Истина в вопросах Имана между мурджиа и такфирией

Мурджииты (отклонившиеся в вопросах Имана в сторону слова) полагают, что Иман это всего лишь слово, и исключают дела из веры. Наиболее крайние из них (джахмия) утверждают, что Иман это «ма’рифа» (познание), средние из них (ашариты) говорят, что Иман это тасдык (утверждение веры сердцем), существуют также «мурджиату ль-фукахаъ» ученые, впавшие в ирджаъ из-за ошибочного понимания определения Имана. Они, в свою очередь, заявили о том, что Иман это слово сердца (тасдык) и подтверждение языком (икрор), однако их оправдывают тем, что они ошиблись и неверно поняли тексты Куръана и Сунны относительно определения веры, при этом не следуя каким-либо корыстным целям, в связи с чем они не выводятся из Сунны. Последователями мурджиа в этом вопросе также являются причисляющие себя к саляфии, которые утверждают, что дела это всего лишь условие совершенства или полноценности Имана, тем самым они выводят деяния из веры, так как условие не является составной частью, оно вне определения Имана, как говорит шейх Ар-Роджихи и другие ученые Ахлю с-Сунна уа ль-джама’а: омовение является условием намаза, но оно вовсе не входит в состав самой молитвы, потому что совершается вне намаза, и поэтому считать дела условием полноценности Имана, является отнюдь неверным, так как этим дела исключаются из веры. Но если кто-то из ученых произнес подобные фразы, что дела есть условие полноценности Имана или условие действительности Имана (как уже говорилось: эти выражения в основе своей неверные), известный своей приверженностью к Сунне и защитой ее, и не подразумевал под этими выражениями то, что имеют в виду мурджииты, то он не выводится по причиние этих фраз из Сунны.

Всех мурджиитов объединяет то, что деяния, по их мнению, не входят в определение Имана, и, что он не прибавляется и не убавляется, или если убавляется, то только посредством неверия (последнее предложение взято из «Маджму’у кутуби уа расаиля уа фатава» шейха Роби’а Мадхали, издательства «Дару ль-имам Ахмад», Аттоб’ату аш-шари’ияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 608). В их понимании этого вопроса вера у всех равная, независимо от того, будь носитель веры мусульманином, едва успевшим принять Ислам, или верховным ангелом Джибраилем, или наилучшим из всех творений Посланником Аллаха, Мухаммадом, , и ослушание или совершение греховного поступка нисколько не вредит вере человека, ибо Иман у них не убавляется. Разумеется, это мнение является ошибочным и глубоким заблуждением, поскольку противоречит священным текстам из Куръана и Сунны (некоторые из которых были указаны выше) и словам праведных предшественников первых поколений, кроме того, ирджаъ влечет за собой ужасные последствия: равнодушие к повелениям Аллаха, откладывание благих дел на потом, склонность к греховности и потаканию своих страстей и молве о том, что они не делают. Вспомним Слово Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали, почему вы говорите то, чего не делаете. Увеличивается гнев Аллаха, когда вы говорите то, чего не делаете» (сура «Сафф»), и вышеприведенные слова Посланника Аллаха, : «У каждого пророка были последователи и сподвижники, которые вставали на путь прямой и придерживались сунны своего пророка, затем приходили следующие поколения, которые говорили то, чего не делали, или делали то, что им не было велено, и тот, кто будет сражаться с ними своей рукой, есть верующий, и тот, кто будет сражаться с ними своим языком, есть верующий, и, кто будет сражаться с ними своим сердцем, есть верующий, и нет после этого из веры ничего даже размером в горчичное зернышко» (Сахих Муслима).

С другой стороны такфирия, которая отклонилась в сторону дел и возложила на себя деяния, которыми не обязывал их Господь (смотрите вышеприведенный хадис про тех, кто делает то, что им не было велено): выводит человека из Ислама за совершение им большого греха, тем самым она впадает в чрезмерность в вопросах такфира (вынесения постановления о выведении человека из религии), так как выносит такфир там, где он не уместен, ибо в данном случае применяется тафсик (вынесение решения о том, что совершивший данное греховное деяние, является грешником), но ни в коем случае не такфир. Совершивший фиск – греховное преступление – выходит из Ислама только в том случае, если он, совершая прелюбодеяние или употребление опьяняющих напитков, например, имел убеждение, что это является дозволенным, и отрицал этим самым запрет Господний, или же оставлял приказ Аллаха не выполненным, отрицая его обязательность, однако причиной выхода человека из религии в обоих случаях является не столько само согрешение, сколько его убеждение в дозволенности запретного Аллахом и отрицании им того, что Аллах сделал обязательным, а это и есть ширк (придавание Аллаху равных), если его мнение о дозволенности харама или отрицание фарда исходит от него самого, то он приобщил Аллаху тем самым себя в качестве сотоварища в установлении запретности предмета или его дозволенности, если же источником его опоры (убеждения) является кто-либо другой из творений, то он приобщает его этим Аллаху, ибо установление шариатских законов относительно дозволенности вещей или их запретности восходит только к Аллаху, Господу всех миров. Если мурджиа допускает упущение в понятии Имана, ограничивается только словом, исключая дела из веры, то такфиристы, то есть хавариджи, употребляют такие выражения в определении Имана как «джинсу-ль-амаль» род или класс деяний, которые не использовали саляфы, праведные предшественники первых поколений, и не использовали их саляфиты, последовавшие в понимании, словах и делах за саляфами, следующие поколения до сегодняшнего дня, кроме того, эти выражения не имеют под собой конкретного определенного значения, и могут быть поняты по-разному, чем они и опасны, ибо их используют в своих корыстных целях хавариджи. Такфирия и их последователи – хаддадия – используют следующее выражение в определении Имана: якобы дела являются условием подлинности или действительности веры подобно тому, как мурджииты считают деяния условием полноценности Имана, что тоже в корне своем является неправильным, ибо под условием может пониматься то, что дела вне Имана, как уже приходило этому объяснение сверху, также может пониматься следующее: отсутствие дел или совершение ослушания противоречит действительности и подлинности Имана. Но деяния или оставление дел бывают разного характера. Например, существуют такие деяния, оставление которых является куфром, совершив которые человек впадает в неверие, или приобщение Аллаху сотоварищей, поклонение кому-либо, кроме Аллаха, кощунство и издевательство над божественной религией и тому подобное, несомненно, является неверием; однако есть такие дела, оставление которых не является куфром или ширком, а является только фиском, ослушанием, за которое человек не выводится из религии, следовательно, оставление подобных дел не может быть условием действительности Имана. Приводим слова шейха Мухаммада ибн Хизама относительно выражения: «Являются ли дела условием совершенства Имана или условием подлинности его?» На что он ответил, да сохранит его Аллах: « Этот вопрос, не говорили о нем саляфы и не говорили, являются ли дела условием совершенства или условием подлинности (Имана). Праведные предшественники (саляфы), да будет доволен ими Всевышний Аллах, говорили, что Иман – слово и дело, есть также асары от сподвижников и тех, кто после них, содержащие в себе это выражение (Иман – слово и дело). Итак, все праведные предшественники, да пребудет над ними довольство Аллаха, считали, что дела из Имана, дела из Имана. Затем это выражение (дела – условие совершенства или подлинности Имана) является обобщенным (иджмаль), а обобщенные выражения приходят со стороны мубтади’а. Ахлю-с-Сунна же говорит, что Иман – слово и дело, и объясняют при необходимости подробности о том, что из дел есть такие, оставление которых является куфром, человек впадает посредством оставления их в неверие, и такие, оставление которых является фусуком (порочностью) или причиной, приводящей к греху, и такие, оставление которых считается ослушанием маленьким или большим, и такие, оставление которых является расхождением (с Сунной, без того, чтобы впасть посредством этого в ослушание) или же не является таковым, как оставление желательного или оставление некоторых предпочтительных дел, и такие, оставление которых является макрух. Итак, эти обобщенные выражения являются нововведением и они из речи нововведенцев, через которые они осуществляют тавассуль к словам мубтади’а (прокладывают путь к своим ложным замыслам), а приверженец Сунны непременно будет избегать этих обобщенных выражений, которые используют мубтади’а для (распространения) своих заблуждений. Обобщенность (в религии) это лестница для нововведенца. Как вы знаете, что имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, предостерегал от того, кто говорит, что выражение Куръана является сотворенным, так как это выражение обобщенное (которое можно понять как истину, ибо голос читающего, его язык и речевой аппарат – сотворенные; и в то же время можно понять как ложь, ибо Куръан есть Речь Аллаха Всевышнего – несотворенная), включает в себя как истину, так и ложь, чем и прикрываются нововведенцы для своей лжи. Если познаешь подробности (этого вопроса), рассеются неясности (в твоем понимании его). Сказано: «Кто говорит, что дела это условия совершенства Имана, то он впал в ирджаъ». Нет сомнений, если же он выразит это обобщенно, осознавая смысл своих слов таким образом, что все дела являются условием совершенства (Имана, а не есть составная часть Имана), то это ирджа, однако, возможно, он не понимал всего, что он произносил, так как некоторые дела приводят их носителя к тому, оставление чего будет являться неверием, или тому, оставление чего есть нововведение или же фусук, или ослушание, или один из больших грехов, или к таким делам, оставление которых не считается грехом».

Итак, у мурджиитов дела не из Имана, и он не прибавляется и не убавляется, или убавляется только посредством куфра, а совершение больших грехов не влияет на веру. Хавариджи, наоборот, выводят за грехи человека из Ислама, в то время, когда Ахлю-с-Сунна утверждает, что из религии выводит человека только те деяния, которые являются куфром или ширком, и неверный будет пребывать вечно в Аду, а что касается прегрешений, то они усекают Иман частично, то есть лишают носителя греха совершенства и полноценности Имана, и он находится под желанием Аллаха, если его Господь пожелает, то будет наказывать его огнем до тех пор, пока он не очистится от греха и пока не войдет в Рай, если же Господь пожелает, то простит его и введет в Рай без наказания.

Необходимо отметить, что хаддадия – последователи хариджитов – представляет собой большую угрозу для исламской уммы, ибо большинство мусульман, к сожалению, находятся в неведении относительно их заблуждений и отклонений, так как термин «хаддадия» появился в современную эпоху и их признаки и качества скрыты от общего обозрения и неведомы для большей части мусульман, однако мы обращаем внимание читателей на книги шейха, выдающегося ученого, Роби’а бни Хади Аль-Мадхали, который на протяжении многих лет вел и ведет неоднократную борьбу с ними, и кто, как ни он, более осведомлен о качествах и отклонениях этого современного хариджитского течения. Как передает абу ’Амр Юсуф бну ’Абду-Ллах бну Мухаммад бну ’Абду-ль-Барр Аль-Куртуби в своей книге «Джами’у баяни-ль-’ильми уа фадлихи» (издательство «Муассаса ар-рисаляти наширун», издание первое 1433 года по хиджре, стр.: 293) с последовательной цепочкой передач от Хишама бну ’Убейду-Ллаха Ар-Рози, который сказал: «Кто не разобрался в разногласиях (прошлого времени и современного) среди религиозных знатоков (деятелей и проповедников), не является ученым (понимающим религию)». Один из признаков хаддадии заключается в том, что они обязывают включать в определение Имана (слово и дело, прибавляется и убавляется) следующие слова: Иман убавляется настолько, что не остается от него ничего. Это выражение не использовалось праведными предшественниками, они ограничивались тем, что Иман – убеждение, слово и дело, увеличивается и усекается. Но смысл данного выражения, что Иман убавляется полностью, можно понять по-разному:

1) в соответствии с манхаджем саляфов, так как Иман может утратиться в человеке полностью на сто процентов, если он совершит куфр или намеренно и осознанно откажется совершать деяния, оставление которых является неверием, ему грозит в этом случае вечное пребывание в огне;

2) и в понимании хавариджей это дополнительное выражение, которое они обязывают произносить, вкладывая в него следующий смысл: если вера убавляется, то она убавляется полностью, то есть человек, совершив греховный поступок, который в основе своей не выводит его религии, а только убавляет в нем Иман частично, он у них становится неверным и его кровь и имущество становится, по их предположению, дозволенной (этому понятию далее придет объяснение более подробное с дозволения Всевышнего Аллаха). Этим выражением такфиристы добиваются осуществления выхода против правителей и пролития крови мусульман, а хаддадия посредством подобных фраз осуществляет табдиа (выведение из Сунны) салляфитских ученых.

 

3) Что такое Иман в понимании шейха Робиа Мадхали?

Шейх Робиа бни Хади аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, говорит в своей книге «аль-Маджмуъ аль-Уадых фи родди манхаджи уа усули Фалих», главе №12 «Вопросы и ответы относительно сомнений (или проблем) Фалиха»: «Необходимо крепко держаться того, что утверждали праведные предшественники первых поколений, а это то, что Иман – слово, дело и убеждение: слово сердца и языка, дело сердца, языка и органов тела».

Говорит шейх Робиа Мадхали в«Маджмуу кутуби уа расаиля уа фатави (издательства «Дару ль-имами Ахмад», Аттобаату аш-шариияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 606): «Такие ученые Ахлю с-Сунна уа-ль-джамаа, как Абду-Ллах бну Ахмад, Халлял, Аль-Аджури, Аль-Лялякаи, ибну Батта и другие уже объяснили наилучшим образом, что такое Иман, который в понимании Ахлю с-Сунна уа-ль-джамаа означает – слово, дело и убеждение, прибавляется через подчинение и убавляется через ослушание. И мы приближаемся к Аллаху через слова, которые они произносили (касательно определения Имана) и передавали и имели в своих убеждениях, и мы утверждаем эти слова с раннего детства, передаем их в наших писаниях, уроках и лекциях и любим за эти слова и враждуем из-за них («Маджмуу кутуби уа расаиля уа фатави, издательства «Дару ль-имами Ахмад», Аттобаату аш-шариияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 606).

 

 

Часть вторая. Опровержения шейха Робиа Мадхали на обвинения его в ирджаъ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: