Динамика политических конфликтов. Предотвращение, урегулирование и разрешение политических конфликтов. Пути и способы предотвращения политических конфликтов в Казахстане

 

В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.

1) Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

2) Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.

3) Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника.

Возможны несколько вариантов выхода из конфликта:

- самозагасание конфликта; это ситуации, когда длинные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;

- урегулирование конфликта; урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Сделка была навязана сильным противником более слабому, или сделка стала результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое недовольство достигнутым соглашением, поэтому не исключена опасность возникновения нового конфликта;

- решения конфликта, то есть заключение договора на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.

Возможность разрешения конфликтов определяется несколькими условиями:

- во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме: одновременно ограничить неконтролируемые процессы;

- во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и одновременно ограничение неконтролируемых процессов;

- в-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных претензий участников конфликта;

- в-четвертых, нормативное регулирование конфликта;

- в-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам;

- в-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на второй уровень.

Инструментом решения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединения сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

Как свидетельствует мировой опыт страны, находящиеся на пути социально-экономической и политической модернизации, подвержены повышению уровня социальной напряженности и возникновению многочисленных конфликтов. Республика Казахстан имеет немалый опыт по предотвращению политических конфликтов, который высоко оценивается мировым сообществом. Благодаря отсутствию в республике деструктивных конфликтов идет процесс демократизации политической системы, создаются условия для социально-экономических реформ. Стабильное развитие нашей республики явилось важнейшим фактором для утверждения Республики Казахстан в качестве председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г.

Решающую роль в предотвращении социально-политических конфликтов играет государство, которое с помощью управленческих структур призвано институционализировать механизмы для проявления конфликтных интересов путем предоставления легальных каналов их артикуляции.

Структурным началом, способствовавшим предотвращению конфликтов, выступает повышение уровня жизни населения, осуществление государством структурной превентивной политики, которая включала средне- и долгосрочные меры. Как известно, основными причинами возникновения конфликтов во многих государствах являются бедность и безработица. В Казахстане создана соответствующая законодательная основа, разработаны и приняты программные документы по борьбе с бедностью и безработицей.

Правительство, выделяя приоритетные направления модернизации социальной сферы, обращает особое внимание на вопросы жилищного строительства, развития новых принципов и стандартов в организации здравоохранения, создания эффективной системы использования трудовых ресурсов, развития села и малых городов. В целях решения экономических проблем, снижения бедности и уровня недовольства населения, предотвращения протестного поведения масс государство использует так называемые разовые акции (например, проведенная легализация собственности).

Вместе с тем, действующие государственные стандарты по прожиточному минимуму, минимальному размеру заработной платы и пенсий зачастую неадекватны современным социально-экономическим условиям и не имеют системной взаимосвязи между собой. Поэтому следует усовершенствовать методику расчета величины прожиточного минимума, разработать экономически обоснованные стандарты измерения бедности, определения потребительской корзины, соответствующие казахстанским условиям.

В Казахстане создаются различные структуры для диалога власти и оппозиции, выдвижения альтернативных вариантов развития страны. Достаточно привести в качестве примера Государственную комиссию по разработке и конкретизации программы демократических реформ, которая выполняла и «антиконфликтную» функцию, поскольку в основу ее деятельности, прежде всего, был положен стиль политического сотрудничества.

Как показывает практика, политический лидер, стоящий во главе государства, легитимен в той мере, в какой ему удается обеспечить согласие в обществе. Именно он объединяет существующие в обществе различные цели и противоречащие интересы. Социально-экономические и политические реформы без потрясений могут осуществляться только под руководством политика, который обладает ценными личностно-профессиональными качествами политического лидера, проявляющимися в умении предложить оптимальное решение в конфликтной ситуации, проявить волю, организаторские способности, целеустремленность, что обеспечивает согласие и компромисс в обществе.

Большинство стран реализует свои функции через государственную службу. Авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных управленческих решений зависят от уровня профессионализма, нравственности государственных служащих как проводников политики государства. Поэтому в современных условиях необходимо акцентировать внимание на конфликтном потенциале, который возможен между государственными служащими и населением, причинами которого являются:

- недостаточная компетентность госслужащих, их низкая общая культура;

- неумение чиновников разъяснять населению цели и задачи социально-экономических и политических реформ, вовремя регулировать наиболее конфликтные сферы взаимоотношений;

- использование не всегда рациональных методов работы, что ведет к нарушению системы обратных связей между обществом и государством;

- использование государственными служащими своих полномочий в корыстных целях, коррупция.

В настоящее время государственная служба требует дальнейшего реформирования. Прежде всего, государству следует направить свои усилия на повышение профессионализма государственных служащих. Необходимо, на наш взгляд, направить систему подготовки государственных служащих на овладение ими методами предотвращения и урегулирования конфликтов в обществе, что должно стать важным фактором укрепления безопасности и стабильности общества.

Одним из условий предотвращения социально-политических конфликтов является формирование зрелого гражданского общества, так как политическая стабильность держится на сложившейся системе взаимной ответственности его институтов. Именно гражданское общество является источником легитимности власти, поскольку взаимодействие с его институтами позволяет государству получать информацию о состоянии общества, его интересах, об отношении населения к органам государственной власти. Поэтому основой предотвращения социально-политических конфликтов является тесное взаимодействие государства и гражданского общества. При этом необходимо избежать двух крайностей: с одной стороны, отрицания государства, отношения к нему как к социальному и нравственному злу, с другой – рассмотрения государства как основного источника благополучия в обществе и торжества справедливости.

Среди многих институтов, которые позволяют различным социальным слоям, группам общества институционализировать свои интересы, особое значение имеют политические партии. Являясь наиболее действенной и активной частью системы социального представительства в обществе, политические партии нацелены на выработку наиболее адекватной, цивилизованной линии поведения, призваны выделять основные интересы той или иной социальной группы, обобщать их и представлять властным органам в систематизированном виде.

Одной из особенностей гражданской культуры большинства населения постсоветского пространства, в том числе и Казахстана, является недоверие к политическим партиям. Так, казахстанские граждане не воспринимают партии в качестве связующего механизма между властью и гражданами. Отношение к партиям не столько отрицательное, сколько нейтральное, безразличное. В то же время мы считаем, что нейтралитет не исключает негативного отношения к партиям как «репрезентативным институтам». Более того, негативизм является главной причиной того, что широкие массы населения не ощущают свою приверженность к той или иной партии.

В процесс предотвращения социально-политических конфликтов и обеспечения стабильности государства необходимо привлекать неправительственные организации (НПО), поскольку в последние годы их роль в данном направлении начинает постепенно возрастать.

На сегодняшний день Казахстан является ведущей страной в СНГ по уровню развития НПО. При этом, как считают казахстанские исследователи, мы являемся свидетелями уникального явления: в отличие от развитых государств, где формированию общественного сектора предшествовало становление институтов государства и частного бизнеса, в Казахстане как, впрочем, и в других постсоветских странах, развитие этих трех секторов происходит одновременно. Такого примера в мировой практике нет, а потому ситуация диктует необходимость формирования собственных подходов для обеспечения гармоничного развития и сосуществования этих трех секторов.

Как известно, стабильность и безопасность демократического государства основывается на системе социального партнерства, которое должно гармонизировать интересы различных социальных групп.

Наиболее заинтересованным субъектом социального партнерства должны быть профсоюзы. Однако казахстанские профсоюзы оказались не в полной мере готовы к использованию методов защиты интересов и прав трудящихся. Профсоюзы редко являются инициатором переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров, недостаточно настойчивы в реализации достигнутых договоренностей. Большинство профсоюзов зачастую находятся под контролем администрации предприятия.

Стабилизирующую и развивающую роль в любом обществе играет институт предпринимательства. Стабилизирующую – потому что для бизнеса нужна политическая и социальная стабильность. Развивающую – потому что предприниматель в целях повышения прибыли вкладывает деньги в новые технологии, увеличивает объемы, улучшает качество производства и соответственно потребления. Иными словами, преследуя личный интерес, предприниматель содействует технологическому и социальному прогрессу.

Таким образом, главными условиями регулирования политических конфликтов являются их институционализация, формирование гражданского общества и правового государства, которые должны способствовать развитию гражданских процедур в урегулировании конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: