double arrow

Что такое Иман в понимании праведных предшественников?

Иман, в языковом значении переводится как «вера»: «икрор» (подтверждение с подчинением), которое включает в себя «тасдык» (считать что-либо правдой) и «инкъйяд» (покорность, то есть готовность подчиниться).

С шариатской точки зрения, Иман - есть убеждение, слово и дело, он может прибавляться через подчинение и убавляться через ослушание. Под убеждением понимается – убеждение сердца, под словом – выражение языка, такие как, произнесение свидетельства “Ля иляха илля Ллах”; под делом - имеются в виду дела сердца: любовь, надежда, страх и другие виды скрытых деяний, а также дела органов тела, как намаз, хадж, джихад и так далее.

Доводы из Куръана на то, что Иман это слово и дело, увеличивается и уменьшается:

قال الله تعالى: "مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ"

Сказал Аллах, Могущественный и Великий: «Гнев Аллаха падет на того, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, не на того, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготовано великое мучение» (Сура «Ан-Нахль», 106).

 

قال الله تعالى: "قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ وَإِنْ تُطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَا يَلِتْكُمْ مِنْ أَعْمَالِكُمْ شَيْئًا إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ (14) إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُولَئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ "

Слово Всевышнего: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваши деяния. Воистину, Аллах – Прощающий, Милующий.
Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (Сура «Аль-Худжурат», 14-15).   «В этих аятах указание на то, что Иман связан с сердцем, а это познание и тасдык (считать правдой), и нет пользы от словесных заявлений о вере, если сердце не будет считать это правдой и не подтвердит это деяниями (сердца и органов тела), знайте это», - говорит шейх абу Бакр Мухаммад бну Хусейн Аль-Аджури в книге «Аш-Шари’а» (издательство «Дару-ль-хадис», стр.: 96). То есть не будет Иман человека действительным по причине одного лишь произнесения им слов веры на языке, если ее (веры) не будет в сердце, и она не будет подтверждена делами.   قال الله تعالى: "قُلْ آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنْزِلَ عَلَيْنَا وَمَا أُنْزِلَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَالنَّبِيُّونَ مِنْ رَبِّهِمْ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ" Говорит Господь: «Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исма’илу, Исхаку, Йа’кубу и его потомкам и в то, что было даровано Мусе, ’Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы подчиняемся» (Сура «Али Имран», 84).   «В этом аяте указание (там же говорит шейх Мухаммад Аль-Аджури) на обязательность произнесения Имана языком».

 

قال الله تعالى: "وَمَا جَعَلْنَا الْقِبْلَةَ الَّتِي كُنْتَ عَلَيْهَا إِلَّا لِنَعْلَمَ مَنْ يَتَّبِعُ الرَّسُولَ مِمَّنْ يَنْقَلِبُ عَلَى عَقِبَيْهِ وَإِنْ كَانَتْ لَكَبِيرَةً إِلَّا عَلَى الَّذِينَ هَدَى اللَّهُ وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ (143)"

Сказал Всевышний Аллах: «Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжелым, кроме как для тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах не утратит вашу веру. Воистину, Аллах сострадателен и милостив к людям» (часть 143 айята из суры «Аль-Бакара»).

Сподвижники спросили Пророка, , что произойдет с теми из сподвижников, которые умерли до изменения киблы с Иерусалима на Мекку, так как сперва они совершали молитву в сторону мечети «Аль-Акса» в Иерусалиме, а затем Аллах повелел совершать намаз в направлении Мекки. После чего Всевышний ответил, что Он не утратит их веру. В этом аяте указание на то, что намаз является верой и, соответственно, совершение молитвы и вообще деяния входят в Иман. Мухаммад бну Исхак бну Мандах привел в «Китабу-ль-Иман» (издательство «Дару-ль-Фуркан», первое издание 1433 года, т.: 1, стр.: 412) этот аят в качестве довода на то, что Иман это все виды подчинений и религиозных деяний, а также на то, что Аллах назвал намаз Иманом (верой).

 

قال الله تعالى: "وَالْعَصْرِ (1) إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ (2) إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ (3)"

«Клянусь временем. Воистину человек непременно в убытке, кроме тех, которые уверовали и совершали благие дела и призывали друг друга к истине и призывали друг друга к терпению» (сура «Аль- Аср»).

 

قال الله تعالى: "الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَانًا وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ"

Сказал Всевышний Аллах: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь увеличило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (сура «Али Имран», 173).

 

قال الله تعالى: "إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ (2) الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ (3) أُولَئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَهُمْ دَرَجَاتٌ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَمَغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ (4)"

 

Сказал Аллах, Свят Он и Велик: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых увеличивается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Аль-Анфаль», 2-4 аяты). قال الله تعالى: "هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ السَّكِينَةَ فِي قُلُوبِ الْمُؤْمِنِينَ لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَعَ إِيمَانِهِمْ وَلِلَّهِ جُنُودُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا"

Всевышний Господь говорит: «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась поверх их веры. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах Знающий, Мудрый» (сура «Аль-Фатх», 4).

قال الله تعالى: "وَلَمَّا رَأَى الْمُؤْمِنُونَ الْأَحْزَابَ قَالُوا هَذَا مَا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَصَدَقَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَمَا زَادَهُمْ إِلَّا إِيمَانًا وَتَسْلِيمًا"

Также в суре «Аль-Ахзаб» Всевышний говорит: «Когда верующие увидели противников, они сказали: «Это – то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность».

وَمَا أَصَابَكُمْ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ فَبِإِذْنِ اللّهِ وَلِيَعْلَمَ الْمُؤْمِنِينَ " قال الله تعالى:
وَلْيَعْلَمَ الَّذِينَ نَافَقُواْ وَقِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْاْ قَاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَوِ ادْفَعُواْ قَالُواْ لَوْ نَعْلَمُ قِتَالاً لاَّتَّبَعْنَاكُمْ هُمْ لِلْكُفْرِ يَوْمَئِذٍ أَقْرَبُ مِنْهُمْ لِلإِيمَانِ يَقُولُونَ بِأَفْوَاهِهِم مَّا لَيْسَ فِي قُلُوبِهِمْ وَاللّهُ أَعْلَمُ بِمَا يَكْتُمُونَ"
Сказал Всевышний: «То, что постигло вас в тот день, когда встретились две группы (при Ухуде), произошло с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих
и узнал лицемеров. Им было сказано: «Придите и сразитесь на пути Аллаха или хотя бы защитите самих себя». Они сказали: «Если бы мы знали, что сражение состоится, то мы непременно последовали бы за вами». В тот день они были ближе к куфру, чем к вере. Они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, но Аллаху лучше знать о том, что они утаивают» (сура «Али Имран», 166-167). «Этот аят указывает на то, что Иман бывает слабым, приближенным к куфру, это и есть четкое определение слов «Иман уменьшается через ослушание», взятое из священных контекстов (говорит шейх Салих бну Фаузан Аль-Фаузан в своем шархе на «Усулю-ль-Иман» Мухаммада бну Абду-ль-Ваххаба, стр.: 46). Кроме того, что увеличивается, то оно также уменьшается. Доводом на уменьшение веры являются также аяты Куръана, которые приводятся в качестве доводов на увеличение Имана, как об этом сказал Суфьян бну ‘Уяйна: ему было сказано: «Разве Иман увеличивается и уменьшается?» Он ответил: «Разве вы не читаете Куръан «и это увеличило их веру», (после чего) ему было сказано: «Разве уменьшается?» Он сказал: «Если что-то увеличивается, то оно уменьшается» (смотрите «Аш-Шари‘а» Аль-Аджури, стр.: 94).

Доказательства из Сунны на то, что Иман это убеждение, слово и дело, прибавляется и убавляется:

عن ابن عباس رضي الله عنهما يقول: قدم وفد عبد القيس فقالوا يا رسول الله إنا هذا الحي من ربيعة بيننا وبينك كفار مضر فلسنا نصل إليك إلا في الشهر الحرام فمرنا بأمر نأخذ به وندعو إليه من وراءنا قال (آمركم بأربع وأنهاكم عن أربع الإيمان بالله هل تدرون ما الإيمان بالله ؟ شهادة أن لا إله إلا الله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة وصيام رمضان وأن تؤدوا لله خمس ما غنمتم...)

 

Передается в двух достоверных сборниках хадисов, Бухари и Муслим, от ибн ‘Аббаса, который сказал: «Прибыла делегацияАбду-ль-Кайс к Посланнику Аллаха, , и сказала: «Поистине между нами и тобой неверные из племени Мудар, и мы не можем пробраться к тебе, кроме как в месяц запретный, так вели же нам такое дело, ( какпередается в другом риваяте, совершив которое, мы войдем в Рай), которого мы будем держаться и к которому будем призывать тех, кто за нами», тогда он сказал, : «Я повелеваю вам четыре и запрещаю четыре; (повелеваю) веру (Иман) в Аллаха, знаете ли вы, что такое Иман? – Свидетельство о том, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, совершение намаза, выплата закята, ураза в месяц Рамадан и чтобы вы выплатили Аллаху пятую долю из вашей добычи». В данном хадисе Иман объясняется тем, что свидетельствование Ля иляха илля Ллах, выстаивание намаза и выплачивание закята, держание уразы и выплата пятой доли из добычи есть составная часть Имана, то есть дела органов тела входят в веру.

 

فَقَالَ أَبُو سَعِيدٍ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَقُولُ «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الإِيمَانِ».

Приводится в сахихе Муслима хадис от абу Са’ида, что Пророк, , сказал: «Кто увидит из вас порицаемое, пусть исправит это своей рукой, если он не в состоянии это совершить, то пусть исправит это своим языком, если не может, то тогда своим сердцем, и это наиболее слабое проявление Имана» (в этом хадисе мы видим, что дела из Имана, и то, что вера может увеличиваться и уменьшаться).

 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ «مَا مِنْ نَبِىٍّ بَعَثَهُ اللَّهُ فِى أُمَّةٍ قَبْلِى إِلاَّ كَانَ لَهُ مِنْ أُمَّتِهِ حَوَارِيُّونَ وَأَصْحَابٌ يَأْخُذُونَ بِسُنَّتِهِ وَيَقْتَدُونَ بِأَمْرِهِ ثُمَّ إِنَّهَا تَخْلُفُ مِنْ بَعْدِهِمْ خُلُوفٌ يَقُولُونَ مَا لاَ يَفْعَلُونَ وَيَفْعَلُونَ مَا لاَ يُؤْمَرُونَ فَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِيَدِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِلِسَانِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِقَلْبِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَلَيْسَ وَرَاءَ ذَلِكَ مِنَ الإِيمَانِ حَبَّةُ خَرْدَلٍ

Передается от ’Абду-Ллаха бну Мас’уда, сказал посланник Аллаха, : «У каждого пророка были последователи и сподвижники, которые вставали на путь прямой и придерживались сунны своего пророка, затем приходили следующие поколения, которые говорили то, чего не делали, или делали то, что им не было велено, и тот, кто будет сражаться с ними своей рукой, есть верующий, и тот, кто будет сражаться с ними своим языком, есть верующий, и, кто будет сражаться с ними своим сердцем, есть верующий, и нет после этого из веры ничего даже размером в горчичное зернышко» (Сахих Муслима). В этом хадисе содержится то, что у Имана есть степени: по увеличению и уменьшению, и то, что веры можно лишиться полностью.

 

عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- «الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الإِيمَانِ».

 

Передается от абу Хурейра, что Посланник Аллаха, да пребудет над ним и его семьей мир и благословение Аллаха, сказал: «Иман – семьдесят с лишним ветвей, наилучшая из которых – свидетельство, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха; а низшая из которых: убрать препятствие с пути; и стеснительность является ветвью Имана» (Сахих Муслима).

- Ветви Имана – значит: составные части ее, также это указывает на то, что у Имана есть степени по возрастанию и уменьшению в зависимости от совершаемых дел.

- «…свидетельство, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» - в этих словах указание на то, что Иман есть слово (слово сердца и языка), ибо свидетельство произносится языком.

- «…убрать препятствие с пути» - в этих словах доказательство на то, что Иман есть дело, ибо данное деяние – убрать препятствие с дороги – осуществляется органами тела.

- «…стеснительность тоже является ветвью Имана» - в них довод на деяние сердца.

 

Слова сподвижников, табеинов и тех, кто последовал за ними, о том, что Иман слово и дело, прибавляется и убавляется:

Сказал абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Иман увеличивается и уменьшается» («Аш-Шари’а» Аль-Аджури, стр.: 88).

Сказал ’Умейр бну Хабиб, родыяЛлаху ’анху, что Иман прибавляется и убавляется, тогда ему было сказано: «А каково его прибавление и убавление?» Он сказал: «Когда мы поминаем Аллаха, восхваляем Его и прославляем (отдаляем Его от всех недостатков), это и есть увеличение Имана, а когда мы впадаем в беспечность, халатность и забываем Его, это и есть уменьшение (Имана)» (там же у Аджури, стр.: 89).

’Умар ибн Хаттаб, родыяЛлаху ’анху, говорил своим сподвижникам: «Давайте будем увеличивать веру», после чего принимались поминать Аллаха (там же, однако у цепочки этой передачи есть слабость).

’Абду-Ллах ибн Мас’уд, да будет довольство Аллаха над ним, произносил в своей мольбе: «О Аллах, прибавь же мне веры, убежденности и понимания» (там же).

Передается от Хайсамы от ’Абду-Ллаха бну ’Амр, который сказал: «Наступят такие времена, когда люди будут собираться в мечетях и не будет среди них верующего» («Аш-Шари’а», 93).

Сообщается от Мухаммада бну ль-Касим ль-Асади, который сказал: я слышал, как Суфьян Ас-Саури говорит: «Поистине Иман увеличивается и уменьшается, и я говорю, что Иман это то, что глубоко западает в сердце, и подтверждается делами» (там же, стр.: 94).

Передается от Хумайди: сказал Суфьян бну ’Уяйна: «Иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается». Тогда ему сказал его брат, Ибрахим бну ’Уяйна: «О абу Мухаммад, ни в коем случае не говори, что (Иман) увеличивается и уменьшается», на что разгневался (Суфьян бну ’Уяйна) и сказал: «Замолчи же, о, малец, напротив, уменьшается настолько, что ничего не остается (от веры)» (там же). Этим словам далее ин шааЛлах придет подробное объяснение.

Сообщается от ибну Сальмана, он слышал от Ауза’и, как он говорит, что Иман это слово и дело, прибавляется и убавляется, а кто возомнил, что вера прибавляется, но не убавляется, то остерегайтесь его, поистине он мубтади’а» (там же, стр.: 95).

И передается от абу Хайсам от Са’ида бну Джубайр, как он говорил о Слове Аллаха «однако для того, чтобы успокоилось мое сердце» (Сура Бакара, 260) это значит, чтобы увеличилась вера (там же, стр.: 95).

Сообщается от абу Хайана, что он слышал, как Аль-Хасан говорил: «Иман это слово, и нет слова, кроме как с делом, и нет слова и дела, кроме как с намерением, и нет слова и дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной» (там же, стр.: 106).

Сказал имам Ал-Лялякаи, упокоенный в 418 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах, в книге «Шарх усули и’тикоди ахли с-Сунна уа ль-джама’а» (издательства «Дару т-тойиба» третьего издания, т.5, стр.: 1027-1031) после приведения слов сподвижников пророка, мир ему и его семье и благословение Аллаха, и табеинов (их последователей) о том, что Иман есть слово и дело, увеличивается и уменьшается, что следующие из ученых нашей уммыподтвердилито, что Иман увеличивается и уменьшается: Суфьян Ас-Саури, ибну Джурайдж, Ма’мар, Аль-Ауза’и, Малик бну Анас, Суфьян бну ’Уяйна, Малик бну Мигваль, ибну абу Лейла, абу Бакр бну ’Айаш, Зухайр бну Му’авия, Заида, Фудайл бну ’Ийад, Джарир бну ’Абду-ль-Хамид, Хаммад бну Саляма, Хаммад бну Зейд, ибну Мубарак, абу Шихаб, ибну Косим, Яхйя бну Са’ид Аль-Каттан, Ваки’, Шу’айб бну Хурайс, Исма’ил бну ’Айаш, Валид бну Муслим, Валид бну Мухаммад, Язид бну Сеиб, Надр бну Шумейл, Надр бну Мухаммад Марвази, Муфаддал бну Мухальхаль, Аш-Шафи’и, Ахмад (ибн Ханбал), Исхак, абу ’Убейд, ’Али бну Мадини. Сказал Сахль бну Мутауваккил: «Я застал более тысячи учителей, все они говорили, что Иман это слово и дело, увеличивается и уменьшается».

Там же имам Ал-Лялякаи приводит достоверный иснад от имама Аль-Бухари о том, что он говорил: «Я записал от тысячи и более ученых, которые утверждали, что Иман – слово и дело, и не записывал от тех, кто говорит – Иман это (всего лишь) слово» (т.5, стр.: 959).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: