Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система в РФ основывается на следующих принципах:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов

· сбалансированности бюджета;

· Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· Принцип прозрачности (открытости);

· Принцип подведомственности расходов бюджетов

· достоверности бюджета;

· Принцип единства кассы

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство форм и правил ведения бухгалтерского учета, применение единых санкций за бюджетные правонарушения, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.. Однако анализ бюджетной практики свидетельствует о том, что данный принцип не всегда был реализован в полной мере. Так вплоть до 1999 года, органы, занимающиеся сбором и учетом доходов федерального бюджета, а именно казначейство и налоговые органы, руководствовались в своей работе разной бюджетной классификацией, что не могло не сказаться на качестве выполняемой работы. С введением, приказом МФ РФ от 25 мая 1999г. № 38н, указаний о порядке применения Бюджетной классификации РФ, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» это противоречие разрешилось.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление доходов и полномочий по расходам за соответствующими уровнями власти. На самом деле, до сих пор не решен на практике этот основополагающий вопрос бюджетного устройства. Как справедливо отмечают В.Б. Христенко и А.М. Лавров: «региональные и особенно местные бюджеты перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих властей без определения источников финансирования (в международной терминологии такие обязательства называют «нефинансируемые мандаты»).» Нарушение соответствия доходов и расходов особенно наглядно иллюстрирует ситуация с передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на балансы местных органов власти без соответствующего финансового обеспечения и наделения доходными источниками, которая получила широкое распространение в 1993-1996гг. По нашему мнению, необходимо предусмотреть в законодательстве механизм ответственности за возникновение «нефинансируемых мандатов».

Принцип самостоятельности бюджетов, регламентированный в ст.31 Бюджетного кодекса предусматривает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

·право и обязанность органов власти на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев определенных БК РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования средств бюджета (за исключением расходов которые осуществляются за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней, или без определения бюджета;

· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств за счет средств бюджетов других уровней;

· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов;

· недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам;

· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней дополнительных расходов и потерь в доходах.

Однако зависимость большинства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов от размеров дотации, получаемой из федерального бюджета, позволяет центру «диктовать» свои условия.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями установленными БК РФ,

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.;

В целях достижения указанных целей в качестве первоочередных задач следует выделить мероприятия по осуществлению централизации всех государственных ресурсов на счетах органов казначейства.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные) органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации.

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета показателей бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направленности их на финансирование конкретных целей.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: