Можно ли говорить, что Иман усекается полностью?

Известно, что хаддадия обязывает этим выражением, говоря, что Иман это слово и дело, прибавляется через дела и убавляется через ослушания настолько, что ничего от него не остается. И если ученый не произносит эти слова, то они обвиняют его в ирджаъ. На что шейх Робиа Мадхали отвечает: «Такие ученые Ахлю с-Сунна уа-ль-джамаа, как Абду-Ллах бну Ахмад, Халлял, Аль-Аджури, Аль-Лялякаи, ибну Батта и другие уже объяснили наилучшим образом, что такое Иман, который в понимании Ахлю с-Сунна уа-ль-джамаа означает – слово, дело и убеждение, прибавляется через подчинение и убавляется через ослушание. И мы приближаемся к Аллаху через слова, которые они произносили (касательно определения Имана) и передавали и имели в своих убеждениях, и мы утверждаем эти слова с раннего детства, передаем их в наших писаниях, уроках и лекциях и любим за эти слова и враждуем из-за них» («Маджмуу кутуби уа расаиля уа фатави, издательства «Дару ль-имами Ахмад», Аттобаату аш-шариияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 606). Далее на этой же странице продолжает: «Меня уже обвиняли в бидаа и выносили относительно меня постановление об ирджаъ (за эти слова, на которых были саляфы) вместе с тем, что я произносил и произношу эти слова (что Иман убавляется настолько, что от него ничего не остается) еще до того, как появилась старая хаддадия и новая, однако я не возлагаю на себя обязанность произносить их, ибо сахабы и табеины не произносили их, ибо нет доводов на принуждение этими словами, и не произносили их большинство саляфов, а если кто и произносил, то не обязывал ими самих себя и не принуждал к ним других, но, несмотря на это, я произношу их иногда» (стр.: 606-607).

Далее шейх Робиа Мадхали приводит хадис в качестве доказательства, что Иман может утратиться полностью: «Передается от Абду-Ллаха бну Маъсуда, сказал посланник Аллаха, : «У каждого пророка были последователи, которые вставали на путь прямой и придерживались сунны своего пророка, затем приходили следующие поколения, которые говорили то, чего не делали, или делали то, что им не было велено, и тот, кто будет сражаться с ними своей рукой, есть верующий, и тот, кто будет сражаться с ними своим языком, есть верующий, и, кто бует сражаться с ними своим сердцем, есть верующий, и нет после этого из веры ничего даже размером в горчичное зернышко» (Сахих Муслима). В этом хадисе указание на то, говорит шейх, что Иман одного отличается от Имана другого, увеличивается и уменьшается (…) Иман может убавиться до размера песчинки или даже до крайнего предела – вплоть до полного исчезновения» (там же, стр.: 607-608). Поэтому, продолжает шейх Робиа, если человек скажет, что Иман убавляется настолько, что от него ничего не остается, то нет в этом проблем, однако является ли произнесение этого обязательным, и если он это не произнесет, разве он становится от этого мурджиитом? Такое постановление является преступлением против сподвижников и их последователей и всех исламских имамов, в соответствии с их манхаджем (хаддадии) все они мурджиа. Затем я говорю: «Хорошо, говори это, что Иман убавляется полностью, но разве будешь преследовать этими словами всех людей? Разве каждый, у кого убавился Иман, впал в неверие?! Это есть мазхаб (путь) хавариджей, путь такфиритов, я считаю, что они именно это подразумевают (если убавляется, то убавляется полностью независимо от деяний, будь они кабаир (большими грехами) или прочими деяниями, оставление которых не является неверием)» (смотрите там же, стр.: 610).

«Иман может убавиться частично, может остаться из Имана нечто размером в динар или половину динара, или белее этого, может остаться и размером в дирхем или в половину дирхема, даже размером в ячменное зернышко, и еще меньше, и еще меньше вплоть до меры невидимой пылинки, а может и вовсе ничего не остаться от Имана» (смотрите там же). Отсюда мы видим, что убеждения и слова шейха Робиа Мадхали совпадают с тем на чем были саляфы, то есть он, да сохранит его Аллах, не отрицает того, что Иман может утратиться полностью, но и не считает произнесение этой фразы, что вера усекается полностью, обязательным и повсеместным, так как из этого понималось бы то, что Иман в случае убавления исчезает полностью, даже если убавляется из-за совершения греха, не достигающего уровня неверия. Кроме того, «это выражение было впервые высказано (говорит шейх Робиа Мадхали в своем опровержении словам Джухани, написанном шейхом в месяце шауваль 1435 года, часть первая) Суфьяном бну Уйайна, когда он вел полемику с человеком, который имел убеждение, что Иман не уменьшается, разозлившись на него, он высказал эту фразу. Эта фраза была высказана во время гнева, посему она не принимается в расчет». Но смысл ее, как уже было сказано выше, верный, если его понимать в понимании саляфов, что человек лишается полностью веры из-за деяний, которые являются неверием. Далее говорит шейх, что «это выражение было также высказано имамом Барбахари, однако он также не возлагал на людей обязанность произносить его».

«Отличие между нами и хавариджами заключается в их такфире совершившего большой грех (как прелюбодеяние, убийство человека, употребление опьяняющих напитков, воровство, расточительство, создание изображений живых существ, самоубийство и другие виды ослушаний, а также нововведения или несовершение деяний, оставление которых является фиском и тому подобное). Мы же говорим, он не выходит из религии, каков бы не был его грех, до тех пор, пока он не впадет в ширк, ибо Аллах Всевышний сказал: «Воистину Аллах не прощает приобщение Ему сотоварищей и прощает то, что менее этого грехом, кому пожелает» (сура Ан-Нисаъ: 48).

Они (такфиристы) взяли себе за правило, каждый, у кого убавился Иман, выходит из веры, подразумевают дурное, это мазхаб хавариджей! Вы видите, что я произношу эти дополнительные к основе слова и не отрицаю их, как это на меня ложно возводит шейх хаддадии и несправедливый невежда, но при этом я не считаю произнесение этого слова обязательным и не принуждаю к нему людей, ибо принуждение им приводит к принуждению постановления, которое не устанавливал и которым не обязывал Аллах, Возвышен Он, и не устанавливал и не обязывал им Его Посланник, , и приводит также это к постановлению о заблуждении Ахлю-с-Сунна, вплоть до выведения из Сунны имамов, так как они в основном не произносили этого выражения, кроме как некоторые из них, которых меньшинство («Маджмуу кутуби уа расаиля уа фатави, издательства «Дару ль-имами Ахмад», Аттобаату аш-шариияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 610-611). Отсюда мы видим, что обвинения со стороны хаддадитов в адрес шейха Робиа Мадхали являются ложными, в том числе и обвинение Абду-ль-Хамида Джухани, который в своих критических работах наговаривает на шейха Робиа якобы он имеет убеждение, что Иман убавляется до мельчайшей песчинки, но не убавляется полностью, это хорошо забытая старая кознь хаддадитов. Шейх Робиа неоднократно опровергал их более десяти лет назад (как мы уже приводили выше) и по сей день опровергает новое поколение хаддадитов, во главе которых Джухани. Шейх Робиа имеет убеждение, что Иман это слово и дело, увеличивается через подчинения и уменьшается через ослушания (вплоть до мельчайшей пылинки) и, порой произносит слова о том, что Иман может утратиться полностью (в случае совершения неверия), и не считает эти дополнительные слова, что Иман убавляется полностью, неотъемлемой частью определения веры, иначе их можно понять так, что совершивший ослушание (а Иман убавляется, как было сказано, именно через ослушание: большие и маленькие грехи) лишается веры полностью, что и составляет суть хариджитской идеологии. Кровь и честь совершившего греховное деяние (помимо неверия) у них дозволена, и он, по их убеждению, вечно пребудет в огне.

«Если кто-нибудь из Ахлю-с-Сунна уа-ль-джамаа скажет определение (на котором были праведные предшественники), этого им (хаддадитам) недостаточно, кроме того, он будет у них этим самым мурджиитом, заблудшим, так как совершил упущение, по их мнению, в определении Имана, ибо он не произнес то, чем они обязывают – это то, что Иман слово и дело, увеличивается и уменьшается вплоть до того, что ничего не остается от веры, ведь у них это является частью определения веры, и кто не придет с этим выражением, он у них мурджиит и заблудший, с которым необходимо сражаться. Обрати же внимание, мой брат, на слова Сахля бну Мутауваккиль: «Я застиг более тысячи учителей или даже более: все они говорили, что Иман это слово и дело, увеличивается и уменьшается» (смотрите там же, стр.: 613-614).

Шейху-ль-ислам ибну Теймийа в «Маджмуу ль-фатави» (т.: 7, стр.: 223-224) говорит: «Что касается того, кто говорит, если уходит часть Имана, то он уходит полностью, то это воспрещено так говорить, это и есть основа, из которой и разошлись все ветви нововведений в вопросах Имана, так как они считают, если уходит часть его, то уходит и все остальное, вплоть до того, что ничего от него не остается. (…) Затем они, хавариджи и муатазилиты, говорят: если уходит что-то (из Имана), то не остается с носителем веры ничего из Имана, и он, таким образом, будет вечно находиться в огне».

«Поистине я – и вся хвала принадлежит только Аллаху – и мои братья следуем Куръану и Сунне вслед-вслед за саляфами в их словах и в каждом разделе нашей религии, особенно в Имане, акъиде и манхадже, и призываем к этому, и дружим и любим за это и враждуем, а те, кто противоречит их словам и их манхаджу (саляфов), те приверженцы бидаа, и из них хаддадия, которые противоречат саляфам во многих основах, одним из которых является это противоречие (которое разъяснено выше) и их это противоречие непременно влечет к выведению из Сунны даже самих саляфов» («Маджмуу кутуби уа расаиля уа фатави, издательства «Дару ль-имами Ахмад», Аттобаату аш-шариияту-ль-вахида, т.: 9, стр.: 627).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: