Правозащитные институты в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы деятельности уполномоченного по правам человека

Для обеспечения прав и свобод человека необходима четко скоординированная система правовых механизмов и процедур их реализации и защиты. Особенно актуальной является проблема создания комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека на всей территории Российской Федерации. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, внесудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Судебная защита прав человека. Судебная защита прав человека является центральной в защите прав и свобод человека. С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности, приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном Суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы.

Национальная система внесудебных учреждений, призванных защищать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев:

- Администрация Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

- Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные комиссии при Президенте Российской Федерации;

- Прокуратура Российской Федерации;

- Министерство юстиции Российской Федерации;

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Неправительственные правозащитные организации. Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации (НПО). В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 350 тысяч некоммерческих общественных организаций. В числе их несколько тысяч неправительственных правозащитных организаций, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Дятельность правозащитных организаций состоит в защите; нарушения прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушения норм гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев; прав военнослужащих; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в пенитенциарной системе.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», вступивший в силу 4 марта 1997 года, определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения на должность и освобождения от должности.

Закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Независимость и неподотчетность Уполномоченного при осуществлении своих полномочий от каких-либо государственных органов власти и должностных лиц предоставляет ему возможность выявлять факты нарушений прав граждан и в пределах компетенции принимать меры по их восстановлению. Для этого Уполномоченный должен беспристрастно и объективно подходить к выполнению своих функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: