Изгнание нечистых духов

Приготовление к крещению состоит из наставлений в вере и экзорцизма (изгнание нечистых духов). Неудивительно, что обряд крещения начинается со слов, обращенных к дьяволу. Библия учит нас понимать, что зло это не только отсутствие добра, но прежде всего присутствие чего-то темного иррационального, но вполне реального, хотя источник этого присутствия может быть не сразу ясен и осознаваем. Так, ненависть – это не просто отсутствие любви; это присутствие особой темной силы, которая в действительности может быть чрезвычайно активной, умной и даже творческой. Мы обращаемся к сатане! Именно здесь проявляется христианское понимание слова как силы прежде всего. Бог сотворил мир Своим Словом. Оно есть сила созидательная и сила разрушительная, ибо оно сообщает не только идеи и понятия, но прежде всего духовные реальности, которые могут быть положительными и отрицательными. Поэтому «запрещение сатаны» - это не объяснение, имеющее целью доказать что-либо некоему существу, которое извечно ненавидит, лжет и разрушает. Но ужасающее действие Силы Божьей, которая рассеивает и уничтожает злую власть демонического мира: «Запрещает тебе диаволе, Господь Иисус Христос пришедый в мир, и вселивыйся в человецех...» см. молитву запрещения в Требнике стр.

Это запрещение – поэма – в глубочайшем смысле этого слова, по-гречески значит «творение». Это запрещение наполнено силой Христа. Христос вторгся на вражескую территорию, воспринял человеческую жизнь и сделал человеческие слова своими, потому что Он уже разрушил дьвольскую силу изнутри.

Изгнав эту злую силу, священнослужитель совершает следующую молитву: «...Призри на раба Твоего, взыщи, испытуй и отжени от него вся действа диаволя...» см. молитву в Требнике стр.

Освобождение от демонической власти – начало восстановления человека, а завершение Царство Небесное, куда человек был принят во Христе, так что вознесение на небеса, соединение с Богом и обожение поистине стали высшим назначением и призванием человека.

Изгоняя нечистых духов из оглашенного, священник, согласно указанию, «дует на уста его, на чело и на перси». Дыхание есть основная физиологическая функция, поддерживающая в нас жизнь, но при этом обрекает нас на полную зависимость от мира. Мир же безнадежно заражен грехом, злом и смертью. В раннем христианском воззрении на человека не было строго разделения на физическое и духовное, но человек рассматривался в целокупности, в органическом единстве, во взаимозависимости духовного и физического.

Священник продолжает: «Изжени из него всякого лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его...» см. молитву в Требнике стр.

Изгнание нечистых духов завершено. Наступило первое освобождение. Человек восстановлен как свободное существо, способное иметь истинную свободу – не ту свободу, что является рабством греху, а свободу снова принять истинную жизнь, исходящую от Бога и ведущую к Богу. Этот выбор свободы, выбор Бога составляет следующую ступень крещального чина.

Отречение от сатаны

В древности этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа, обычно совершались в Страстную Пятницу или в Великую Субботу. Таким образом, они составляли завершение приготовления к крещению. В настоящее время оба обряда совершаются сразу же после экзорцизма.

И совлечену и отрешену крещаемому, обращает его священник на запад, горе руце имуща...

«...Обращает на запад...» Здесь запад – это символ тьмы, место пребывания сатаны. Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, что он мог, прежде всего, отвергнуть сатану, бросить ему вызов, отречься от него. Это обращение на запад есть акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.

Священник спрашивает:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: