Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
- сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
- четкое законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
- сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов;
- недопустимость принудительной централизации или изъятия собственных доходов бюджета, закрепленных на постоянной основе;
- взаимная ответственность власти за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;
- равенство прав в межбюджетных отношениях.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
|
|
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.
Распределение – процесс ежегодной передачи дох-в источников с одного уровня бюджета на др. в соответствии с решением вышестоящего органа. Основной формой распределения является предоставление бюджетных средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений от федеральных и региональных налогов (1 финансовый год).
Перераспределение – оказание финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
|
|
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.
15. Бюджетная классификация: понятие, назначение, состав.
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.
Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:
1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации
3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
5. Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7. Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
8. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и под статьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:
1000000 – налоговые доходы;
2000000 – неналоговые доходы;
3000000 – безвозмездные перечисления;
4000000 – доходы целевых бюджетных фондов;
5000000 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.
В группу «Налоговые доходы» (код 1000000) включаются следующие подгруппы:
1010000 – налоги на прибыль;
1020000 – налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
|
|
1030000 – налоги на совокупный доход;
1040000 – налоги на имущество;
1050000 – платежи за пользование природными ресурсами;
1060000 – налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
1400000 – прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу «Неналоговые доходы» (код 2000000) включаются следующие подгруппы:
2010000 – доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций
2040000 – доходы от продажи земли и нематериальных активов;
2050000 – поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
2060000 – административные платежи и сборы;
2080000 – доходы от внешнеэкономической деятельности;
2090000 – прочие неналоговые доходы.
В группу «Безвозмездные перечисления» (код 3000000) включается следующие подгруппы:
3010000 – от нерезидентов;
3020000 – от бюджетов других уровней;
3030000 – от государственных внебюджетных фондов;
3040000 – от государственных организаций;
3050000 – от наднациональных организаций;
3060000 – средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
3070000 – прочие безвозмездные перечисления.
В группу «Доходы целевых бюджетных фондов» (код 4000000) включается следующие подгруппы:
4010000 – дорожные фонды;
4020000 – экологические фонды;
4080000 – Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
4200000 – целевые бюджетные фонды субъектов РФ.
В целях усиления контроля за получением неналоговых доходов включена специальная группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (код 5000000), в которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями.
Группы состоят из статей доходов. Так, например, в группе «Налоговые доходы»(код 1000000) в подгруппе «Налоги на совокупный доход» (код 1030000) объединены:
1) единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (1030100)
2) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (1030200).
|
|
В свою очередь, статьи могут детализироваться до уровня подстатей. Так, доходы, поступающие в бюджет в виде единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (код 1030100), конкретизируются
В бюджетной классификации по следующим позициям:
1) единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет (1030101);
2) единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ (1030101);
3) единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ (1030104).
Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и неналоговые поступления свидетельствует о сближении отечественной классификации с международными стандартами. В соответствии с международными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства; к неналоговым доходам — государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. Доходы данной группы могут принимать форму лизинговых платежей и др.
Следует иметь в виду, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операции с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «Налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам.