Состояние проблемы в современной теории и практике высшего профессионального образования

В педагогической науке данная проблема мало изучена. Должность педагога-психолога, психологическая служба в общеобразовательных школах нашей страны появились относительно недавно. 27 апреля 1989 года Государственным комитетом СССР по народному образованию принято инструктивное письмо «О введении должности психолога в учреждения народного образования» [67], 29 марта 1995 года Коллегия Министерства образования России приняло решение о создании «Службы практической психологии образования России» [178].

Поэтому до сих пор создавались только предпосылки для теоретического и практического решения проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся.

В качестве такой предпосылки можно выделить труды, посвященные подготовке учителей, классных руководителей разных типов общеобразовательных школ к работе с родителями учащихся. Такие работы начали появляться в первые же годы советской власти. О необходимости, целях и задачах подготовки учителя к работе с родителями пишут В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.С. Шацкий и другие.

А.В. Луначарский, работающий в то время наркомом просвещения, писал: «Будущий школьный работник – учитель… должен быть светочем, способствующим культурному подъему всей окружающей его среды» [110, с. 391-392].

Н.К. Крупская критикует проект программы для пединститутов из-за того, что из нее «выкинуто влияние семьи, ее роль в воспитании, в разрешении горизонта ребят, выкинута вообще семья как фактор воспитания. Организующая роль школы, ее влияние на ребенка, на семью, на окружающую среду изложены весьма убого. Школа рисуется как какое-то замкнутое учреждение» [92, с. 678-679].

А.С. Макаренко акцентирует внимание преподавателей вуза на обучение студентов разговаривать с родителями, постановке голоса. Он пишет: «Я видел много педагогов, знающих, советских патриотов, которые, однако, разговаривать ни с родителями, ни с учениками не умеют. Это надо поставить в программу педагогики» [112, с. 202].

В 30-70 годы в педагогических вузах страны осуществляется некоторая работа по подготовке студентов к рассматриваемому виду педагогического труда. В 1960 году появляется первая научная работа по данной проблеме. Автором ее был Г.Н. Волков [35, с. 3-25]. Он в ней выявляет некоторые основные звенья учебно-воспитательной работы в вузе, в процессе которых осуществляется подготовка студентов к управлению взаимодействием школы и семьи. По его мнению, ими являются: а) учебная работа по психологии, педагогике и истории педагогики; б) кружковая и общественная работа студентов; в) педагогическая практика. Г.Н. Волков раскрывает возможности каждого из этих звеньев в подготовке будущего учителя к работе с семьей. Раскрывает опыт Чувашского государственного педагогического института по практической реализации этих возможностей.

В 1971 году в Минске состоялась конференция по проблеме подготовки студентов к воспитательной работе в школе. В своем выступлении на ней Т.К. Короткина анализирует сложившуюся в Минском государственном пединституте им. А.М. Горького систему подготовки студентов к работе с семьей и общественностью. [87, с. 170-180]. Она дополняет содержание курса «Введение в педагогику» вопросами из семейной педагогики и методики работы с родителями. Составляет список художественных, научно-документальных фильмов, в которых отражаются проблемы семейного воспитания, раскрывает методику использования их на лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятиях курсов «Введение в педагогику», «Педагогика школы», в процессе педагогической практики, кружковой и внеаудиторной работы. Ею впервые разработана программа спецкурса «Работа школы с семьей и общественностью».

За этот период учеными выявляются и изучаются некоторые основные направления подготовки студентов к работе с родителями. Психологическая подготовка будущего учителя к данному виду педагогического труда рассматривается А.Е. Точиным [223, с. 180-185]. А.А. Тихонов посвящает свою статью научно-исследовательской работе студентов по изучению проблем семейного воспитания и методики работы с родителями [221, с. 53-62]. О формировании у студентов педагогических умений работать с родителями учащихся пишет Л.Д. Павлова в своих статьях и диссертационном исследовании [154; 155; 156].

В этот период выявляются и анализируются некоторые общие педагогические условия подготовки будущего учителя к работе с семьей. Например, в трудах Е.И. Сермяжко раскрываются формы помощи педвуза школе в работе с родителями. Он считает, что в процессе такой помощи создаются благоприятные условия для формирования у студентов готовности к рассматриваемому виду педагогического труда [197, с. 56-58]. Еще одно важное условие – систематическое вооружение преподавателей вуза теорией и методикой подготовки студентов к управлению взаимодействием школы и семьи раскрывается в исследовании А.Ф. Ахматова [16].

В эти годы появились труды об уровнях подготовленности выпускников педагогических вузов к работе с родителями. В них, как правило, отмечается слабая подготовленность их к этому виду педагогического труда. «Молодые учителя имеют существенные пробелы в подготовке… к работе с родителями», - пишет А.Н. Чалов [241, с. 95–99].

С середины 70-х годов начинается более углубленное, целеустремленное исследование проблем подготовки будущих педагогов к работе с родителями школьников. Е.И. Наседкина изучает дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей. В 1979 году в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания АПН СССР она защищает кандидатскую диссертацию по этой проблеме [134]. В ней она выявляет зависимость эффективности дифференцированной работы с родителями учащихся от мастерства педагога. Поэтому в диссертации большое внимание уделяется вопросам формирования готовности студентов к дифференцированной работе с родителями.

В этот период начинается изучение вопросов, связанных с подготовкой различных категорий педагогов к работе с семьей.

Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к работе с родителями учащихся рассматривают Т.В. Воликова [34, с. 53-61], И.В. Комановский [82, с.17-30], С.М. Корниенко [86, с. 36-37], Т.Н. Ушенина [230]. Диссертация Ф.А. Сайфуллина посвящена проблеме формирования у студентов педагогического вуза профессиональной готовности к работе с родителями сельских школьников [189].

В 80-е годы в некоторых вузах страны появляется опыт подготовки различных категорий будущих педагогов к работе с родителями. Интересен опыт Стерлитамакского государственного педагогического института (ныне педагогическая академия), где возникла достаточно эффективная система формирования профессиональной готовности студентов к работе с родителями в условиях сельской общеобразовательной школы.

Большое внимание здесь уделялось вооружению профессорско-преподавательского состава института теорией и методикой подготовки будущих учителей к рассматриваемому виду педагогического труда. Эта задача осуществлялась несколькими путями:

- включение теоретических и практических вопросов подготовки студентов к работе с родителями школьников в планы и программы кафедральных, факультетских и общеинститутских систем повышения квалификации работников вуза;

- организация спецсеминара по проблеме «Подготовка будущего учителя к работе с родителями в условиях сельской общеобразовательной школы», слушателями которого были преподаватели кафедр, представители деканата, работники библиотеки, студенческого клуба, ФОПа, лаборанты и т.д.;

- создание в институте научно-исследовательского объединения преподавателей, учителей по проблеме «Подготовка будущего учителя к осуществлению взаимодействия сельской школы, семьи и общественности в воспитании учащихся»;

- организация консульпункта в оборудованном в институте кабинете семейной педагогики и методики работы с родителями.

Существенные дополнения вносились в содержание учебной деятельности студентов. Введен спецкурс «Основы семейной педагогики и методики работы с родителями в условиях сельской общеобразовательной школы»; в программы учебных дисциплин, педагогических практик включены вопросы, задания, отражающие специфику семейного воспитания и работы с родителями на селе; учебный процесс обогащен опытом совместной работы классных руководителей и родителей по воспитанию школьников.

Эффективно использовалась внеучебная работа. В кабинете семейной педагогики и методики работы с родителями создан богатый фонд литературы по этой тематике для самостоятельного изучения. Лаборанты кабинета и дежурный консультант помогали студентам в выборе литературы и усвоении его содержания. В кабинете регулярно проводились читательские конференции, работал кинолекторий, функционировал факультет повышения педагогической культуры родителей. Некоторые студенты занимались на отделении «Организация педагогического всеобуча родителей», функционирующего на факультете общественных профессий.

В Казанском государственном университете (ныне Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет) имеется опыт эффективного использования курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с семьей. Для этого в содержание учебного предмета включен комплекс знаний о семейно-брачных отношениях, структуре и функциях семьи; психологическом диссонансе в семье, концепциях и формах распада семейных отношений; материнстве, психолого-педагогическом факторе воспитания в семье; особенностях диагностической и коррекционной работы с семьей; об опыте отечественных и зарубежных психологов в решении семейных проблем и т.д. В целях формирования у студентов интереса, положительного отношения к рассматриваемому педагогического труда на занятиях по курсу решались проблемные ситуации, связанные с семейным воспитанием, работой педагога-психолога с семьей. Применялись формы и методы обучения, стимулирующие формирование у будущих педагогов-психологов готовности к работе с семьей. Особо эффективными оказались проблемная лекция, решение проблемных заданий, дискуссии, ролевые игры, круглые столы и др.

Такая организация процесса изучения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» способствовала улучшению подготовки студентов Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета к работе с семьей.

К сожалению, о подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников литературы очень мало. В статье М.Т. Рахимовой освещается опыт организации изучения студентами семьи, семейных условий [175]. В 2006 году Э.И. Сахапова поднимает проблему формирования готовности к работе с семьей у будущих педагогов-психологов. В ее научном труде «раскрывается сущностно-содержательная характеристика понятия «готовность к психолого-педагогической работе с семьей»; обосновываются основные принципы формирования у студентов педвуза готовности к психолого-педагогической работе с семьей; выявляются критерии, показатели и уровни формирования у будущих педагогов-психологов готовности к работе с семьей; определяются содержание, формы и методы формирования готовности студентов к психолого-педагогической работе с семьей в условиях педагогического вуза» [191, с. 6-7].

Как видно, в предыдущих предложениях слово «родитель» не встречается. Нет его и в объекте, предмете, цели, в списке использованной литературы. Почему? Это объясняется тем, что «подготовка будущих педагогов-психологов к работе с семьей» и «подготовка будущих педагогов-психологов к работе с родителями» - разные понятия. «Семья» по своему содержанию более широкое понятие, чем «родители». Семья, по мнению автора, «малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов» [191, с. 17]. Э.И. Сахапова в своем исследовании руководствуется определением Н.Я. Соловьева о том, что «семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [206, с. 20]. Она также признает, что семья имеет «три основных блока функций: 1) хозяйственно-экономическая; 2) репродуктивная; 3) эмоционально-психологическая [191, с. 19].

Таким образом, семья состоит не только из родителей, имеет не только «эмоционально-психологическую» функцию. Она – социальный институт, общество. А родители – лишь один структурный ее элемент. Поэтому «работа с семьей» и «работа с родителями» – разные проблемы. Если «процесс подготовки будущих педагогов-психологов к работе с семьей, допустим, считать объектом исследования, то «подготовка их к работе с родителями школьников» - предмет.

Научная неразработанность проблемы сказывается на качестве подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями. Работу с родителями учащихся большинство студентов последнего курса и специалисты-стажеры считают самым трудным участком их профессиональной деятельности. Среди таких видов деятельности, как научно-исследовательская; профориентационная; работа с предметниками; с администрацией школы; с педагогически запущенными детьми они ее по степени трудности ставят на первое место (21% обследованных людей). А среди трудностей, встречающихся в работе с родителями, они выделяют: общение с родителями (31 %); разработка методических рекомендаций (28%); проведение родительского собрания (14%); посещение семьи (24%); чтение лекций (14%); обеспечение выполнения родителями школьных поручений (12%); изучение семьи (7%) и т.д.

Экспертами отмечаются: недостаточная теоретическая и методическая готовность выпускников к работе с родителями (32%); отсутствие у определенной части педагогов-психологов стремления к самообразованию, самосовершенствованию в этом направлении (34 %);

Недостаточная подготовленность педагогов-психологов к работе с родителями часто отмечается и на страницах периодической печати, в книгах, на научных конференциях, семинарах, в приказах, постановлениях Министерств образования и т.д. «Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители, - пишет Р.В. Овчарова. – Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: с одной стороны, это недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным уровнем; с другой – недопонимание кризисного состояния, трудностей и проблем семьи, смены ее устоев и т.п.

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей на их воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества. Педагоги обращаются к родителям со слишком узким диапазоном проблем, группирующихся в основном вокруг дисциплины и успеваемости; занимают менторскую позицию (хотя многим из них вполне можно и нужно учиться у некоторых родителей самим!). Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде, считая, что учителям все равно не понять их проблем. Все это формирует позицию конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват.

Следовательно, работа с родителями требует кардинальной перестройки» [146, с. 84-85].

Слабая подготовленность педагогов-психологов к работе с родителями имеет серьезные последствия. Прежде всего, допускаются педагогические ошибки и педагогами-психологами, и родителями. Исследуя родителей учащихся тех школ, где имеются в штате педагоги-психологи, мы выяснили типичные ошибки родителей. К ним относятся: чрезмерная опека детей, стремление оберегать их от трудностей; необоснованное удовлетворение всех просьб, капризов ребенка; применение физического наказания; самоустранение от воспитания собственных детей и т.д.

Ухудшается качество воспитания подрастающего поколения. Сегодня «родители обеспокоены тем, что потеряли поколение, не сумели воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не удержали детей в семье. Они сожалеют о том, что ничего существенного не могут противопоставить увлечениям подростков рок-музыкой, поп-артом, компьютерными играми, секс-продукцией, боятся того, что их дети могут приобщиться к наркотикам, могут быть вовлечены в деятельность различных молодежных движений с асоциальной направленностью, в числе которых и профашистствующие националисты и скинхеды, и религиозно-сектанские группировки» [28, с. 5]. «Родителей беспокоит плохая успеваемость ребенка, формирование негативных личностных особенностей, состояние психического здоровья, его жизненные перспективы. Они ждут помощи от психолога в установлении нарушенного контакта с собственным ребенком, в налаживании внутрисемейных отношений между взрослыми членами семьи, в установлении взаимопонимания с учителями и пр.» [173, с. 6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: