Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)

"Восстание масс" (1929)

Не существует ни сословий, ни каст. Ни у кого нет гражданских привилегий. Средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны.

Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные. Речь действительно идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX век. Создано новое сценическое пространство для существования человека, новое и в материальном и в социальном плане. Три начала сделали возможным этот новый мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность.,Два последних фактора можно объединить в одно понятие - техника.

3. "Толпа" в домассовую эпоху

А.С. Пушкин "Поэт и толпа" 1828

4. Массовая или народная?

 

 

5. Коллапс ритуальной традиции

Рассказы (2012, реж. Михаил Сегал)

Ослабевающий социальный контроль (в обществе модерна)

сопровождается также и ослаблением контроля в вопросах вкуса, а наряду со свободами, которые мы обретаем благодаря эманспипации от ритуалов, связанных с религиозными институтами, неизбежно распространяется также и безвкусица.

6. Массовая культура и рынок

Алексис де Токвиль (1805-1859)

"Демократия в Америке" (1835)

Часы фирмы "Бреге" проданы Дону Антонио де Бурбон в Испании в 1808 году за 3600 франков.

Когда только богатые люди имели часы, почти все они были великолепной работы. Сейчас подавляющее большинство часов сделано посредственно, зато все на свете их имеют. Таким образом, демократия не только устремляет человеческое сознание к полезным видам искусства и ремесел, но и побуждает мастеров очень быстро изготавливать множество несовершенных вещей, а потребителей - удовлетворяться качеством этой продукции.

Прежде даже для богатых и могущественных земля была миром нужды, тягот и риска. При любом относительном богатстве сфера благ и удобств, обеспеченных им, была крайне сужена всеобщей бедностью мира. Жизнь среднего человека (сегодня) много легче, изобильнее и безопаснее жизни могущественнейшего властителя иных времен. Какая разница, кто кого богаче, если богат мир и не скупится на автострады, магистрали, телеграфы, отели, личную безопасность и аспирин?

7. Глобальный характер современной массовой культуры

- Глобализация культуры

На смену старой и местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всестороння зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

8. Манипуляция или эмансипация?

Манипулятивные теории массовой культуры: массовая культура - пространство управляемого воздействия на общество и человека. Субъектами манипуляции являются агенты рынка и политическая власть.

Эмансипаторные теории массовой культуры - массовая культура является пространством освобождения человека от навязанных иерархий. Свободный рынок не может манипулировать обществом в силу конкуренции агентов рынка между собой.

 

"Культуриндустрия: просвещение как обмен масс"

Франкфуртская школа неомарксизма

Теодор Адорно (1903-1969)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: