Учащихся общеобразовательной школы

Понятие «условие» в науке рассматривается достаточно активно. Однако до сих пор среди ученых нет единого мнения о нем. Существуют различные подходы к объяснению «условий».

Философы ими считают то, «от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [234, с. 707]. Такого мнения придерживаются Р.А. Низамов, М.А. Ушакова, Ж.Г. Шопина и другие [191]. Некоторые ученые, например, В.И. Андреев, М.Г. Дуранов, М.В. Зверева, А.Я. Найн условиями понимают совокупность содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания. В.И. Андреев пишет, что педагогические условия – это результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [11]. Группа ученых, например, И.А. Аллеров, С. Левчук, Н.Ю. Посталюк, В.П. Пустовойтов, З.В. Семенова, М. Яковлева педагогическими условиями считают «внутренние характеристики, отражающие познавательную деятельность обучающегося: мотивы, интересы, установки, потребности, рефлексивную позицию, педагогическую эмпатию» [187, с. 119]. А.С. Фриш педагогические условия рассматривает как система объективных и субъективных факторов, способствующих эффективному функционированию учебно-воспитательного процесса в вузе [191, с. 76].

В педагогике высшей школы имеются серьезные исследования, в которых выявляются и обосновываются условия эффективной подготовки педагогов. В трудах О.А.Абдуллиной, Р.М. Асадуллина, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, А.А. Вербицкого, В.Г. Гайфуллина, А.В. Мудрика, А.А. Реана, Л.И. Савва, В.А. Сластенина и др. раскрываются общие условия, реализуемые в подготовке педагогических кадров независимо от специальности и направленности. А в диссертационных исследованиях Л.Н. Константиновой, А.Я Найн, Л.Д.Павловой, Т.И. Петровой, С.Н. Усовой и др. рассматриваются специфические условия, необходимые для формирования профессиональной готовности отдельных категорий педагогов. Имеются труды, в которых изучаются условия эффективной подготовки педагогов-психологов. Среди них можно выделить диссертации Н.Г. Баженовой, Ю.В. Варданян, Т.В. Ворончихиной, Л.Л. Лесных, Е.В. Мельник, Э.И. Сахаповой,С.С. Седовой, Г.М. Сибаевой, Е.Г. Чигинцевой, Е.В. Юрченко и др.

Результаты эксперимента во многом зависят от правильного определения условий решения поставленных целей и задач. Для выявления условий эффективного формирования у будущих педагогов-психологов готовности к работе с родителями школьников мы также руководствовались общепризнанными теоретическими положениями, концепциями, рекомендациями. Н.М. Яковлева отмечает, что правильный выбор организационно-педагогических условий зависит: «от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнуть; от понимания того, что совершенствование педагогического процесса достигается не за счет одного условия, а их взаимосвязанного комплекса; на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации» [262, с. 119]. Условия должны быть достаточными для достижения цели. «Полный набор необходимых условий, из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ничего, называют необходимыми и достаточными», - говорится в «Философском энциклопедическом словаре» [234, с. 707]. Отсутствие того или иного условия отрицательно отражается на результатах и выводах исследования. Еще одним требованием к условиям является то, что они должны обеспечить интенсификацию педагогического процесса. То есть мы должны выявлять именно те условия, которые позволяют с наименьшими затратами получать максимальные результаты. Такое требование вытекает из идеи интенсификации (оптимизации), разработанной Ю.К. Бабанским, В.М. Кузнецовым, Т.А. Стефановской и другими учеными. Условия также должны быть реальными и четко сформулированными.

Таковы основные требования, которыми мы руководствовались при определении педагогических условий эффективного формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение опыта практической работы со студентами позволили нам выделить комплекс организацонно-педагогических условий эффективного формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. К ним относятся:

1) введение в учебный план специальности «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников»;

2) формирование у будущих педагогов-психологов положительного отношения к работе с родителями школьников;

3) учет региональных особенностей в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы.

Во время исследования выяснилась необходимость введения в учебный план специальности «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников».

Необходимость данного спецкурса обуславливается тем, что работа с родителями является особенно важным, социально значимым участком деятельности педагога-психолога. В «Квалификационной характеристике педагога-психолога» говорится, что он «оказывает помощь… родителям (или лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру родителей. Повышает социально-психологическую компетентность родителей» [146, с. 18, 19]. Таким образом, работа с родителями школьников входит в обязанности педагога-психолога.

Данная работа, по признанию многих ученых и практических работников, является трудным участком деятельности. Трудным делают ее следующие обстоятельства. Во-первых, в вузах будущих педагогов-психологов, в основном, готовят к работе с детьми. Они мало слушают лекции о родителях, о методике работы с ними. В силу объективных причин общение с родителями учащихся ограничено. Во время педагогической практики студенты проводят с ними всего два-три мероприятия. Во-вторых, качественному усвоению теории работы с родителями будущему педагогу-психологу мешают возрастной разрыв между ними и родителями, отсутствие собственного родительского опыта, семейной жизни. В-третьих, родители – особая категория людей. По уровню развития, по образованию, по возрасту, по культуре, мировоззрению они разные. Среди них достаточно много невоспитанных, отрицательно влияющих на детей родителей. Все это требует более тщательной подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. А это невозможно без специального учебного предмета – «Работа педагога-психолога с родителями школьников».

Еще одно обстоятельство, требующее введения данного спецкурса - наблюдаемый в настоящее время кризис семьи. Семья, как ячейка общества, сегодня испытывает серьезные трудности (об этом достаточно подробно говорилось во введении). Педагог-психолог призван поднять престиж, авторитет семьи, ее роль в формировании личности, в создании благоприятной атмосферы в ней, укреплении общества. Поэтому в стенах вуза необходимо специально готовить его к выполнению этих общественно-политических, педагогических функций. Введение спецкурса помогает осуществлять эту задачу.

Неподготовленность большинства педагогов-психологов к работе с родителями также выступает в качестве обстоятельства, требующего введения в учебный план специальности 03100 – «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников». «Растет дефицит кадров, способных обеспечить процессы развития», - пишет министр образования и науки РФ А. Фурсенко [236, с. 8-9]. Эти слова относятся и к педагогам-психологам.

Одним из требований к содержанию образования является гибкость, мобильность. К сожалению, оно не всегда выполняется. «По мнению работодателей (что, в частности, подтверждает только что проведенное исследование), система образования не справляется с подготовкой необходимого количества высококвалифицированных специалистов, - пишет А. Фурсенко. – У большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. Причина этого – неспособность учреждений гибко изменять содержание подготовки с ориентацией на запросы рынка труда» [236, с.8]. Спецкурсы возникли, существуют для обеспечения гибкости, мобильности содержания. Они в отличие от других предметов способны оперативно корректироваться, дополняться, совершенствоваться. Этим также оправдывается введение нашего спецкурса.

Еще одним основанием для введения спецкурса служит принцип достаточности содержания педагогического процесса. «Игнорирование или недооценка принципа достаточности содержания делает невозможным формирование настоящих характеров» [188, с. 68]. К сожалению, в настоящее время наблюдается противоречие между требованиями, предъявляемыми жизнью к деятельности педагога-психолога, и содержанием его подготовки. Такое противоречие наблюдается даже между государственными образовательными стандартами специальности и учебным планом; между учебным планом и учебными программами; между учебными программами и учебниками; между целью и содержанием подготовки. Будущие педагоги-психологи, например, не получают таких знаний, как требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями; региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся; ошибки педагога-психолога в организации работы с родителями; оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся, умений: применять знания по семейной педагогике и методике работы с родителями учащихся на практике; учитывать региональные особенности; проводить родительские собрания и т.д. Недостаточность содержания не приводит к формированию готовности педагогов-психологов к работе с родителями. В такой ситуации нужен спецкурс, который будет дополнять содержание, сделать его достаточным.

Руководитель Федерального агентства по образованию Г. Балыхин отмечает, что «невозможно сегодня подготовить конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста в образовательном учреждении, где не ведется научная работа» [115]. А любой спецкурс способствует активизации научно-исследовательской работы, как преподавателей, так и студентов. Он, как правило, вводится в учебный план после усвоения основ обязательных предметных дисциплин, что позволяет более сознательно и качественно усвоить его содержание. К тому же на спецкурсах проблемы рассматриваются углубленно. Все это создает благоприятную почву для активизации научно-исследовательской работы. Такая роль спецкурсов служит дополнительным основанием введения в учебный план специальности «Педагогика и психология» спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников».

Есть еще один немаловажный фактор, требующий внедрения данного спецкурса. Это необходимость системообразующей дисциплины в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. Многие знания, необходимые для данного вида педагогического труда, разбросаны по учебным предметам, изучаемым с первого по пятый курс. Такое положение приводит к нарушению целостности содержания, необходимого для формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. Эта опасность признается и ведущими учеными, всю жизнь работающими над проблемами теоретической и практической подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Академик РАО В.А. Сластенин пишет: «В системе педагогического образования по-прежнему сохраняется неоправданно-заниженный статус предметов психолого-педагогического цикла, отсутствуют внутренняя целостность и преемственность составляющих его дисциплин. Они разобщены не только между собой, но и с другими смежными дисциплинами» [202]. Спецкурс, как системообразующий предмет, обеспечивает целостность всего содержания, разбросанного по всему учебному плану, и способствует повышению роли других дисциплин в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся.

Введение спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями школьников» не представляет особой трудности. Государственными образовательными стандартами специальности предусмотрена возможность введения спецкурсов: для них в учебном плане отводятся места и соответствующий объем времени. Кроме того в педагогической науке достаточно хорошо разработан вопрос об использовании спецкурсов в подготовке педагогических кадров, в том числе и педагогов-психологов [18; 97; 105; 122; 168].

Следующим педагогическим условием обеспечения профессиональной готовности к работе с родителями школьников является формирование у будущих педагогов-психологов положительного отношения к этому виду педагогического труда. В психологии «отношение» определяется как «взаиморасположение объектов и их свойств» [142]. Оно учеными делится на а) положительное; б) равнодушное; в) отрицательное.

«Осознание своего отношения к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности» [142]. Однако следует отметить, что равнодушное и отрицательное отношения делают человека пассивным, бездеятельным. Только положительное отношение «стимулирует деятельность». Поэтому именно оно является условием формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

Положительное отношение (симпатия) – «устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи», - говорится в словаре [142].

«Каждое отношение включает в себя ряд мотивов, как конкретных побуждений к деятельности», - пишет Н.Я. Сайгушев [187, с. 14].

В науке проблема мотивации поведения личности изучается достаточно активно. Ценные, полезные для нашего исследования мысли по этому поводу мы находим в трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Б. Ломова, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. Мотив, по их мнению, внутренняя сила, побуждающая личность действовать. «Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направлено на определенную цель», - писал С.Л. Рубинштейн [182, с. 15].

Положительное отношение, по утверждению ученых, определяется такими мотивами, как интерес, потребность, установка, желание, стремление, широкие социальные мотивы и т.д.

«Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта», - писал Кэрролл Э. Изард [99, с. 107]. Г.И. Щукина считает интерес сильным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [257, с. 6]. Ученые отмечают значение интереса и в профессиональном становлении будущего педагога.

«Потребность – переживаемая человеком нужда в чем-то», - пишет Б.Л. Душков [53, с. 204]. В науке выделяются органические (физиологические), материальные, социальные, творческие потребности, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. «Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются такие, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально-ответственную, нравственно совершенную личность», - пишет Р.С. Немов [136]. «Потребности – предпосылка психической активности» [81], «динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы воображение и поведение» [142]. «В потребностях заключен человек как страстное существо» [182, с. 522].

Об установке писали многие авторы. (В.М. Полонский. [167, с. 57], Б.Л. Душков [53, с. 204]). Но лучше всех установку объясняет С.Л. Рубинштейн. «Установка личности, - пишет он, - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [182, с. 520].

«Настоящим мыслителем становится ребенок, который стал тружеником, но не по принуждению, а по искреннему желанию», - писал В.А. Сухомлинский. О том, что желание является движущей силой педагогического процесса, люди знали с древних времен. «Все начинается с желания», - гласит башкирская пословица. О желании как о проявлении положительного отношения писали К.А. Абульханова-Славская, Кэрролл Э. Изард, Д. Локк, Г.И. Щукина и др.

Стремление является мотивом высокого качественного уровня. В нем более ярко выражены целеустремленность, настойчивость, сила воли и т.д. Оно может превращаться в «намерение – сознательное стремление завершить действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата» [142]. Стремление получать качественное образование, быть подготовленным к работе с родителями школьников ускоряет процесс реализации цели, способствует улучшению подготовки специалистов.

К широким социальным мотивам относятся такие мотивы, как а) чувство профессионального долга; б) ответственность, осознание значимости будущей профессии и т.д. Широкие социальные мотивы выражаются в профессиональной ценности учителя. Т.А. Маслова подчеркивает важность формирования у будущих педагогов «системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций. Для педагогического вуза, – отмечает она, - наиболее значимыми являются такие социально-педагогические ценности, как ребенок, его нравственное и физическое здоровье; детство как важный период жизни человека; педагогическая деятельность; знания, которые передаются учащимся; профессиональные знания и умения, инновационные технологии, активные методы обучения и т.д. [119, с. 52-53]. Эти ценности, находясь на основе широких социальных мотивов, как отмечает Н.Ф. Добрынин, обуславливают активную деятельность человека [50].

«Учебная деятельность …побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой», - говорится в учебнике [33, с. 102].

Вышеназванные мотивы образуют положительное отношение человека к чему-либо. А положительное отношение имеет существенное значение в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников. Во-первых, оно вызывает деятельность. «Роль деятельности в образовании личности трудно переоценить» - пишут В.А. Беликов, Л.А. Савинков [21, с. 56]. Во-вторых, положительное отношение не только вызывает, но и активизирует деятельность. Это связано с тем, что оно, являясь элементом мотивационной сферы, обеспечивает активность личности. «Под активностью личности К.А. Абульханова-Славская понимает «способность ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств цели, способность личности проводить в жизнь свою программу через цепь внешне несвязанных задач, обстоятельств, ситуаций, которые могут препятствовать достижению этих целей» [2]. Такая личность, как видно, проявляет настойчивость, начатое дело доводит до конца, преодолевает трудности. А «преодолеть трудности человек может только в том случае, если знает, во имя чего он это делает», - писал Б.М. Теплов [219]. У такой активной личности и деятельность активная. В-третьих, положительное отношение улучшает качество деятельности. Такая закономерность отражается в законе Йеркса-Додсона, открытом американскими психологами. Этот закон устанавливает «зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации» [142]. В-четвертых, положительное отношение вызывает профессиональную направленность личности. О профессиональной направленности писали, пишут довольно часто. Особую ценность в раскрытии ее сущности представляют труды таких ученых, как Б.Г. Ананьев [10], Л.И. Божович [26], А.Н. Леонтьев [102], Б.Ф. Ломов [109], В.Н. Мясищев [131], К.К. Платонов [165], С.Л. Рубинштейн [182], В.А. Сластенин [203] и др.

Несмотря на различные толкования профессиональной направленности, ученые, в основном, едины в том, что направленность, в том числе, профессиональная – это «форма отношения личности» [190, с. 90]. В «Новейшем психологическом словаре», изданного под редакцией В.Б. Шапаря [142], говорится, что «осознание своего отношения к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности». Такая же мысль встречается в трудах Е.П. Ильина. Он считает профессиональную направленность интегративным качеством личности, определяющим отношение человека к профессии [64]. Профессиональная направленность, как утверждают ученые, состоит из системы профессиональных ценностных ориентаций; профессиональных интересов, установок, мотивов деятельности, отношения к профессии (А.И. Гебос, Е.М. Иванова, А.М. Новиков, А.Ю. Панасюк и др.). А.А.Орлов формирование профессиональной педагогической направленности личности учителя считает стержнем интегративного процесса педагогической подготовки студентов [4, с. 36]. А Л.М. Митина, изучающая личность педагогов-психологов, профессиональную направленность называет путем его профессионального развития [124].

Все сказанное выше свидетельствует о значении положительного отношения в формировании у будущих педагогов-психологов профессиональной готовности к работе с родителями школьников.

Следующим педагогическим условием эффективного формирования будущих педагогов к работе с родителями учащихся является учет региональных особенностей в подготовке их к этому виду педагогического труда.

Региональные особенности – это «совокупность определенных признаков, отличающих данный объект, процесс, предмет от другого», - отмечает В.М. Полонский [167, с. 145].

Модель формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников, как было сказано в параграфе 1.2., состоит из цели, задач (целевой блок), знаний, умений, навыков, отношений, черт характера, эмоций (содержательный блок), субъекта, объекта, движущей силы, форм, средств, принципов, этапов, условий (процессуальный блок), результата (результативный блок). Региональные особенности, обуславливаются этими блоками и их отдельными элементами.

Регион – это характеризующаяся своими специфическими географическими, климатическими, природными, общественными, экономическими, политическими, историческими, культурными, образовательными свойствами территория. Регионы существуют с древних времен, они будут и в будущем. По этому поводу В.П. Полонский сказал: «Регион - территориальная организация - универсальная форма существования любого общества: от примитивного племени до современного государства. В ней отражаются все стороны общественной жизни: экономика, социальная структура, политическая система, духовная культура, а также сфера деятельности, которая связана с воспроизводством человеческого общества, т.е. образование» [167, с. 9]. Регион может не совпадать с административным делением государства: районом, городом, губернией, республикой, округом. Он может быть шире, или уже, чем они.

Регион, являясь внешней средой, «оказывает влияние на духовно-нравственное становление ребенка» [238, с. 74], да и любого человека. Человек в свою очередь тоже влияет на регион: на природу, на общественные, производственные отношения, на культуру, на взаимоотношения людей, на образование и т.д. Таким образом, регион и человек находятся в единстве, обогащая друг друга. От уровня развития одного из них зависит прогресс другого. Поэтому эту связь необходимо учитывать в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

Регион характеризуется своими факторами, т.е. обстоятельствами, которые вызывают его особенности. «Факторы – постоянно действующие условия, влияющие на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его обучение и воспитание, формирование личности», - пишет В.М. Полонский [167, с. 36].

Какие факторы вызывают региональные особенности, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников? Ученые отмечают, что «экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия – эти факторы в значительной мере регулируют образовательные потребности отдельной личности» [242, с. 9]

Руководствуясь этим положением, опираясь на другие тщательно изученные работы, изучив свой регион, мы пришли к выводу о том, что основными факторами, вызывающими региональные особенности, которые необходимо учитывать в формировании профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями, являются: национальный состав, семья, религия, тип населенного пункта, здоровье населения, образовательный и культурный уровень людей, климатические и географические условия.

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета находится на территории Республики Башкортостан, в ее так называемой части «Башкирское Зауралье». В нем обучаются в основном выходцы из городов Сибай, Баймак, Абзелиловского, Баймакского, Белорецкого, Бурзянского, Зианчуринского, Зилаирского, Хайбуллинского районов республики, а также представители башкирского, татарского народов, компактно проживающих в Оренбургской, Челябинской областях.

На территории Республики Башкортостан, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, проживают граждане 120 национальностей. Наиболее многочисленными из них являются: башкиры (29,75% всего населения республики), татары (24,14%), русские (36,32%)» [264, с. 118-122]. Это обстоятельство определяет одну важную особенность региона: в нем живут, взаимодействуют, обогащают друг друга, мирно сосуществуют три великие культуры: башкирского, русского, татарского народов. Эта «синкретическая» культура сопровождает каждого жителя Башкортостана с рождения до последней минуты жизни. В республике много смешанных классов, школ, где обучаются представители в основном этих трех национальностей. Таким образом, формирование личности в данном регионе происходит под влиянием этих культур. Данное обстоятельство должно учитываться в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

«Зауралье Республики Башкортостан представляет собой относительно обособленный регион компактного проживания башкир, имеющих специфические историко-культурные традиции» [3, с. 29]. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в ближайшей зоне обслуживания СИ БашГУ башкиры составляют: в г. Сибае – 48,74%, Баймаке – 69,76%, в районах: Абзелиловском – 87,98%, Баймакском -87,74%, Белорецком – 62,89%, Бурзянском – 96,66%, Зилаирском – 55,73%, Учалинском – 83,71%, Хайбуллинском – 78,13% [264, с. 118-122].

Современный башкирский народ характеризуется рядом особенностей. Во-первых, он постепенно теряет свою национальную самобытность, самосознание. Профессор М. Киекбаев отмечает, что доля русскоязычных башкир, отчужденных от культуры и традиций своего народа из-за незнания башкирского языка, в городах Республики Башкортостан составляет от 25 до 35% [93, с. 165]. «По данным последней переписи из 1674000 башкир только 1379727 владеют башкирским языком, что составляет чуть больше 82 процентов. Для сравнения: у тувинцев – 99, татар – 96, даргинцев – 98, осетинцев – 95, цыган – 90, чеченцев 97 процентов населения владеют родным языком» [209, с. 11].

В то же время определенная часть башкир слабо владеет русским – межэтническим языком. З.Н. Абуталипова отмечает, что «особые трудности возникают в образовательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся, не владеющих в достаточной степени русским языком [3, с. 7]. Языковой барьер мешает этим башкирам усвоить другие культуры в условиях многонационального государства, входить в международную цивилизацию через русский язык.

Таковы некоторые особенности региона, вызванные национальным фактором. Учиться на педагога-психолога в Сибайский институт Башкирского государственного университета идут, в основном, люди с такими национальными особенностями. Их особенности должны учитываться в профессиональном обучении. «Национальная принадлежность человека определяет модель поведения, - пишет Н.Н. Посысоев. – Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни. … Поэтому рекомендации, направленные на усиление собственной независимости, автономности и ценностей личностного роста, которые семейный психолог привык давать русским женщинам в ситуации конфликта с мужем, могут быть вредными и неконструктивными в контексте национальных (этнических) традиций» [153, с. 84, 95].

Учет национальных особенностей учеными рассматривается как условие эффективности образования. «Народность и национальный характер образования – одно из главных условий его духовного здоровья и нормального развития. Школа вырастает из культурно-исторических традиций народа, отражает его национальный характер, чаяния, идеалы. Школа создается для народа, обращается к его насущным потребностям и к целям, устремленным в будущее», – писал В.М. Полонский [167, с. 40]. Д.И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время «актуализируется задача разработки психолого-педагогических основ воспитания у детей, подростков, юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческих ценностей» [232, с. 39]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» ставится задача перед педагогами, в том числе высших учебных заведений: «воспитание… граждан…, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [135].

Национальный фактор, вызывающий особенности региона, связан с другим фактором такого рода – семьей. «На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия», - пишет Н.Н. Посысоев [153, с. 83]. Особенности семьи проявляются через диалектический закон единства общего и особенного. Е.Н. Юрасова отмечает: «Существующие семьи помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности» [153, с. 83].

Семья нашего региона характеризуется многими особенностями. Ученые в первую очередь отмечают, что «семья сегодня является сложной системой» [191, с. 3]. Эта же мысль подчеркивается А.В. Мудриком. «Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функцией» [129, с. 15]. Исследователь башкирской семьи кандидат педагогических наук У.Ш. Атангулов пишет: «На рубеже XXI в. семья перестала существовать как самостоятельный институт воспитания и социализации ребенка. Абсолютное большинство семей превратилось в придаток школы, в ее домашний филиал… Школа потеряла естественного союзника – семью… Советская надэтническая школа монополизировала дело воспитания подрастающего поколения, низводя на нет роль семьи» [14, с. 16, 20, 21]

Все это свидетельствует о том, что современная семья, в том числе и башкирская, не в полную силу использует свои воспитательные возможности.

Еще одной особенностью семьи региона является то, что здесь довольно широко распространены смешанные браки. По данным статистики и переписей населения они в Республике Башкортостан составляют более 25%. Смешанные браки в большинстве случаев создаются между представителями трех крупных национальностей, населяющих республику: башкирами, татарами, русскими. В этом ученые видят и плюсы и минусы. Известный этнограф, доктор исторических наук Р.З. Янгузин, например, писал: «Национально-смешанные браки, особенно такое распространенное явление, как замужество башкирок за мужчинами другой национальности, являются одной из причин сокращения и медленного роста общей численности башкир» [264, с. 157].

В Башкортостане увеличивается число неполных семей. Их число растет и из-за разводов. Наблюдается тенденция увеличения разводов. «Так, по данным Госкомстата Республики Башкортостан, в 1990 году было зарегистрировано 37900 браков, разводов – 11100; в 2006 году зарегистрировано 30900 браков и 15400 разводов» [286, с. 165]. «В общем числе родившихся детей растет доля рожденных вне зарегистрированного брака (10,4% - 1987, 13,1 – в 1993, 14,3 – в 1994») [3, с. 19]. А «в 2006 году оно составляет 26,5%…. Самым трагичным результатом появления неполной семьи является возникновение у ребенка душевного конфликта, меняющего его психику» [249, с. 165, 166].

В Башкортостане количество детей, лишенных семьи, год от года возрастает. На сегодняшний день численность детей-сирот составляет 19368 человек. Это на 372 больше, чем в 2007 году. «По утверждению Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, и только 10% живут относительно нормально» [20, с. 123].

Еще одна особенность семьи нашего региона связана с возрастом родителей. Г.Р. Зиякаева в своих исследованиях выявила, что «средний возраст рождения ребенка у женщины в России в 1994 г. составлял 22,4 года, а в республике - 25,1 лет» [60, с. 161]. Этот показатель в республике постоянно растет. В 2002 г. он составлял 26,8 лет.

Этим же исследованием выявлена еще одна особенность семьи региона: стремление родителей иметь много детей. «Значительная часть башкир и татар (17,8% и 16,1%), несмотря на тяжелые современные социальные условия, стремится завести трех и более детей в семье», - пишет она [79, с. 162]. В республике «22,6% женщин имеют трех и более детей (по Российской Федерации – 14,2%)» [237, с. 164].

Такая тенденция особенно заметно наблюдается в зоне ближайшего обслуживания СИ БашГУ. В 1998 г. в юго-восточных сельских районах в среднем рождалось около 15 человек на 1000, тогда, когда в центральных и западных районах республики рождаемость составила примерно 10,5 на 1000 человек [3, с. 29].

Вышеназванное положение семьи в регионе диктует задачи, содержание, методику подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся. Необходимо вооружать их знаниями, умениями, навыками:

- обучения родителей воспитывать детей в семье на этнической культуре;

- организации работы с родителями в условиях смешанной, интернациональной семьи;

- работы с родителями из неполных семей;

- организации работы с опекунами и другими лицами, заменяющими родителей, воспитателями детских домов, интернатов для детей-сирот;

- работы с башкирскими семьями и т.д.

Реализация этих задач, включение этих знаний, умений, навыков в содержание педагогического процесса будут способствовать улучшению качества подготовки студентов к работе с родителями школьников.

Еще одним фактором, вызывающим региональные особенности является религия. «Религия – мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в Бога или богов, сверхъестественного, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), в которых человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.д., совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек», - говорится в словаре [167, с. 35]. В Республике Башкортостан большинство граждан исповедует ислам (60%). За годы советской власти роль религии в общественной жизни ослабла. Однако свое влияние она полностью не утратила. За последние годы в связи с демократизацией общества ее роль заметно повышается не только среди представителей старшего поколения, но и среди молодежи. Ислам много внимания уделяет браку, семье, взаимоотношениям между родителями и детьми, воспитанию детей. «В Коране проблемы любви трактуются реалистически. Счастливый мусульманский брак невозможен без чувств любви между мужчиной и женщиной» [5, с. 24].

«Хорошему отношению и почтительности к родителям в исламе отведено такое место, которое, уступает по важности только вера в бога и поклонение Ему. Необходимость любви, почитания и нежности к родителям, то есть к отцу и матери, настойчиво подчеркивается в Священном Коране: «И завещали мы человеку добро к его родителям». «Однажды посланник Аллаха спросил: «Не сообщить ли вам о том, что является тягчайшим грехом?», - повторив свой вопрос трижды. Тогда он сказал: «Это – многобожие и ослушание родителей». Достоинство родителей поднято на такую высоту…» [5, с. 24].

В то же время ислам требует от родителей заботиться о детях, хорошо воспитать их. «В одном из хадисов говорится: «Тот, кто имел трех дочерей, предоставлял им приют, обеспечивал их и проявлял к ним жалость, обязательно войдет в рай».

Таким образом, этика семьи в исламе затрагивает все аспекты семейной жизни и направление на создание, укрепление тех отношений, которые и формируют надежную ячейку общества [5, с. 27]. Она влияет не только на верующих. Этой этикой руководствуются и не верующие люди. Об этом свидетельствуют анкетные данные. 76% обследованных людей до 45 – летнего возраста признают, что в семейной жизни выполняют ряд религиозных обрядов таких, как никах (оформление бракосочетания в мечети), обряд присвоения ребенку имени, чтение аята при новоселье, в день похорон, во время поминки и т.д. Таких много и среди студентов. Поэтому влияние религии необходимо учитывать в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников.

На регион влияет и тип населенного пункта. В Башкортостане «доля сельских жителей в общей численности населения… остается довольно высокой – 35%, что значительно выше, чем во всех прилегающих регионах и в Российской Федерации в целом» [3, с. 21]. «Из 571,3 тысяч учащихся, обучающихся ныне в общеобразовательных учреждениях, 239,1 тысяча - дети сельских жителей, и доля сельских школ составляет 84,3 процента от общего количества школ республики» [209, с. 22].

Основная масса выпускников специальности «Педагогика и психология» СИ БашГУ (84%) распределяется в сельские образовательные учреждения. Следовательно, в их подготовке к работе с родителями школьников необходимо учитывать особенности сельской местности. В своем диссертационном исследовании Ф.А. Сайфуллин раскрывает некоторые особенности педагогической работы с родителями в условиях сельской общеобразовательной школы. К ним он относит:

- педагог сельской общеобразовательной школы значительную часть своей работы с семьей выполняет в процессе стихийного общения с родителями;

- педагог сельской школы работает с многодетной семьей;

- перед педагогом на селе более остро, чем в городе, стоит задача повышения педагогической культуры родителей;

- педагог сельской школы работает с родителями, проживающими в нескольких населенных пунктах;

- в период выполнения сезонных сельскохозяйственных работ основная часть работы педагога с семьей переносится из школы на рабочие места родителей;

- он работает с малочисленным родительским коллективом;

- педагог сельской общеобразовательной школы работу с родителями осуществляет в условиях стабильной окружающей среды;

- педагог сельской школы работает с семьей, обладающей устойчивыми традициями [189, с. 62].

Эти особенности необходимо учитывать и при подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся.

Некоторые региональные особенности в Республике Башкортостан связаны со здоровьем населения. Быстрыми темпами растет наркомания. «Если по России наркомания увеличилась в 3,9 раза за последние 10 лет, то по Башкортостану в 8 раз» [3, с. 17]. Беспокоит рост заболеваемости среди детей. «В Республике Башкортостан показатель детской инвалидности превышает среднероссийский. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), заболевания внутренних органов (до 20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (9-10%), нарушения зрения и слуха (17%)» [3, с. 13]. «Для здоровья ребенка большое значение имеют внутрисемейные отношения. Неблагоприятный психоэмоциональный климат, напряженные отношения в семье способствуют возникновению многих болезней различных органов и систем», - отмечает Е. Шевалдина [249, с.167]. Данное обстоятельство требует обучения будущих педагогов-психологов методике работы с родителями больных детей.

Все эти факторы создают регион и влияют на детей, родителей, на взаимоотношения, на быт, на мировоззрение, на процесс воспитания, на процесс профессиональной подготовки.

Учет региональных особенностей является необходимостью. «Регионализация образования – это один из инструментов демократизации и гуманизации, способствующий постепенному формированию региональных образовательных систем, ориентирующихся не только на подготовку профессиональных кадров (технократический подход), но и на максимальное развитие и раскрытие образовательного потенциала личности (гуманистический подход) как наиболее оптимальный метод подготовки к профессиональной деятельности в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся ситуации на рынке труда» [242, с. 11-12].

Обобщая все изложенное в этом параграфе можно сказать: вышеназванные педагогические условия не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны. Они в совокупности обеспечивают результат. Поэтому недооценка или переоценка того или иного условия недопустима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: