Является ли мурджиитом, кто утверждает, что Иман это основа, а дела – ответвления?

قال تعالى :"أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرَةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاءِ"

 

Слово Всевышнего: «А разве ты не видел, как Аллах приводит притчу о Прекрасном Слове подобном прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небесам» (сура Ибрахим: 24). Передает хафиз Исмагил ибну Касир, да смилуется над ним Аллах, в своем тафсире, комментируя этот аят: «Собщается от Али бну абу Талха от ибн Абасса: «Слово «о Прекрасном Слове» это свидетельство Ля иляха илля Ллах, «подобном прекрасному дереву» это верующий, «корни которого прочны», говорит, Ля иляха илля Ллах в сердце верующего, «а ветви восходят к небу», говорит, поднимается посредством его (Ля иляха илля Ллах) дело верующего на небеса». Также сказал Ад-Даххак и Саид бну Джубайр и Икрима и Катада и другие: «Поистине это слово о верующем и его прекрасном слове и праведном деле, поистине верующий подобен дереву из пальм, не перестают подниматься его дела во все времена, утром и вечером». Далее приводится ряд хадисов у ибну Касира относительно дерева «о Прекрасном Слове подобном прекрасному дереву», что это пальма; и хадис от Катада, который сообщил, что какой-то мужчина сказал (не достает имя сподвижника, от которого сообщается хадис, в связи с чем данный хадис является мурсаль, не принимается в расчет): «О, Посланник Аллаха, ушли люди состояния и богатства со всей наградой», на что он, , ответил: «Что ты думаешь, если ты устремишься к богатству мирской жизни и возложишь одно богатство на другое, разве достигнет оно неба? Не сообщить ли мне тебе о деле, основа которого будет на земле, а его ветви – на небе?» Он сказал: «Что это, о, Посланник Аллаха?» Сказал, : «Чтобы ты произнес: Ля иляха илля Ллах, уа Ллаху Акбар, уа Субъхана Ллах, уа ль-Хамду лиЛлях десять раз после каждого намаза, и это и есть то, корень чего на земле, а ветви его на небесах» (хадис отосланный, посему не принимается, но смысл того, что основа Имана в сердце человека, а его ответвления – деяния, восходящие к небу, достоверный, на что указывает ряд других доводов из Сунны и слов праведных предшественников, смотрите ниже, да поддержит вас Аллах).

Трактуя этот аят хафиз Мухаммад бну Манда в своей книге «Аль-Иман», говорит: «Аллах привел притчу о Слове Имана и установил для него основу и ответвления и постоянно приносящие ими плоды; спросил Пророк, , своих сподвижников о смысле этой притчи, которая пришла от Аллаха, и сказал ибну Умар: «Я подумал про себя, что это пальма, но постеснялся (сказать)», и сказал Пророк, : «Это пальма». Пророк уже разъяснил, , что такое вера посредством Сунны («Иман – семьдесят с лишним ветвей, высшая из которых: свидетельство, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха; а низшая из которых: убрать препятствие с пути; и стеснительность тоже является ветвью Имана» (Сахих Муслима), и сообщил, что Иман состоит из ветвей, высшая из которых – свидетельство Ля иляха илля Ллах, сделав, таким образом, основой веры «икрор» утверждение сердцем и языком, а ее ответвлениями деяния» («Аль-Иман», издательство «Дару-ль-Фуркан», издание первое 1433 г. Т.: 1, стр.: 438).

Как мы видим из вышеприведенных хадисов и комментарий к ним праведных предшественников (смотрите тафсир ибну Касира), у Имана есть «асль» - основа, и «фуруг» - ответвления. В этом выражении нет никакого повода для обвинения в ирджаъ, так как оно достоверное, основа которого восходит к Куръану и Сунне в понимании сподвижников и их последователей, и не имеет отношение к мурджиитской идеологии потому, что не исключает дела из Имана и не отрицает увеличение и уменьшение веры. Под основой подразумевается:

- слово сердца (тасдык – считать истиной эту религию);

- действия сердца (инкъияд – готовность подчиниться повелениям Аллаха, а также любовь, надежда, страх и прочее);

- произнесение языком Ля иляха илля Ллах.

А под ответвлениями имеются в виду: дела органов тела, которые входят в состав Имана, так как ветви дерева являются частью его и ни в коем случае не представляют собой нечто отдельное и самостоятельное.

И говорит шейх Робиа Мадхали в своем опровержении на Абду-ль-Хамида Аль-Джухани, часть первая, стр.: 5: «Из их (хаддадитов) разрушительных основ то, что они считают мурджиитом того, кто скажет, что Иман это основа, а дела ответвления. Это выражение Ахлю-с-Сунна и имамов, значит, они мурджииты по их мнению. Мы уже приводили определение Ахлю-с-Сунна и имамов Сунны, но этого им недостаточно, они упорствуют на том, чтобы закидать обвинениями в ирджаъ каждого, кто произносит это (на чем были саляфы), воюют с ними».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: