Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его и всея гордыни его?

И отвечает оглашенный, или восприемник его, и глаголет:

Отрицаюся.

(Этот вопрос и ответ повторяются трижды).

Вопрошает священник крещаемого:

Отреклся ли еси сатаны?

И отвечает оглашенный или восприемник его:

Отрекохся.

(Этот вопрос и ответ повторяется трижды).

Также глаголет священник:

И дуни, и плюни на него.

В период возникновения этого обряда его значение было очевидно как крещаемому, так и всей христианской общине, т. к они жили в языческом мире, который был пропитан поклонением идолам. Когда же мир стал христианским и отождествил себя с христианской верой и христианским культом, значение этого отречения стало постепенно забываться. Христиане так привыкли к христианству как неотъемлемой части их мира, что само понятие напряженности или конфликта, существующих между христианской верой и миром, исчезло из их жизни. Страшная правда состоит в том, что подавляющее большинство христиан попросту не видит присутствия и действия сатаны в мире и поэтому не испытывает нужды в отречении от «дел его и служения его».

Правда о современном человеке заключается в том, что он прежде всего есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыни и ставящее гордыню на первое место в своей шкале ценностей.

Таким образом, отречься от сатаны – значит отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова «дунь и плюнь на него!». Война объявлена! Начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная гибель. Именно в этом и состоит христианство.

Исповедание верности Христу

И сие сотворшу, обращает его священник к востоку, доле руце имуща...

«... Обращает его к востоку...». Если поворот на запад во время отречения означает обращение к сатане и его мраку, то поворот к востоку означает обращение человека к райскому саду, взращенному на востоке, обращение ко Христу, Свету мира.

«...Доле руце имуща...». Мятеж против Бога сменяется теперь покорностью, послушанием и согласием.

Затем крещаемый исповедует верность Христу.

И глаголет ему священник:

Сочетаваеши ли ся Христу?

И отвечает оглашенный, или восприемник:

- Сочетаваюся.

(Этот вопрос и ответ повторяются трижды).

Сочетаться со Христом, значит крепко себя связать с Ним и принадлежать Ему. Это исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды воинов Христа – клятва, подобная солдатской присяге.

И снова глаголет ему священник:

Сочетался ли еси Христу?

И отвечает:

Сочетахся.

И веруешь ли Ему?

Верую Ему, яко Царю и Богу.

Это решение и эта присяга принимаются один раз и навсегда. Они не подлежат пересмотру и переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Такое решение христиане называют верой или доверием, т. е. полную отдачу себя тому, кому должно повиноваться и за кем должно следовать, чтобы ни случилось.

Крещаемый исповедует свою веру во Христа как Царя и Бога. Эти именования имеют разные значения. Просто веровать во Христа недостаточно, так как «и бесы веруют» (Иак. 2, 19). Необходимо исповедовать Его как Царя или как Господа, т. е. своего Господина, т. е. служить Ему.

Исповедание веры

Далее читается Символ веры.

Церковь – это тело, организм, но организм, состоящий из отдельных личностей. Поэтому каждый произносит не «Веруем...», и «Верую...». Все в этой общей и неизменной вере должно быть принято лично. Только тогда вера станет силой, преобразующей жизнь.

Когда же прочитает Символ веры, снова священник спрашивает:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: