1. Общее место: Отрицательная оценка массовой культуры
Массовая культура, глобализация низкопробных жизненных инстинктов ведет человечество к духовной нищете. В.И. Осипов
Массовая культура ни в коем случае не фрагмент собственно культуры, а всегда ее антипод, противопоставление. С. А. Еремеева
2. Массовая культура как предмет интеллектуального интереса
Гюстав Лебон (1841-1931)
"Психология народов и масс"
В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.
Зигфрид Кракауэр (1889-1966)
"Орнамент массы" (1927)
Структура орнамента масы отражает всю ситауцию современности. Поскольку принцип капиталистического процесса производства не дан природой, он вынужден разрушать естественные организмы, ему сопротивляющиеся или необходимые в качестве средств производства. Народные сообщества и личности исчезают, когда требуется способность калькулировать; только будучи частицей массы, человек может стать строкой в табеле и обслуживать машины.
Если раньше труд в известной мере был соотнесен с созданием товаров и их потреблением, то сейчас эти явления стали побочным действием, обслуживающим производственный про
цесс. Виды деятельности, включенные в этот процесс, избавились от своего субстанционального содержания. Процесс производства происходит публично, оставаясь при этом тайной. Каждый вносит свой вклад у ленты конвейера, выполняя частную роль и не ведая целого. Как орнамент над стадионом, над массами довлеет организация, подобная монстру, что лишен бога зрения и не способен увидеть даже самого себя. Эта фигура построена по рациональным принципам, из которых система Тейлора лишь вынесла окончательное заключение.