Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

- сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

- четкое законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

- сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов;

- недопустимость принудительной централизации или изъятия собственных доходов бюджета, закрепленных на постоянной основе;

- взаимная ответственность власти за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

- равенство прав в межбюджетных отношениях.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Распределение – процесс ежегодной передачи дох-в источников с одного уровня бюджета на др. в соответствии с решением вышестоящего органа. Основной формой распределения является предоставление бюджетных средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений от федеральных и региональных налогов (1 финансовый год).

Перераспределение – оказание финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

15. Бюджетная классификация: понятие, назначение, состав.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5. Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7. Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

8. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и под статьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

1000000 – налоговые доходы;

2000000 – неналоговые доходы;

3000000 – безвозмездные перечисления;

4000000 – доходы целевых бюджетных фондов;

5000000 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.

В группу «Налоговые доходы» (код 1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 – налоги на прибыль;

1020000 – налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

1030000 – налоги на совокупный доход;

1040000 – налоги на имущество;

1050000 – платежи за пользование природными ресурсами;

1060000 – налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1400000 – прочие налоги, пошлины и сборы.

В группу «Неналоговые доходы» (код 2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 – доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

2040000 – доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2050000 – поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

2060000 – административные платежи и сборы;

2080000 – доходы от внешнеэкономической деятельности;

2090000 – прочие неналоговые доходы.

В группу «Безвозмездные перечисления» (код 3000000) включается следующие подгруппы:

3010000 – от нерезидентов;

3020000 – от бюджетов других уровней;

3030000 – от государственных внебюджетных фондов;

3040000 – от государственных организаций;

3050000 – от наднациональных организаций;

3060000 – средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

3070000 – прочие безвозмездные перечисления.

В группу «Доходы целевых бюджетных фондов» (код 4000000) включается следующие подгруппы:

4010000 – дорожные фонды;

4020000 – экологические фонды;

4080000 – Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

4200000 – целевые бюджетные фонды субъектов РФ.

В целях усиления контроля за получением неналоговых доходов включена специальная группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (код 5000000), в которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями.

Группы состоят из статей доходов. Так, например, в группе «Налоговые доходы»(код 1000000) в подгруппе «Налоги на совокупный доход» (код 1030000) объединены:

1) единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (1030100)

2) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (1030200).

В свою очередь, статьи могут детализироваться до уровня подстатей. Так, доходы, поступающие в бюджет в виде единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (код 1030100), конкретизируются

В бюджетной классификации по следующим позициям:

1) единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет (1030101);

2) единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ (1030101);

3) единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ (1030104).

Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и неналоговые поступления свидетельствует о сближении отечественной классификации с международными стандартами. В соответствии с международными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства; к неналоговым доходам — государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. Доходы данной группы могут принимать форму лизинговых платежей и др.

Следует иметь в виду, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операции с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «Налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: