И отвечает:
Сочетахся.
(Этот вопрос и ответ повторяются трижды).
И поклонися Ему.
И поклоняется, глаголя:
Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.
Отречение от сатаны было скреплено тем, что крещаемый дунул и плюнул на него. Наша преданность Христу скрепляется теперь поклонением Святой Троице. Поклонение – древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания.
Теперь приготовления подошли к концу. Все готово к совершению Великого действа: смерти и воскресения по образу смерти и воскресения Христа. Священник возвещает: «Благословен Бог всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити...». И в заключительной молитве священник просит Бога: «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего ко Святому Твоему просвещению...» см. Требник стр.
Крещение
Крещение начинается с торжественного освящения воды. Мы должны понять, что именно вода открывает нам значение крещения и это откровение бывает как раз во время освящения воды перед крещением. Освящение воды – не просто начало обряда. Само освящение воды в своей сути раскрывает все стороны таинства крещения, его поистине космическое содержание и глубину. Иными словами, освящение воды показывает органичность крещения, раскрывая его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Вода является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Без воды не может быть жизни, поэтому первобытный человек отождествляет воду с принципом жизни и видит в ней первичную субстанцию мира «...и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Вода также изображает и символизирует вместе с жизнью силу разрушения и смерти. Она заключает в себе таинственную глубину, которая убивает и уничтожает, она есть темное обиталище демонических сил. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, сила разрушительная: таков двойственный образ воды в религиозном мировоззрении человека. Но вода и символ очищения и чистоты. Она смывает пятна и восстанавливает первозданную чистоту земли. То есть вода есть и символ обновления.
Освящение воды
Освящение воды начинается с торжественного возгласа: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». В настоящее время из всех церковных служб только три – крещение, венчание и евхаристия – начинаются с этого возгласа. Все другие службы начинаются словами «Благословен Бог наш». Это славословие есть нечто большее, чем просто краткая формула. Оно напоминает нам о том, что в прошлом таинства крещения и брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но что евхаристия была их естественным «концом» и завершением.
К следующей после начального возгласа великой ектении добавляютс особые прошения:
О еже освятитися воде ей, силою и действием, и наитием Святаго Духа...
В начале творения Святой Дух «носился над водою», творя мир, преобразуя хаос в космос (Греч. Порядок). И сейчас снова сила Святаго Духа снова претворяет падший мир в космос и жизнь.
О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову...
Уже очищенная и восстановленная в своей природе вода должна превратиться в нечто большее. Своим погружением в Иордан, Своим крещением Христос превратил ее в силу искупления всех людей, в носительницу благодати искупления в этом мире.






