Группировка продукции по степени ее новизны

Шифр новизны Группы продукции по степени ее новизны
  Продукция, прошедшая частичную модернизацию
  Продукция, прошедшая коренную модернизацию
  Несравнимая продукция (новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги)
  Продукция, впервые осваиваемая в стране (имеющая зарубежные аналоги), в том числе разработанная в стране и выпускаемая по закупленным иностранным лицензиям
  Принципиально новая продукция (не имеющая аналогов в мировой практике)

 

На необходимость внедрения целостной системы показателей, которая комплексно характеризовала бы процесс обновления продукции в рамках предприятия, неоднократно указывалось в экономической литературе по проблемам инновационной деятельности. В ней имеется довольно много предложений по содержанию и методологии исчисления показателей обновления промышленной продукции.

Одним из первых Володарским Л.М. был предложен показатель удельного веса новой продукции: «Представляется целесообразным исчислять показатель, который характеризовал бы изменение состава выпускаемой продукции, то есть исчислять коэффициент обновления продукции, являющийся отношением стоимости новой продукции за отчетный период к стоимости всей произведенной продукции за этот же период» [3, с. 83]. Он нашел широкое применение в работах по проблемам, связанным с обновлением продукции. В то же время, многие исследования показали необходимость расширения круга показателей обновления продукции. Так, Хайкин В.П. наряду с показателями удельного веса новой продукции предложил индекс и коэффициент обновления, которые ориентированы на оценку динамических изменений в обновлении продукции [3].

Индекс обновления (Iоб) рассчитан в двух вариантах: один из них показывает изменение абсолютных объемов новой продукции в оценке по себестоимости, а второй - динамику удельного веса новой продукции по сравнению с предыдущим годом. В формализованном виде они представлены следующим образом:

Iоб = Сн1 ÷ Сно, (1)

где Сн1 - себестоимость новой продукции в отчетном периоде;

Сн0 - себестоимость новой продукции в базисном периоде.

Iоб = Iн1 ÷ Iно, (2)

где Iно, Iн1 - удельный вес новой продукции в общем ее объеме соответственно в базисном и отчетном годах.

Коэффициент обновления (Коб) исчисляется по формуле:

Коб = 1 + (Сно - Сн1) ÷ С1, (3)

где С1 - себестоимость всей выпущенной продукции.

Система показателей обновления продукции должна характеризовать основные этапы цикла «наука-производство», уровень новизны создаваемой продукции и степень влияния самого процесса обновления на хозяйственные результаты работы предприятия. Отдельные показатели обновления продукции должны быть тесно связаны между собой. Это позволит всесторонне раскрыть процесс обновления изделий. С нашей точки зрения, в анализе обновления продукции можно выделить несколько его направлений:

1) анализ уровня обновления продукции и его темпов;

2) анализ сменяемости продукции;

3) анализ влияния обновления продукции на экономические показатели хозяйственной деятельности предприятий;

4) анализ экономической эффективности процесса обновления продукции.

Исходя из указанных направлений анализа обновления продукции, целесообразно все показатели разделить на две группы:

1) показатели интенсивности обновления;

2) показатели результативности обновления (рис. 2).

Показатели первой группы различаются по содержанию, степени новизны, способу исчисления и применяемым измерителям. В зависимости от содержания следует выделить показатели уровня и темпов обновления продукции, а также ее сменяемости.

Уровень обновления представляет собой отношение стоимости новой продукции к общему ее объему, выраженное в процентах. В соответствии с предложенной нами классификацией продукции по степени ее новизны необходимо определять как общий уровень обновления (включая изделия всех степеней новизны, в том числе и модернизируемые), так и частные показатели уровня обновления по отдельным группам продукции.


 

 

Направления анализа инновационных процессов предприятий
         
Анализ интенсивности обновления продукции Анализ результативности обновления продукции
         
Анализ уровня обновления продукции и его темпов Анализ сменяемости моделей Анализ влияния обновления изделий на экономические показатели хозяйственной деятельности предприятий Анализ экономической эффективности процесса обновления продукции
         
Показатели обновления продукции
         
Показатели интенсивности обновления продукции Показатели результативности обновления продукции
         
Уровень обновления Темпы обновления Сменяемость изделий Показатели, отражающие влияние обновления продукции на оценочные показатели деятельности предприятия Показатели экономической эффективности обновления продукции
           

 

Рис. 2. Научно-методический подход к анализу инновационных процессов предприятий


Темпы обновления продукции определяются на основе рядов динамики абсолютных общих и частных показателей объема выпуска продукции по годам ее освоения, а также в соответствии с классификацией по степени новизны изделий.

Сменяемость продукции характеризуется несколькими показателями. К ним относятся:

- коэффициент опережения уровня освоения новых изделий над снятием с производства устаревших;

- показатели возраста выпускаемой продукции;

- время полного обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

Коэффициент опережения уровня освоения новых изделий над снятием с производства устаревших (Коп) определяется по формуле:

Коп = Уоб ÷ Усн , (4)

где Уоб - доля вновь освоенных изделий в общем числе выпускаемых видов продукции;

Усн - доля устаревших изделий, снятых с производства, в общем числе видов выпускаемой продукции.

Он характеризует соотношение скорости освоения новых изделий и снятия с производства устаревших моделей, а также степень расширения (при Уобсн) или сокращения (при Усноб) номенклатуры выпускаемой продукции.

Соотношение скорости освоения новых изделий и снятия с производства устаревших, а также темпы наращивания выпуска новых видов продукции находят свое выражение в возрастной структуре выпускаемой продукции. Она анализируется по показателям удельных весов продукции по годам выпуска. В большинстве случаев временные интервалы при этом берутся равными 2-3 годам. Например, продукция, выпускаемая не более 3 лет, от 3 до 5, от 5 до 7, от 7 до 10 и выше лет.

Обобщающей характеристикой возрастной структуры выпускаемой продукции является показатель средневзвешенного возраста, который рассчитывается по известной формуле:

Тср = (åi=1 і × Пі+12 × П11) ÷ Пі , (5)

где Тср - средневзвешенный возраст продукции, лет;

Пі - стоимость продукции, с начала освоения которой прошло і лет, руб.;

П11 - стоимость продукции, которая выпускается более 10 лет;

і - возрастной коэффициент, характеризующий число лет, прошедших со времени освоения продукции.

Темпы обновления продукции определяются в основном скоростью наращивания объемов выпуска новых изделий в период освоения, которая, в свою очередь, зависит от качества и сроков завершения технологической и организационной подготовки производства. Таким образом, при выявлении влияния факторов изменения темпов обновления продукции (этап экономического освоения) необходимо использовать показатели, характеризующие выполнение плана по объемам работ и срокам их проведения на этапе технического освоения (технологическая и организационная подготовка производства).

Показатели сменяемости продукции, как видно из представленной ранее характеристики их содержания, отражают влияние уровня и темпов обновления, поэтому в их оценке должны учитываться результаты деятельности последних.

Показатели, характеризующие результативность процесса обновления продукции, подразделяются на две подгруппы:

1) показатели, отражающие влияние обновления продукции на результаты деятельности предприятий;

2) показатели экономической эффективности обновления продукции.

В настоящее время частым спутником освоения продукции является высокий уровень трудоемкости, большой процент брака, неэффективное использование оборудования и площадей, что обусловливает высокий уровень производственных затрат, снижение прибыли и рентабельности предприятия в период подготовки производства и освоения новой продукции. В сложившейся ситуации требуется глубокое изучение влияния процесса обновления продукции на результаты работы предприятия, а для этого необходимо располагать показателями, отражающими данное влияние.

Обновление продукции влияет практически на все оценочные показатели деятельности предприятия: объем производства и качество продукции, производительность труда и величину фонда заработной платы, фондоотдачу и уровень использования материальных ресурсов, себестоимость продукции, размер прибыли и уровень рентабельности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для отражения связи конечных результатов производства с обновлением продукции целесообразно было бы исчислять снижение или увеличение названных показателей за счет обновления продукции. Это увеличение или снижение оценочных показателей деятельности предприятия может рассчитываться в абсолютном выражении, а также в процентах к их плановой величине и к общему изменению каждого показателя за анализируемый период.

Завершают систему показателей обновления продукции параметры ее экономической эффективности. Исследования, проведенные такими учеными, как Мэнсфилд Э., Сахал Д., Фостер Р., Бланк И.А., Дронов Д., Ильенкова С.Д., Мыльник В.В., Пересада А.А. и др. [11, 12, 18, 23, 41 и др.] на базе обширного статистического материала, показали, что экономическую эффективность невозможно рассматривать без ее увязки с технологической эффективностью, поскольку в долгосрочном аспекте зависимость результатов инновационной деятельности от затрат на ее осуществление представляет собой форму «растянутой» S-образной кривой, возрастание которой на бесконечности ограничено технологическим пределом (рис. 3). Эта кривая получила название «технологической траектории».

В период освоения инновации возникают значительные затраты, почти не покрываемые ростом полезного эффекта (участок кривой левее точки А на рис. 3).

Результаты Технологический предел

 

С

 


В

А Затраты

 

Рис. 3. Технологическая траектория [37, №2, с. 32]

 

По мере адаптации предприятия к этому новшеству, накопления необходимых знаний и опыта происходит более быстрый рост результатов по сравнению с затратами и наступает период интенсивного роста предельной отдачи (участок АВ).

Американский экономист Д. Сахал назвал это «эффектом обучения»: накопленный опыт оказывает кумулятивное воздействие на эффективность каждого следующего нововведения, в результате чего инновационная деятельность фактически становится «движением по накатанной дороге». Это движение продолжается и после точки В, но эффективность инноваций начинает снижаться, причем на участке правее точки С рост затрат на нововведения даже не перекрывается ростом результатов. Это обусловлено тем, что данная базовая технологическая концепция приближается к пределу своих возможностей, к исчерпанию своих технологических и экономических потенциалов. Другими словами, каждая следующая инновация становится все более дорогостоящей и вместе с тем все менее результативной. Весьма характерным примером, иллюстрирующим вышесказанное, является создание и совершенствование ЭВМ: технический уровень машин 1-ого поколения при росте вложений в НИОКР на 1% повышался в среднем на 3,8%; 2-ого поколения - на 2,6%; 3-его - лишь на 1,7% [23]. Таким образом, эффективность инновационной деятельности изменяется в рамках периода, охватывающего создание, освоение радикального новшества и реализацию его потенциала через ряд последовательных эволюционных нововведений.

Технологическая траектория может быть описана с помощью различных функций в зависимости от нюансов S-образной кривой (ее «растянутости», «крутизны», положения критических точек и т.п.). Наиболее точно отражающей типичные ситуации является функция Гомпертца:

-e a-bx

y = F (x) = Ke, (6)

где x - затраты, связанные с инновационной деятельностью;

y - показатель результативности инновационной деятельности (например, технический уровень);

К - технологический предел:

e a-bx

lim y = K×lim 1/ е = К; (7)

х ®¥ х ®¥

а - параметр, зависящий от начальных условий инновационного цикла и косвенно отражающий величину технологического потенциала радикального новшества:

а = ln (ln K - ln yo), (8)

где yo = F (x=0);

b - параметр, показывающий технологическую эффективность нововведений в точке максимальной предельной отдачи затрат и характеризующий интенсивность инновационно-инвестиционных процессов:

b = j (х=а/ b) (9)

Соотношение параметров а и b определяет точку максимальной технологической эффективности нововведений (рис. 4).

F (x)

К Совокупный физический продукт

 

 

x=a/b x

 


f (x) Предельный физический продукт (предельная

отдача затрат)

 

 

x=a/b x

 

 

Рис. 4. Графическое представление функции Гомпертца [23, №2, с. 34]

 

Как показывает рисунок, чем меньше относительная технологическая эффективность нововведений, тем при большем уровне затрат достигается их максимальная отдача.

Однако, как справедливо заметил Д. Дронов, «исследование технологической эффективности инноваций при помощи предельной отдачи является недостаточно полным, а с чисто практической точки зрения - и не совсем корректным: затраты измеряются в стоимостных величинах, результаты - в физических» [23, №2, с. 34]. Поэтому для обеспечения соизмеримости затрат и результатов при анализе эффективности инновационной деятельности Д. Дронов предлагает использовать функцию эластичности эффекта по затратам как соотношение между относительными приращениями результатов и затрат:

Ф (х) = D у÷у: D х÷х = j (х) × х = bхе а-bх (10)

Максимум функции эластичности показывает максимально возможное отношение относительного приращения результатов инновационно-инвестиционной деятельности к относительному приращению затрат и находится в точке х=1/ b:

max Ф (х) = е а-1. (11)

Как считает Д. Дронов (и мы придерживаемся его точки зрения), предельная отдача измеряет собственно экономическую эффективность (Эи):

Эи = DR ÷ Dх = Dу ÷ Dх: DR ÷ Dу, (12)

где Dу - прирост технического уровня, соответствующий Dх, то есть приросту затрат на создание инноваций;

Dу/Dх - предельный физический продукт (МРх);

R - экономические результаты инноваций, прежде всего прибыль;

DR/Dу - предельная полезность (прибыльность) инноваций для предприятия, показывающая величину прибыли на единицу прироста технического уровня производства или функциональных качеств продукции (МRмр) [23, №3, 23]. Отсюда:

Эи = R¢(х) = МРх × МRмр. (13)

Таким образом, экономическая эффективность инноваций определяется как произведение предельного физического продукта инновационной деятельности на его предельную прибыльность (полезность) для предприятия.

Рассмотренная система показателей обновления продукции дает возможность проанализировать уровень обновления изделий, его темпы, выявить влияние на этот уровень ряда факторов, а также позволяет определить влияние самого процесса обновления продукции на экономические показатели деятельности предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: