер, викторина, экскурсия, конкурс, конференция, олимпиада, практикум, тренинг, консультация, зачет, экзамен и другие формы.

Лекцию, как правило, использовали при изучении обширных, малоисследованных, малознакомых, сложных, трудных тем. На младших курсах, когда у студентов мало знаний, нет самостоятельности, ее применяли чаще. Семинар проводился после усвоения определенного объема знаний, достаточного для того, чтобы иметь свою позицию, и тогда, когда, у студентов появились умения спорить, доказывать и т.д. Диспут применяли, как правило, по тем темам, которые вызывают противоречивые толкования, дискуссии. Консультация проводили после завершения какого-то раздела и перед зачетом и тогда, когда у студентов возникали вопросы. Зачет организовался после завершения спецкурса.

Каждая форма имеет свои особенности и возможности. Лекция формирует сосредоточенность, усидчивость, внимательность, умение получать знания от другого человека, развивает абстрактное мышление. Семинар учит работать с первоисточниками, формирует умения конструировать доклад, доступно излагать его содержание и т.д. Диспут более подходит для формирования положительных мотивов познания, умений выслушать других, спорить, доказывать, уважать чужое мнение. Зачет приводит к систематизации знаний, устраняет пробелы в знаниях, формирует ответственность, уверенность, умения считаться с оценкой других людей, совершенствовать себя и т.д.

Во время эксперимента мы выбирали и применяли формы с учетом вышеназванных их особенностей. Часто традиционную последовательность в применении: лекция – семинар – консультация – зачет меняли. Семинары иногда предшествовали лекциям, консультации – семинарам. Например, при изучении темы «Содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся» вместо лекции сначала провели семинар. А для проведения семинара без лекции понадобилась консультация. На консультации мы инструктировали студентов по методике подготовки докладов. На семинаре группа обсуждала поставленные вопросы, вникла в проблему, получила первоначальное представление о ней, интерес. На лекции они углубляли, расширяли, уточняли свои знания по теме, сравнивали мнения лектора со своими высказанными на семинаре мнениями. Это привело к всестороннему и качественному усвоению материала.

При изучении темы «Формы работы педагога-психолога с родителями учащихся» первый вопрос «Опыт педагогов-психологов по эффективному применению форм работы с родителями» обсуждался на семинаре в течение 45 минут, а второй вопрос «Условия эффективного применения форм работы педагога-психолога с родителями учащихся» - в форме диспута в оставшееся время пары. По некоторым темам применялись три и более формы. Такая организация, как показал наш эксперимент, позволяет сохранять «азарт» до конца занятия, создает эмоциональную деловую обстановку, активизирует студентов, предупреждает их усталость, тем самым способствует улучшению качества педагогического процесса.

Использовались и другие приемы повышения эффективности форм. Для улучшения качества лекций осуществлялись, например, следующие меры. Во-первых, все вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях, выносились на зачет. Это обеспечило хорошую посещаемость студентами лекций, заставило их ответственно относиться к этим темам (а на лекционных занятиях, как правило, изучались основные, важные, сложные вопросы). Во-вторых, предварительно студентам давали задания по каждой теме лекций. Они, например, изготовили наглядные пособия, организовали выставку, составили список литературы, подготовили небольшие доклады по отдельным аспектам темы и т.д. Все это помогло им заранее вникнуть в проблему, что улучшило восприятие темы. В-третьих, на лекционных занятиях постоянно применялись наглядные пособия. Совместными усилиями преподавателей, студентов, практических психологов в кабинете педагогики накоплен достаточно богатый фонд средств по спецкурсу «Работа педагога-психолога с родителями школьников»: видеофильмы, дидактические карточки, проблемные ситуации, фотографии, альбомы, таблицы и т.д. Нами разработаны методические рекомендации по эффективному использованию их. Применение наглядных средств помогает обеспечить доступность, прочность знаний. В-четвертых, при чтении лекций часто применялись риторические вопросы. Они служили для направления внимания слушателей на главные моменты обсуждаемой проблемы, делили доклад лектора на смысловые части, облегчая восприятие студентами содержания темы. В-пятых, осуществлялось проблемное изложение вопроса. Раскрывались различные подходы к объяснению данной проблемы. Это помогло студентам объективно оценить уровень изученности вопроса, вызвало желание углубленно изучать его, мобилизовало на научный поиск.

Эффективности семинарских занятий способствовало предварительное распределение тем для докладов студентам. Они достаточно долго собирали материалы для выступлений, имели возможность наблюдать за работой педагогов-психологов, родителей. Подготовке качественных докладов студентам помогла и своевременно оказываемая квалифицированная консультативная помощь им со стороны преподавателей. Им была предоставлена возможность обращаться с вопросами в любое время, а не только по специально составленному графику и не только в аудиториях института, но и даже по телефону. Качество семинарских занятий по спецкурсу достигалось и путем превращения студентов из объекта в субъект педагогического процесса. На многих семинарах отдельные студенты по очереди назначались ведущими, вошли в состав жюри для оценки докладов. Студенты на таких занятиях чувствовали себя свободно и ответственно, поэтому быстрее и эффективнее развивались.

Много внимания уделялось организации зачета. Зачетные вопросы давались студентам заранее – на первом же занятии. Они предварительно ознакомились с требованиями к оценке ответов на зачете. Узнали, что ответы должны быть: а) полными; б) самостоятельными; в) аргументированными; г) логично и целостно конструированными; д) эмоционально изложенными и т.д.

На зачете студенты отвечали без бумаги, хотя во время подготовки пользовались ею. Отвечали с трибуны, в присутствии одногруппников. Бумага и ответ в сидячем положении, как выяснилось в ходе исследования, сковывают человека, замедляют процесс формирования необходимых умений и навыков. Разрешалось досрочно сдавать зачет, что активизировало самостоятельную работу студента по усвоению спецкурса.

При реализации первого условия применялись такие методы, как повторение; рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, корректировка, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, разрешение, запрет, рикошет, бумеранг, требование, агитация, диагностирование, внушение, доверие, «вхождение в роль», акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, создание препятствий, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, прощение и т.д. [188].

Выбор того или иного метода не был случайным. Он осуществлялся с учетом многих факторов. При этом в первую очередь учитывалась цель. Ее влияние на выбор метода отражается в таблице 5.

Таблица 5

Влияние цели на выбор метода подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников

Цель Методы Примерные темы, при изучении которых применялись соответствующие методы
  Формирование новых знаний Рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, Актуальность работы педагога-психолога с родителями учащихся; общая характеристика системы работы педагога-психолога с родителями школьников; региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся; работа педагога-психолога по повышению педагогической культуры родителей и т.д.
  Формирование умений Корректировка, подражание, репродукция, интервью, опрос, разрешение, запрет, рикошет, бумеранг, требование, «вхождение в роль», акцентирование, направление внимания, повторение; наблюдение; инструктирование и т.д. Методология и методы научного исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся; методы работы педагога-психолога с родителями школьников и т.д..
  Формирование положительного отношения к работе с родителями школьников Внушение; убеждение; показ; самооценка; дискуссия; наблюдение; поощрение; повторения и т.д. Требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями; ошибки педагога-психолога в организации работы с родителями и т.д.  
  Закрепление полученных знаний, умений, навыков Корректировка; метод задавания вопросов; сравнение; повторение; корректировка; репродукция, опрос и т.д. Семья и ее роль в формировании личности; содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся и т.д.  
  Обработка информации Анализ; сравнение; индукция; дедукция; математические и статистические методы; рейтинг; эксперимент и т.д. Оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся  
  Определение и оценка качества усвоения знаний, умений, навыков Тестирование; беседа; математические и статистические методы; рейтинг; и т.д. Консультация для родителей  

 

Методы выбирались и в зависимости от содержания изучаемого материала. Этот процесс достаточно полно отражается в таблице 6.

 

Таблица 6

Выбор методов подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников с учетом содержания спецкурса

 

  № Характер содержания Методы Примерные темы, при изучении которых применялись соответствующие методы
  Новая, незнакомая тема Рассказ преподавателя; объяснение; демонстрация наглядных пособий; анализ; синтез и т.д.   Цель и задачи работы педагога-психолога с родителями школьников; психолого-педагогические особенности родителей учащихся современной общеобразовательной школы и т.д.
  Спорная, малоизученная тема Спор; дискуссия; «мозговой штурм»; коллективное обсуждение; моделирование;   Оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся; работа педагога-психолога по повышению педагогической культуры родителей и т.д.
  Объемная, обширная тема Рассказ (преподавателя); конспектирование; выделение существенного; инструктирование; демонстрация наглядный пособий и т.д. Формы работы педагога-психолога с родителями учащихся; средства работы педагога-психолога с родителями учащихся и т.д.

 

Еще одним фактором, влияющим на выбор того или иного метода при изучении спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников» явилась форма педагогического процесса. Согласно принципу целостности все элементы педагогического процесса должны соответствовать друг другу, в том числе формы и методы. Зависимость методов от форм отражается в таблице 7.

 

Таблица 7

Выбор методов в зависимости от форм подготовки будущих

педагогов-психологов к работе с родителями школьников

 

Формы Методы Примерные темы, при изучении которых применялись эти методы
  Лекция Рассказ; слуховое восприятие студентов; анализ; убеждение; синтез; систематизация; демонстрация и т.д.   Актуальность работы педагога-психолога с родителями учащихся; региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся; общая характеристика системы работы педагога-психолога с родителями школьников; семья и ее роль в формировании личности и т.д.
  Семинар Обсуждение; анализ; обобщение; демонстрация Методология и методы научного исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся; средства работы педагога-психолога с родителями учащихся; формы работы педагога-психолога с родителями учащихся и т.д.
  Диспут Сравнение; спор; дискуссия; убеждение; анализ; игнорирование; одобрение и т.д.   Требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями; формы работы педагога-психолога с родителями учащихся; методы работы педагога-психолога с родителями школьников и т.д.
  Консультация Задавание вопросов; рассказ преподавателя; объяснение; анализ; показ и т.д.   Оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся; содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся и т.д.
  Зачет Требование; повторение; рассказ студента; оценка; анализ; корректировка; систематизация; обобщение; задавание вопросов и т.д. Все темы, предусмотренные учебной программой спецкурса

При выборе и применении методов изучения спецкурса в экспериментальных группах учитывались и уровни подготовленности студентов. Этот процесс наглядно видно в таблице 8.

 

Таблица 8

Выбор методов изучения спецкурса «Работа педагога-психолога

с родителями школьников» с учетом уровня готовности студентов

 

Уровни готовности студентов Применяемые методы
  Студент самостоятелен, уверен, умеет заниматься самообразованием Чтение, эксперимент; конструирование; проектирование; моделирование; инструктирование; поощрение; исследовательский метод и т.д.
  Студент не может самостоятельно изучать данный вопрос Рассказ; анализ; конспектирование; подражание; демонстрация; беседа и т.д.
  Студенту не хватает силы воли, настойчивости, целеустремленности, усидчивости, ответственности Внушение; беседа; убеждение; требование; запрет; наказание и т.д.

 

На выбор методов повлияли и средства педагогического процесса. Например, при наличии соответствующей литературы применялись такие методы, как чтение, конспектирование, а при отсутствии их – рассказ (преподавателя), наблюдение, интервью, анализ. При наличии материалов, предназначенных для демонстрации, соответствующих аппаратов применялись методы показа (фильмов, таблиц, плакатов, рисунков схем) и т.д.

Эффективность методов при изучении спецкурса, конечно, зависела от правильного выбора их. Однако выбором дело не кончается. Необходимо правильно его применять. Каждый из них имеет свои особенности и «методику» применения. В качестве иллюстрации рассмотрим метод конспектирования. Эффективность этого метода повышается, если:

- текст разбивается на смысловые части;

- выявляется связь между этими частями;

- выделяются главные мысли содержания;

- составляется краткий план текста;

- своими словами письменно (в соответствии с планом) излагается краткое содержание источника;

- изложение аргументируется с помощью цитат, фактов, цифр из текста;

- после конспектирования оригинал текста сравнивается с конспектом, при котором происходит устное дополнение конспекта с данными из первоисточника и т.д.

Метод конспектирования во время формирующего эксперимента, в основном, применялся при изучении документов, других первоисточников, имеющих большое значение.

В изучении спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников», руководствуясь принципами поэтапности, целостности педагогического процесса, мы постарались соблюдать последовательность, сочетаемость, совместимость тех или иных методов. Например, после анализа, как правило, требовались синтез, обобщение. Показ требовал последующего объяснения, рассказа, зрительного восприятия, наблюдения, сравнения. Инструктирование применялось перед анкетированием, тестированием, выполнением каких-то практических заданий. Рейтинг и самооценка часто применялись параллельно. Соблюдались и другие закономерности.

Так реализовалось первое условие эффективного формирования у будущих педагогов-психологов профессиональной готовности к работе с родителями школьников.

Во время формирующего эксперимента проверялась эффективность формирования у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников.

Положительное отношение означает:

- интерес к работе с родителями;

- выполнение работы с родителями школьников с желанием;

- стремление повышать свое мастерство по методике работы с родителями;

- целеустремленность, систематичность в работе с родителями;

- настойчивое преодоление трудностей в организации работы с родителями;

- получение удовольствия от работы с родителями учащихся;

- психологическую готовность студента к работе с родителями и т.д.

Для студентов мы старались создать среду, способствующую формированию положительного отношения к работе с родителями. В этих целях нами произведено «обогащение» содержания педагогического процесса «положительным отношением». На первом этапе этой работы выявили возможности каждого учебного предмета, каждой темы в реализации данной цели. Включили в программы учебных предметов задачу формирования у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями. Это заставило преподавателей дополнять свои дисциплины соответствующим содержанием. На экзамены и зачеты выносились вопросы и задания, способствующие подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся (табл. 9).

 

Таблица 9

Экзаменационные и зачетные вопросы, способствующие

формированию у будущих педагогов-психологов положительного

отношения к работе с родителями школьников

 

Учебные дисциплины Семестр Экзамен, зачет Вопросы
Основы общей Психологии   Зачет Психологические особенности родителей современных школьников
Общие основы Педагогики   Экзамен Условия обеспечения эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей
Методология и методы психолого-педагогических исследований   Зачет Особенности исследования национальных проблем семейного воспитания
Психолого-педагогическая антропология   Экзамен Роль национальной культуры в воспитании ребенка в семье
Управление образовательными системами   Экзамен Управление педагогом-психологом педагогической деятельностью родителей учащихся
История педагогики и образования   Экзамен История возникновения и развития семейной педагогики и методики работы с родителями школьников
Основы профориентологии   Зачет Роль родителей в выборе детьми профессии
Психолого-педагогический Практикум   Экзамен Решение педагогических заданий по семейной педагогике и методике работы педагогов-психологов с родителями школьников
Возрастная психология   Экзамен Особенности работы педагога-психолога с разными возрастными категориями родителей
Педагогическая психология   Экзамен Психологические основы организации деятельности педагога-психолога с родителями учащихся
Социальная психология   Экзамен Особенности общения педагога-психолога с родителями учащихся общеобразовательной школы
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии   Экзамен Педагогические ошибки родителей и пути их исправления
Этнология   Экзамен Влияние культуры этносов на работу педагога-психолога с родителями школьников
Психодиагностика   Экзамен Условия обеспечения объективности психодиагностики родителей
Психологическое консультирование   Экзамен Общая характеристика системы психологического консультирования родителей
Психолого-педагогическая коррекция   Экзамен Использование средств и методов народной педагогики в психолого-педагогической коррекции поведения учащихся и родителей
Основы психологии семьи и семейного консультирования   Зачет   Психологические особенности современной семьи и учет их в работе с родителями
Психологическая служба в образовании   Экзамен Психолого-педагогическое обслуживание родителей
Конфликтология   Зачет   Роль педагога-психолога в предупреждении и разрешении семейных конфликтов
Социальная педагогика   Экзамен Педагогизация окружающей среды региона
Теория и методика воспитания   Экзамен Особенности воспитания детей в семье
Теория обучения   Экзамен Роль родителей в формировании у детей положительного отношения к учению
Художественная литература как средство изучения педагогики и психологии   Экзамен Методика использования художественных произведений в изучении психолого-педагогических проблем семейного воспитания
Биография как средство изучения педагогики и психологии   Зачет   Отражение в биографиях знаменитых людей педагогического опыта их родителей

 

«Отношение формируется отношением», - писал К.Д. Ушинский [231]. Руководствуясь этим справедливым мнением, мы большое внимание уделяли организации общения студентов с теми педагогами-психологами, которые хорошо относятся к работе с родителями школьников. Работающие в различных учреждениях педагоги приглашались в институт и делились со студентами своими впечатлениями, секретами успехов. Организовывались экскурсии в школы. Студенты посещали мероприятия, изучали материалы школьного кабинета психологической службы, работу педагога-психолога с родителями.

В целях формирования у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями разрабатывали и использовали специальные задания. Мы их условно делили на группы:

1. Задания, предназначенные для выполнения в процессе изучения учебных дисциплин. К ним отнесли такие задания: анализ педагогической ситуации; проектирование работы педагога-психолога с родителями учащихся; разработка методических рекомендаций для родителей по формированию у детей положительного отношения к учению и т.д. Они использовались при изучении дисциплин основы общей педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, управление образовательными системами; психолого-педагогический практикум, педагогическая психология; специальная педагогика и специальная психология; психодиагностика; психологическое консультирование; основы психологии семьи и семейного консультирования; психологическая служба в образовании и т.д.

2. Задания для выполнения во время педагогической практики. Среди них можно выделить такие задания, как написание характеристики на родителей (или на семью); выявление причин плохого воспитания некоторыми родителями своих детей; оказание помощи родителям в исправлении их педагогических ошибок; выступление на родительском собрании; изучение отношения педагогов-психологов к работе с родителями школьников и т.д. Перед практикой на инструктивном совещании студентам давали советы по методике выполнения этих заданий. Во время практики помогали им школьные работники. После практики качество выполнения заданий проверялось преподавателями вуза, обсуждалось индивидуально с каждым студентом и коллективно на итоговой конференции. Все это повторялось от первой так называемой пассивной практики до последней – государственной с II по V курсы. Такая работа способствовала созданию среды, помогающей формированию у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников.

3. Задания, предназначенные для выполнения в процессе научно-исследовательской деятельности. К таким заданиям отнесли: написание рефератов, курсовых, дипломных работ, статей на темы, связанные с работой педагога-психолога с родителями учащихся; составление и проведение анкетирования среди родителей по выявлению их отношения к воспитанию детей; подготовка докладов на студенческую научную конференцию по результатам своих исследований проблем семейного воспитания; составление библиографии по литературе, посвященной работе педагогов общеобразовательной школы с родителями школьников и т.д.

4. Задания, выполняемые в рамках внеаудиторных мероприятий. В институте и за его пределами регулярно проводились внеаудиторные мероприятия, направленные на подготовку будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся. В них участвовали родители, представители правоохранительных органов, руководители школ, учащиеся и др. Например, проводились: родительские собрания первокурсников; совместно с работниками инспекции по делам несовершеннолетних рейды по неблагополучным семьям; акции против наркомании, пьянства, курения; открытые судебные заседания, где рассматривались случаи отказа родителей от ребенка, самоустранения от воспитания собственных детей и т.д. В них участвовали студенты и выполняли специальные задания: написание отчетов о результатах рейда по неблагополучным семьям; подготовка доклада о судебных заседаниях для «Недели педагогики (или психологии)» и т.д.

Для того чтобы задания способствовали формированию у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников, нами соблюдались определенные правила. Во-первых, задания затрагивали эмоциональную сферу студента: удивляли, восхищали, радовали, удовлетворяли. «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике», - говорил Л.С. Выготский [1, с. 140]. В качестве иллюстрации можно привести такое задание – написание сочинения о незабываемых минутах своей жизни (на первом курсе все студенты специальности «Педагогика и психология» пишут сочинения на такую тему). Вот что пишет Тагирова Галия:

«В своем сочинении я хочу рассказать о самой незабываемой истории моей жизни, произошедшей 8 мая 2004 года, - начинается оно.

Этот день был обычен, ничем не отличался от других. Как всегда мы прогуливались на улице. А когда стало темнеть, мы пошли домой. Проходя мимо гаражей, услышали ненормальный детский плач. Мне показалось это очень странным. Я пошла в гаражи, и мои сомнения меня не подвели…. Среди мусора и отходов лежит на голой земле маленький грудной ребенок, обвернутый в белое тонкое одеяло. Долго не думая, я взяла его на руки и крепко прижала к себе. Он был таким холодным. Бедного ребенка бросили на произвол судьбы.

Мы пошли в здание милиции и рассказали сотрудникам все как есть. В итоге ребенок был отправлен в соматическое отделение, а затем в приют. А поисками его матери занялась милиция, и вскоре была найдена и наказана.

Эта история оставила большой след в моей душе. Я никогда не видела, чтобы мать поступала так со своим ребенком. Я много раз читала в газетах, журналах о подкидышах, но никогда не принимала близко к сердцу, пока своими глазами не увидела эту историю».

Чтение сочинения автором со слезами перед группой вызвало у студентов желание целенаправленно, активно работать с родителями детей.

Другие задания формировали положительное отношение к работе с родителями учащихся через хорошие примеры. К таким заданиям можно привести следующий пример из тех же студенческих сочинений:

«Я решила написать историю одной семьи из нашей деревни, - писала одна девушка. Эта семья появилась где-то 25 лет тому назад. Первые годы своей жизни они жили очень хорошо и счастливо. Жена работала медсестрой, муж шофером. У них родился сын, но после этого они почему-то развелись. Женщина вышла замуж за другого человека. Построили дом. Родились пятеро детей. Женщина думала, что нашла свое счастье, но она рано обрадовалась. После нескольких лет совместной жизни муж стал пить и избивать ее. Ей было очень трудно. Она не выдержала и стала тоже пить, курить. И начались самые ужасные дни для этой семьи. Они превратились в последние алкаши. В доме у них ничего не осталось: продавали за водки. Дети целыми днями голодали. Почему-то все издевались над этими детьми. Мне было очень плохо видеть их, всегда плакала. Отец особенно издевался над старшим неродным сыном. И, наконец, он ушел к бабушке в соседнюю деревню. А родителям было все равно, где они живут... У них в голове была только одна мысль: «Где достать самогонку?»

Через несколько лет детей забрали в детский дом. Им было там хорошо. Ведь было все: еда, одежда, частая постель, тепло…. Только не хватало одного – ласки родителей. Они скучали по своим родителям. Через некоторое время и родители начали понимать свою ошибку. Им тоже не хватало детей. И мой папа возил их кодировать от пьянства.

После этого они стали совсем другими. Забрали детей из детдома. Устроились на работу. И стали жить хорошо. Сейчас у них все есть: и счастье, и богатство, и дети. Они очень рады, что избавились от зла – зеленого змия.

Я горжусь этой семьей».

Во-вторых, наши задания вызывали у них такие черты характера, как ответственность, уверенность, оптимизм, трудолюбие, силу воли, инициативность, активность, внимательность, решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д. Без них положительное отношение не формируется.

В-третьих, мы применяли такие задания, которые вызывали у будущих педагогов-психологов любопытство, интерес, любовь, желание, стремление к работе с родителями учащихся. Эти мотивы составляют ядро в структуре положительного отношения.

Задачу формирования у студентов положительного отношения к работе с родителями решали и с помощью форм педагогического процесса. Выяснилось, что большими возможностями в этом плане обладают такие формы, как диспут, «круглый стол», конференция, экскурсия и т.д. Диспут формирует положительное отношение тем, что на нем сталкиваются, борются разные подходы, мнения к тому или иному вопросу. В процессе обсуждения участники диспута, как правило, подвергаются сильному интеллектуальному и эмоциональному воздействию. У них появляется желание найти истину. Это желание заставляет их работать. Этим объясняется то, что в конце диспута активными становятся даже те, кто в начале были пассивными. В дальнейшем они начинают проявлять внимание к проблемам работы с семьей. Для постоянного поддержания такого состояния мы в экспериментальных группах регулярно проводили диспуты. Они применялись при изучении таких тем, как педагогические ошибки родителей и их причины (теория и методика воспитания, 2 семестр), использование метода наблюдения в изучении опыта работы педагогов-психологов с родителями школьников (методология и методы психолого-педагогических исследований, 3 семестр), условия эффективной организации родительского собрания (управление образовательными системами, 5 семестр) и т.д. Проводили «круглые столы». Они близки к диспутам, но проходят более спокойной обстановке. Конференция удобна для формирования положительного отношения тем, что на ней проблемы рассматриваются более углубленно. Докладчик выступает с результатами собственного исследования. Поэтому его слова убедительны. Конференция применялась при изучении следующих тем: влияние культуры этносов на работу педагога-психолога с родителями школьников (этнология), особенности современной семьи, ее структура, динамика развитии (основы психологии семьи и семейного консультирования), роль педагога-психолога, психологической науки в предупреждении семейных, национальных, религиозных конфликтов (конфликтология), совместная работа классного руководителя и педагога-психолога с родителями учащихся башкирской общеобразовательной школы (теория и методика воспитания) и т.д. Часто организовывались экскурсии в общеобразовательные школы. Студенты знакомились с работой педагогов-психологов с родителями учащихся, присутствовали на родительских собраниях, на заседаниях родительского комитета, на конференциях отцов и других мероприятиях. Особенно активизировалась такая работа в Год семьи (2008 г.). Значение экскурсий в формировании отношения в том, что у них изучаемый объект воспринимается непосредственно, наглядно, в естественной обстановке. Свободное общение, живой, убежденный рассказ экскурсовода – практического работника усиливали у студентов желание работать с родителями школьников. Темы: роль национальной культуры в воспитании ребенка в семье (психолого-педагогическая антропология), использование биографий национальных героев, родителей в воспитании детей (биография как средство изучения педагогики и психологии), эмоции и чувства (основы общей психологии) и т.д. изучались в форме конкурсов. Мы выбрали эту форму из-за того, что она сильно затрагивает эмоциональную сферу студента, возбуждает, вызывает желание победить, мобилизует его силы, заставляет вникать, научиться. Все это формирует у него положительное отношение к работе с родителями школьников.

При реализации данного условия применялись методы: подражание, внушение, убеждение, анкетирование, анализ, обобщение, дискуссия, «мозговой штурм», наблюдение и другие. Например, для эффективного применения метода подражания систематически собирали материалы о педагогах-психологах, качественно организующих работу с родителями. Об их работе оформляли папки, планшеты альбомы, стенды, проводили встречи с ними. Организовали дискуссию по теме «Как ты относишься к работе с родителями школьников?» Для этого студенты предварительно с помощью методов анкетирования, тестирования, наблюдения изучали отношение педагогов-психологов общеобразовательных школ к работе с родителями. Полученные данные обрабатывали математическими методами, и общие итоги докладывали и обсуждали на специальном занятии. Такая систематическая работа способствовала формированию у них положительного отношения к рассматриваемому виду педагогического труда. Применялся метод внушения. С помощью убедительных фактов, статистических данных, наглядных материалов, аргументов, доказательств будущим психологам внушалась необходимость систематической, целенаправленной работы с родителями.

Вся созданная в студенческих среда способствовала формированию у них положительного отношения к работе с родителями школьников.

Раскроем методику реализации следующего условия.

Учет региональных особенностей в формировании у будущих педагогов-психологов готовности к работе с родителями означает:

- подготов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: