double arrow

Управление в командной и рыночной экономике

2

Управление в командной экономике, в плановой экономике есть централизованное планирование, которое является директивным, т.е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую экономику называют командной.

В нашей стране эта система действовала более 60 лет.

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения.

Поскольку фирмы плановых заданий не получают, то им приходиться решать следующие проблемы:

- ориентироваться на спрос и коньюктуру рынка;

(коньюктура – сложившаяся экономическая обстановка временного характера на рынке товаров и услуг)

- производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

- обеспечение эффективности деятельности.

Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность» - наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект». В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой - либо деятельности. Это может быть прирост прибыли. Или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии.

Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим формулу эффективности:

 

Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон её деятельности.

 

 

Рыночная экономика Командная экономика
1. Государственная и другие формы в том числе и частная 2. Предприятия сами планируют свою деятельность (спрос на дефицит) 3. Свободная рыночная цена 1. Государственная собственность на средства производства 2. Государственное планирование и управление (госплан) 3. Государственные стабильные цены
Негативные последствия
1. Жесткая конкуренция 2. Высокий дифференциальный доход 3. Платность многих услуг (учеба, медицина и т. д.) 4. Высокий уровень безработицы 1. Дефицит товаров и услуг (детские вещи.) 2. Диктат производителя над потребителем (нагрузки на товар, билеты в театр) 3. Уравниловка в распределении (одинаковый доход 120 руб, развитие шабашников) 4. Талонно – карточная система в распределении
Положительные последствия
1. Отсутствует дефицит товара 2. Высокоэффективное производство (работают сами на себя) 3. Отсутствие диктата 1. Всеобщая занятость населения (наказание за тунеядство) 2. Бесплатное образование, медицина и т.д. 3. Льготные услуги (путевки, квартиры и т.д.)

 

Разновидности рынков

1. Рынок продовольственных товаров – разделяется на мясной, молочный, овощной и т.д.

2. Рынок промышленных товаров – мебель, одежда, обувь, галантерея и т.д.

3. Рынок валюты – денежные знаки иностранных государства, кредитные средства, векселя, чеки

4. Рынок жилья -продажа, покупка, обмен,квартир, домов

5. Рынок услуг – работа организаций на удовлетворение потребностей человека (ремонт бытовой техники, пассажирские перевозки, спорт, туризм и т.д.)

6. Рынок средств производства – создание новых средств труда, обеспечивающие комплексную механизацию, автоматизацию производственных процессов. А новые машины, предметы труда обладающие высокой эффективностью производства и повышают качество продукции.

7. Рынок капитала инвестиций – совокупность решений определяющих основные направления капитальных вложений

8. Рынок рабочей силы – «биржи труда»

9. Рынок инноваций – нововведения

10. Рынок духовно интеллектуального продукта – поэты, писатели, художники, драматурги, режиссёры продают «продукт» своего труда

 

 

Менеджмент как наука

До сих пор мы рассматривали менеджмент как практическую деятельность и даже привели способ расчета её экономической эффективности. Между тем менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально – технологической структурой предприятия, а его организационно – человеческим аспектом.

Это скорее социально – гуманитарная, нежели технико – экономическая дисциплина, ибо в центре её внимания – человек.

Менеджмент - наука, которая входит в ряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта.

Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы – получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор, а лидером – США, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего 3 школы бизнеса. Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: