Определение проектной численности населения

В проектах планировки решаются задачи по установлению проектной емкости территории. Определяется базовый показатель расчетов – население. Согласно ему устанавливаются объемы и структура нового жилищного строительства и другие базовые параметры: объекты социального и культурно- бытового обслуживания населения, параметры и объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

Изучением населения занимается демографическая статистика. Население как предмет изучения представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Одной из задач демографической статистики является прогноз численности и состава населения на будущее время и предоставление данных о прогнозе численности населения на ближайшую и далекую перспективу.

Существует множество способов расчета перспективной численности населения. В градостроительной практике применяются два метода: статистический метод и метод трудового баланса.

Статистический метод расчета перспективной численности населения. Важнейший метод, включенный в статистическую методологию – получение информации об изучаемых процессах и явлениях – статистическое наблюдение. Оно служит основой для сбора данных, как в текущей статистике, так и при проведении переписей, монографического и выборочного изучения населения. Сущность метода в том, что тенденции, которые сказывались в прошлом, переносятся на будущее. Расчет численности населения проводится на основе прогнозируемого динамического ряда численности населения: если существует четкая тенденция, то ее можно продлить на перспективу. Для расчета перспективной численности населения в районах со стабильной демографической ситуацией используются данные о динамике абсолютной численности населения за прошлый период. Прогнозная численность населения статистическим методом ведется через показатель общего прироста населения. Для расчета населения по конкретному объекту естественный прирост следует принимать по данным местных статистических органов. Среднегодовой процент миграции на перспективу устанавливается по фактическим данным за ряд прошлых лет (материалы организованного набора рабочей силы и переселения). Общий прирост населения может быть:

- механический (связан с миграцией населения);

- естественный (связан с рождаемостью и смертностью населения).

Расчет ведется по формуле:

(1)

где Ht - ожидаемая численность населения через t лет, чел.;

Нф - фактическая численность населения в исходном году, чел.;

П - среднегодовой прирост населения, %;

М - среднегодовая миграция населения, % (устанавливается по фактическим данным ряда лет).

Для территорий с нестабильной демографической ситуацией применение статистического метода дает большую погрешность расчетов и не применяется. Здесь применим метод трудового баланса, основанный на характеристике сложившейся структуры населения. При расчетах методом трудового баланса учитывается существующая структура населения и количество населения трудоспособного возраста, составляющих основную градообразующую базу. Данным методом определяют проектную численность населения, достаточную для обеспечения работниками производства и сферы обслуживания, но при условии вовлечения в общественную трудовую деятельность наибольшего количества лиц трудоспособного возраста. Сущность метода заключается в том, что все проектное население (Н) в зависимости от отношения к общественной трудовой деятельности подразделяется на три группы - градообразующую (А), обслуживающую (Б) и несамодеятельную (В), между которыми устанавливается определенное численное соотношение. Исходной величиной для определения общего числа жителей и размеров населенного места является численность работающих на предприятиях. Эта группа населения называется градообразующей. Численность населения градообразующей группы является исходной для расчета. Она обычно приводится в задании на проектирование (производственные кадры) или может быть определена расчетным путем.

Обслуживающая группа населения состоит из людей, работающих на предприятиях и в учреждениях системы обслуживания жителей данного населенного места. Численность ее зависит от суммарной численности градообразующей и несамодеятельной групп населения. Численность населения обслуживающей группы определяют с учетом современного и проектируемого уровня охвата населения различными видами обслуживания, потребности разных возрастных групп населения в каждом виде обслуживания, размера населенного пункта и его значения в системе расселения.

Дети, пенсионеры, люди, занятые в домашнем хозяйстве, и учащиеся различных учебных заведений образуют несамодеятельную группу населения, численность которой находится в прямой зависимости от численности градообразующей группы. Удельный вес несамодеятельной группы в общей численности населения в разных районах неодинаковый. Он зависит от местных природных, экономических, национальных и других особенностей.

Суммарная численность этих трех групп дает общее расчетное число жителей конкретного населенного места. Соотношение численности групп колеблется в зависимости от профиля и планируемой величины н.п.. Чем больше н.п. тем меньший процент будет составлять градообразующая группа населения и, соответственно, больший - обслуживающая. Это соотношение различно для строительства новых и реконструируемых городов. Так, для крупнейших и крупных городов численность обслуживающей группы принимают в пределах 19-27%; для средних и малых городов соответственно 15-22% от общей проектной численности населения. Уточнение состава населения для каждого населенного места производится на основе специальных технико-экономических изысканий, учитывающих конкретные местные условия, анализа статистической информации за ряд прошедших лет.

При расчете учитывается все население в трудоспособном возрасте, которое можно вовлечь в общественное производство. В соответствии с действующим законодательством трудоспособный возраст исчисляется с 16 лет и до 59 лет для мужчин, до 54 лет для женщин.

Расчет ведется по формуле:

(2)

где А - численность градообразующих кадров, постоянно проживающих на данной территории, чел;

Т - население в трудоспособном возрасте, %;

а - население трудоспособного возраста, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве, % (5 - 7 % для 1 очереди, 3 - 5 % на расчетный срок);

в - учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, % (0,5 - 1 %);

n - численность неработающих инвалидов труда в трудоспособном возрасте, % (2 - 2,5 % на I очередь, 1 -1,5 % на расчетный срок);

m - численность работающих пенсионеров, % (20- 30 % от старшей возрастной группы на I очередь, 30 - 40 % от старшей возрастной группы на расчетный срок);

Б – численность обслуживающего персонала, % (10 – 17% на 1 очередь; 17 - 20% на расчетный срок).

Знаменатель формулы характеризует удельный вес градообразующей группы в процентах от проектной численности населения.

, (3)

(4)

где К - коэффициент, принятый как средний градообразующий (2,5 - 3,3).

Этот коэффициент является соотношением между всей численностью населения и числом работников.

На градообразующую группу А может вводится понижающий коэффициент на неполный охват производства кадрами.

Численность отдельных возрастных групп принимается по статистическим данным.

Для удобства, исходные данные и все расчеты оформляются в таблицы.

Таблица 1

Исходные данные для расчетов

Показатель Величина показателя
на I очередь реализации проекта (до 5 лет) на расчетный срок (до 20 лет)
а    
в 0,5 1,0
n 2,5 1,5
m'    
Б    
m (расчитывается)    

 

Таблица 2

Расчет перспективной численности населения

№ п.п Возрастные группы Удельный вес группы, % Численность населения, чел. Нр
существующая I очередь расчетный срок
  Дети до 6 лет 14,0      
  Дети до 15 лет 18,6      
  Мужчины 16-59 лет 29,2      
  Женщины 16-54 года 23,2      
  Мужчины старше 60 лет 5,0      
  Женщины старше 55 лет 10,0      
  ИТОГО: 100,0      

При выполнении проекта расчеты выполняются для численности населения на первую очередь строительства и на расчетный срок.

Результаты по методу трудового баланса сравниваются с результатами статистического метода. Если Ht > Нp, то намечаются пути для обеспечения работой избыточного трудоспособного населения. Если Н < Нр, то надо изыскивать резервы увеличения численности населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: