Этапы развития менеджмента, школы управления

Период Этапы Годы Основной вклад в развитие менеджмента
период древний   начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. до 18 в Первые самые простые, зачаточные формы управления и организации совместного труда существовали на стадии первообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
период индустриальный   1776-1890 гг Сделан анализ различных форм разделения труда, дана характеристика обязанностей государя и государства. Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. (В 1833 г английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно)
период систиматизации   1856-1960 гг Форируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребителей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Менеджеры искали более систематизированный подход к управлению.
период информационный бум   с 1960 г по настоящее время Широкая разработка концепции управления, опирающихся на математический аппарат. В современных условиях математические методы используются практически во всех сферах управленческой науки.

Школа управления

№ п/п Школа Цель школы, автор
  Научного управления Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом 20 в. У истоков этой школы стоял американский инженер-практик и менеджер Фредерик Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Его учением стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.
  Классическая, или административная Наибольший вклад в её развитие внес французкий ученый Анри Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали два аспекта: 1. разработка рациональной системы управления организацией. (основные функции бизнеса считают финансы, производство и маркетинг) 2. построение структуры организации и управление работниками
  Человеческих отношений Авторы данного направления являются Мэри Паркер Фоллетт (Англия) и Элтон Мэйо (США). Они полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что неизбежно приведет к увеличению производительности.
  Поведенческих наук Работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями.
  Науки управления,или количественный метод Базируется на использовании в управлении данных точных наук: математики, статистики, инженерных наук – и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.

Подходы

№ п/п Подходы Содержание
  Ситуационный подход Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации.
  Системный подход Применение теории систем в управлении в конце 1950-х г.г. явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход применяется сравнительно недавно, тем не менее уже сейчас его влияние велико и в дальнейшем будет расти. На системной основе, вероятно, можно синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться в будушем. Руководители должны знать переменные организации как системы, к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
  Процессный подход Широко применяется в настоящее время. Впервые он был предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А.Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвяанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: