Процедуры, применяемые к должнику по делам о банкротстве

Распоряжение имуществом. Эта процедура вводится на срок, указанный в Законе. Правовой статус распорядительных ика имущества определен законодательно.

Введение процедуры внешнего управляющего накладывает на органы управления должника ряд ограничений в осуществлении хозяйственной деятельности, в частности, после назначения распорядителя имущества и к прекращению его полномочий органы управления должника не имеют права без согласия распорядителя имуществом принимать соответствующие решения и заключать хозяйственные сделки по передаче недвижимого имущества в аренду, залог, внесение этого имущества в уставный капитал общества или распоряжения этим имуществом иным образом; получения и выдачи займов (кредитов), поручительств, выдачи гарантий, перевод долга, передачи в доверительное управление имущества должника; распоряжение другим имуществом должника.

Назначение распорядителя имущества не является основанием для прекращения деятельности руководителя предприятия-должника за исключением, если действия руководителя предприятия создают препятствия для осуществления деятельности распорядителя имуществом. Инициатива о прекращении полномочий руководителя может исходить от распорядителя имущества, комитета кредиторов, решение принимает суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Составной частью внешнего управления является выявление конкурсных кредиторов, а также лиц, желающих принять участие в санации.

После утверждения хозяйственным судом в предварительном заседании реестр требований кредиторов, кредиторы на основании подготовленных распорядителем имущества сведений о финансовом состоянии должника должны принять решение о его дальнейшей судьбе, для этого проводятся собрания кредиторов, а затем - заседание комитета кредиторов. Компетенция собрания кредиторов установлена Законом. Решение собрания кредиторов принимаются большинством голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Подсчет голосов кредиторов происходит, исходя из суммы основного долга. Основным полномочием собрания кредиторов является формирование комитета кредиторов в составе не более 7 человек. Решение собрания кредиторов о создании и составе комитета кредиторов направляется в хозяйственный суд. Компетенция комитета кредиторов установлена ​​Законом.

Санация. Процедура санации вводится по ходатайству комитета кредиторов. Санация вводится на срок указанный Законом, который по решению суда может быть продлен. Правовой статус управляющего санацией определен в Законе.

Санация предусматривает две основные цели:

· улучшение финансового состояния предприятия-должника;

· удовлетворение требований кредиторов.

Для выполнения этих целей управляющий санацией имеет ряд инструментов. К таковым относятся:

· возможность отказаться от выполнения невыгодных для должника договоров;

· право обратиться в суд с иском о признании недействительными сделок, которые нанесли ущерб должнику, а также дают преимущества одному кредитору перед другими.

Согласно закону со дня вынесения решения о санации и назначения управляющего санацией:

· руководитель должника отстраняется от должности;

· прекращаются полномочия органов управления должника;

· арест на имущество должника может быть наложен только в рамках процедуры санации.

Выполнение мероприятий по возобновлению платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке и сроки, установленные в плане санации. План санации должен быть представлен управляющим санацией комитета кредиторов в течение срока, определенного законодательными в, и содержать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, и условия для удовлетворения требований кредиторов.

План санации рассматривается комитетом кредиторов. Одобренный комитетом кредиторов план санации и протокол заседания комитета кредиторов подаются управляющим санацией в хозяйственный суд для утверждения.

Одним из самых распространенных способов возобновления платежеспособности должника в процедуре санации является продажа имущества должника. Правовое регулирование данной операции зависит от того, реализуется целостный имущественный комплекс или часть имущества должника.

Итоги проведения процедуры санации отражаются в отчете управляющего санацией.

Законом предусмотрено также проведение санации самим должником и санация должника до возбуждения дела о банкротстве.

Инициировать процедуру санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве вправе должник или кредитор. Согласие между должником и кредитором (кредиторами) о проведении санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может быть достигнута как до, так и после возникновения задолженности должника. Санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может быть предусмотрено сделкой (договором), на основании которого возникло денежное обязательства " Обязательства должника. Процедуру санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может быть введено при наличии:

· соответствующего письменного согласия собственника имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом) должника;

· соответствующего письменного согласия кредиторов, общая сумма требований которых превышает пятьдесят процентов кредиторской задолженности должника согласно данным его бухгалтерского учета;

· плана санации, который должен быть письменно согласован всеми обеспеченными кредиторами и одобрен общим собранием кредиторов должника.

План санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может содержать условия, предусмотренные Законом. Условия плана санации по удовлетворению требований кредиторов, не принимавших участия в голосовании или голосовали против принятия плана санации должника, должны быть не хуже, чем условия удовлетворения требований кредиторов, голосовавших за принятие плана санации. План санации может предсказать разделение кредиторов, участвующих в санации, на категории в зависимости от вида требований и наличия (отсутствия) обеспечения требований таких кредиторов. Условиями плана санации может устанавливаться разный порядок удовлетворения требований для кредиторов различных категорий. Условия плана санации, а также мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на требования всех кредиторов, возникших до утверждения плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве.

План санации может предусматривать назначение управляющего санацией. Порядок назначения, полномочия управляющего санацией определяются в плане санации. Должник или представитель кредиторов, уполномоченный общим собранием кредиторов должен подать в хозяйственный суд по местонахождению должника заявление об утверждении плана санации. К заявлению об утверждении такого плана санации прилагаются:

· план санации;

· протокол заседания общего собрания кредиторов, на котором было принято решение об одобрении плана санации;

· список кредиторов с указанием их имен, почтового адреса, идентификационного кода (номера) и суммы задолженности;

· письменные возражения кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или проголосовали против принятия плана санации, при их наличии.

За подачу заявления об утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве взимается судебный сбор.

Определение о принятии к рассмотрению заявления об утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве обжалованию не подлежит.

Сообщение о принятии к рассмотрению заявления об утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве публикуется на официальном сайте Высшего Г осподарського С уду Украины в сети Интернет. Сообщение должно иметь имя должника и его идентификационный код, номер дела, зову хозяйственного суда, в производстве которого находится дело, а также дату первого судебного заседания по делу.

Хозяйственный суд выносит определение об отказе в утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве, если:

· при одобрении плана санации были допущены нарушения законодательства, которые повлияли на исход голосования общего собрания кредиторов;

· кредитор, который не принимал участия в голосовании или голосовал против принятия плана санации, докажет, что в случае ликвидации должника в порядке, определенном настоящим Законом, его требования были бы удовлетворены в размере, превышающем размер требований, которые будут удовлетворены в соответствии с условиями плана санации;

· отсутствует письменное согласие плана санации всеми обеспеченными кредиторами;

· должником были предоставлены недостоверные данные о кредиторской задолженности.

В других случаях суд выносит определение об утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве и вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на требования кредиторов, возникшие до утверждения плана санации.

Срок действия процедуры санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве устанавливается Законом.

В течение действия этой процедуры не может быть возбуждено дело о банкротстве должника по его заявлению или по заявлению любого из кредиторов.

Положение о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротстве утверждается Высшим Г осподарським С УДОМ Украины.

Санация государственных предприятий до возбуждения дела о банкротстве осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, государственных предприятий и других источников финансирования. Объем средств для проведения санации государственных предприятий за счет средств Государственного бюджета Украины ежегодно устанавливается С АКОН Украины "П ро Государственном бюджете Украины ". Условия и порядок проведения санации государственных предприятий до возбуждения дела о банкротстве за счет других источников финансирования соглашаются с субъектом управления объектами государственной собственности в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Санация государственных предприятий до возбуждения дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом.

Ликвидация. Хозяйственный суд принимает постановление о признании должника банкротом и начинает ликвидационную процедуру в следующих случаях:

· по ходатайству комитета кредиторов;

· в результате досрочного прекращения внешнего управления фермерского хозяйства;

· при наличии неудовлетворительных результатов проведения санации;

· применение судом упрощенных процедур банкротства;

· банкротства физических лиц - предпринимателей.

Также в постановлении назначается ликвидатор. Срок конкурсного производства не может превышать срок, указанный в Законе. Начиная со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и начале ликвидационной процедуры:

· предпринимательская деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции в случае возможности ее продажи;

· срок исполнения всех денежных обязательства ' обязательств банкрота и обязательства ' я резки по уплате налогов и обязанности "я связочно платежей считается наступившим;

· прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;

· сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну;

· заключение сделок, эт ' связанных и с отчуждением имущества банкрота или передачей его имущества третьим лицам, допускается в пределах этой процедуры;

· отменяется арест, наложенный на имущество банкрота, или иные ограничения по распоряжению имуществом такого должника, а наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается;

· требования по обязательства " язаннями должника, признанного банкротом, возникшие во время проведения процедур банкротства, могут относиться только в пределах ликвидационной процедуры.

Со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и начале ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота и распоряжения его имуществом. Руководитель банкрота увольняется с работы в н ' связи с банкротством предприятия, а также прекращается полномочия владельца (владельцев) имущества банкрота, если это не было сделано раньше.

В постановлении о признании должника банкротом суд назначает ликвидатора. Хозяйственный суд вправе назначить ликвидатором лицо, которое выполняло полномочия распорядителя имущества и / или управляющего санацией должника. Ликвидатор исполняет свои полномочия до завершения ликвидационной процедуры.

По ходатайству ликвидатора, согласованным с комитетом кредиторов, хозяйственный суд назначает членов ликвидационной комиссии.

Ликвидатор со дня назначения фактически выполняет полномочия руководителя (органов управления) банкрота - осуществляет управление и распоряжение имуществом банкрота. В рамках этих полномочий он берет в свое распоряжение имущество должника, принимает меры по обеспечению его сохранности, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества банкрота, анализирует финансовое положение банкрота, формирует ликвидационную массу, заявляет об отказе от исполнения договоров банкрота, передает в установленном порядке на хранение документы банкрота, которые в соответствии с нормативно-правовых документов подлежат обязанности " обязательному хранению, и выполняет другие важные полномочия.

За срок в, определенного Законом, и со дня назначения ликвидатора органы управления банкрота обеспечивают передачу ликвидатору материальных и других ценностей, бухгалтерской и другой документации банкрота, печатей и штампов, а в случае их потери ликвидатор имеет право заказать изготовление дубликатов.

Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть обжалованы в суде собственником имущества (органом, уполномоченным управлять имуществом) банкрота; лицом, ответственным за обязательства " язаннями банкрота; каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов; лицом, которое, ссылаясь на свои права собственника или другое основание, предусмотренное законом или договором, оспаривает правомерность отнесения имущественных активов или средств к ликвидационной массы.

При осуществлении своих полномочий ликвидатор имеет право заявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательства " язаннями должника в н ' связи с доведением его до банкротства. Размер указанных требований определяется, исходя из разницы между суммой требований кредиторов и ликвидационной массой.

Ликвидатор подает комитета кредиторов ежемесячный отчет о своей деятельности, информацию о финансовом положении и имущество должника в день начала и при проведении ликвидационной процедуры, использование средств должника.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ликвидатором своих обязательств " связей хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов может прекратить полномочия ликвидатора и по предложению комитета кредиторов назначить нового ликвидатора.

Мировое соглашение. Под мировым соглашением Закон Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом " понимает договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которое оформляется соглашением сторон. Специфику мирового соглашения как процессуальной процедуры по делу о банкротстве и одновременно документа, фиксирующего договоренность между сторонами по делу, отражает следующее:

1. Мировое соглашение заключается на любой стадии производства по делу о банкротстве.

2. Мировое соглашение состоит только в отношении требований, внесенных в реестр кредиторов.

3. Мировое соглашение предусматривает рассрочки (отсрочки и (или) прощение кредиторских требований к должнику.

4. Мировое соглашение не может предусматривать условия о переходе прав собственности на имущество должника третьим лицам.

5. Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимает комитет кредиторов большинством голосов и считается принятым при условии, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, выразили письменное согласие на заключение мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения от имени должника принимает:

· в процедуре распоряжения имуществом - руководитель предприятия или распорядитель имущества, если руководитель решением суда отстранен от выполнения своих обязательств " связей;

· в процедуре санации - управляющий санацией;

· в процедуре ликвидации - ликвидатор.

6. Для конкурсных кредиторов, которые не принимают участия в голосовании по заключению мирового соглашения или проголосовавших против заключения мирового соглашения, не должны быть установлены условия, хуже, чем для кредиторов, которые выразили согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к одной очереди.

7. Мировое соглашение заключается в письменной форме, подлежит утверждению хозяйственным судом и вступает в силу со дня утверждения.

По заявлению любого из конкурсных кредиторов мировое соглашение может быть признано хозяйственным судом недействительной, если существуют для этого основания.

М иров а соглашений а р ОУР и ва ется, если должник не выполняет условия мирового соглашения по не менее 1/3 требований кредиторов.

 





Подборка статей по вашей теме: