Молитва священника о себе

 

Теперь священник молится о себе:

Благоутробный и милостивый Боже… см. Требник стр.

Эта молитва важна, потому что показывает ошибочность широко распространенного среди православных понимания таинства как чего-то магического. Такое понимание очень опасно и нельзя это недооценивать. Поскольку, согласно учению Церкви, действенность таинств ни в коем случае не зависит ни от святости, ни от греховности тех, кто их совершает, можно незаметно перейти к тому, чтобы рассматривать таинства исключительно с точки зрения их «действенности», как будто ничто другое не имеет значения. Однако суть дела состоит в том, что Церковь не отделяет действенность от полноты и свершения. Действенность – это только условие для исполнения, но само исполнение является для нас существенным. Крещение Сталина, например, было, вероятно вполне действенным. Почему же оно не проявило себя в его жизни? Почему оно не удерживало его от погружения в невероятные гнусности? Этот вопрос не так наивен, как кажется. Ведь миллионы людей крещены «действенным» образом, но они оставили Церковь и продолжают оставлять ее. Крещение не оказало на них никакого воздействия. Не являемся ли мы сами причиной этого бедственного положения. Не является ли причиной этой беды низкий уровень церковной жизни, сведенной к нескольким «обязанностям» и таким образом, переставшей отражать и сообщать силу обновления и святости? Конечно, прежде всего эти вопросы относятся к священнику, совершающему Таинство, ибо он должен являться образом Христа и по словам, и по поступкам, и по учению (1 Тим. 4, 12). Христос пришел в этот мир не для того, чтобы мы могли совершать действенные Таинства. Но Он дал нам действенные таинства, чтобы мы могли стать детьми света и свидетелями Его Царства.

Молитва священника о себе напоминает нам о страшной ответственности и о нашей всеобщей зависимости друг от друга в том, что касается духовного роста и исполнения. Она показывает, что крещение – не самоцель, а начало процесса в котором решающую роль должна сыграть вся община и особенно пастырь. Мы уже знаем, что в прошлые века к крещению готовился не один только новообращенный, но и вся Церковь вместе с ним. Ибо она знала, что принимая нового члена, она берет на себя ответственность за его вечное спасение.

«И покажи воду сию…»

Теперь мы готовы. И священник стоит перед водой как бы перед лицом всего мира в день творения, как первый человек, открывающий глаза на славу Божию и созерцающий все, что Бог сотворил во Христе для нашего искупления и спасения, и возглашает:

«Велий еси, Господи и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих».

Эту молитву благословения и освящения воды можно назвать евхаристической молитвой, т.к. это торжественный акт хвалы и благодарения, акт поклонения, которым от имени всего мира человек отвечает Богу. Благодарение – поистине первый акт, которым человек осуществляет свое назначение. Тот, кто благодарит, уже не раб. В поклонении нет места страху, тревоге, зависти. Вознося благодарение Богу, человек снова становится свободным и по отношению к Богу и по отношению к миру.

Священник молится: «Ты убо, человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию....»

Святой Дух наполняет силой и реальностью то, о чем мы просим. Он исполняет нашу веру, реализует наши символы, дает нам благодать, делает воду тем, что Он сам о ней являет.

И знаменует воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет: «Да сокрушаться под знамением образа креста твоего вся сопротивныя силы». Мы уже знаем, что спасение и восстановление начинаются с акта освобождения, т.е. С изгнания нечистых духов. Сначала изгонялись злые духи из крещаемого. Теперь изгоняются духи из воды-символа зависимости человека от мира и его рабства дьявольским силам. Вода освящается!!! «Но Ты, Владыко всех покажи воду сию воду избавления, воду освящения, очищения плоти и духа...» Будь то освящение воды или хлеба и вина, оно ни в коем случае не является видимым, «физическим» чудом или превращением, которое можно проверить и доказать осязаемым образом. Можно даже сказать, что в этом мире по его правилам и объективным законам с водой, хлебом и вином ничего не происходит, и никакие лабораторные анализы не могут обнаружить какого-либо изменения в них. Поэтому ожидание этих изменений, их поиски всегда рассматривались Церковью как богохульство и грех. Христос пришел не для того, чтобы заменить естественную материю сверхъестественной и освященной материей. Он пришел восстановить и исполнить ее как способ единения с Богом. Святая вода в крещении, хлеб и вино в Евхаристии представляют все творение, но то творение, каким оно станет в конце, когда оно будет завершено в Боге, когда Он – Бог наполнит Собою все. Именно этот конец открывается и приближается и делается уже реальным для нас в таинстве. В этом смысле каждое таинство позволяет нам осуществить переход в Царство Божие. В каждом из своих таинств Церковь нас восхищает в Царство Божие. Вода крещения является святой, т. е. местом присутствия Христа и Святого Духа, а хлеб и вино Евхаристии являются истинными, т. е. реальными, реальностью более подлинной, чем все «объективные» реальности этого мира, Телом и Кровью Христовыми, Его присутствием среди нас.

Но именно потому, что освящение есть всегда проявление конца всего, оно никогда не является замкнутым в себе. Хлеб и вино открываются человеку как истинное Тело и истинная Кровь Христовы для того, чтобы он мог достигнуть истинного единения с Богом. В православной Церкви не существует «поклонения» Святым Дарам самим по себе и ради них самих. Свершение Евхаристии является в единении и в преобразовании участвующего в ней человека. Вода освящается для того, чтобы являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, для того, чтобы быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели – обожению человека, познанию Бога и соединению с ним.

Таково значение освящения воды при крещении.

Елей радования

Мир всем, - говорит священник. - Главы ваша Господеви приклоните. И вдунет трижды в сосуд елея, и знаменает трижды сей, держимый от диакона.

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Так же, как и вода, елей всегда был одним из религиозных символов, и его символический смысл следует из его практического употребления. Прежде всего в древности елей употреблялся как лечебное средство. Милосердный самарянин, согласно евангельскому повествованию, возлил елей и вино и раны человека, которого он нашел на дороге. Также елей источник света и радости. И сейчас наиболее торжественная и радостная часть праздничного вечернего богослужения называется полиелеем. По гречески «елей – милость». И наконец, елей, знак примирения и согласия Бога и человека. После потопа голубь принес Ною масличную ветвь. Эта естественная символика, связанная с елеем, определила с самого начала его использование в литургической жизни Церкви.

Крещению предшествует помазание тела крещаемого и воды. Это служит, прежде всего, символом жизни, но жизни не просто как существования, но как полноты радости и участия в таинственной жизни с Богом. Жизни как «света человеков».

Священник, поя Аллилуйя трижды, с людьми, творит кресты три елеем в воде. Далее приносится крещаемый. Священник же вземлет от елеа двема персты, и творит креста образ на челе и персех, и на междорамии, глаголя:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: