Крещается раб Божий (имярек), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь

На коемждо приглашении низводя его, и возводя.

Таково это таинство: дар смерти и воскресения Христа каждому из нас, дар, который и есть благодать крещения.

«Аминь», которым вся Церковь «запечатлевает» каждое из трех погружений, есть свидетельство того, что мы снова видели и испытали, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых.

Далее поется радостный псалом 31: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть...»

«...Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем.»

Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду, которая в литургических текстах именуется блистающей ризой, ризой царскою, одеждой нетления.

И облачая его в одеяния, священник глаголет:

Облачается раб Божий (имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

И поется тропарь:

Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостве Христе Боже наш.

Теперь после облачения белых одежд совершается таинство Святаго Миропомазания. Священник «помазует крестившегося Святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках и ногах». Запечатлевает все тело драгоценным миром, освященным епископом, произнося: «Печать дара Духа Святаго». В этом таинстве Святой Дух даруется новокрещенному и в этом смысле таинство миропомазания является исполнением крещения и в то же время ведет новокрещенного дальше к таинству святой Евхаристии. В таинстве миропомазания мы получаем Самого Святаго Духа, а не просто благодать: таково всегда было учение Церкви. Именно Святой Дух, а не некая божественная энергия исходит на новокрещенного.

Шествие вокруг купели

В древние времена крещение и миропомазание совершались не в храме или притворе, а в особом здании, называемом баптистерием (крестильня). Поэтому, сразу же после миропомазания, новокрещенных в белых одеждах с зажженными свечами вели в храм, чтобы вместе с ними совершить пасхальную литургию. В теперешней литургической практике шествие совершается в конце крещения вокруг купели с пением стихов из послания апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя!» (Гал. 3, 27).

В ранней традиции крещение, миропомазание и Евхаристия были неразлучны и составляли единое литургическое чинопоследование со строгим порядком, так как каждое таинство находило свое исполнение в последующем таким образом, что невозможно полностью понять одно в отрыве от другого. Теперь это шествие мы можем понимать символически как начало пути в горний Иерусалим, как дальнейшее воцерковление всей своей жизни и приобретение духовного опыта.

Обряды восьмого дня

В настоящее время завершающие обряды чинопоследования крещения – омывание святого мира с тела и пострижение волос – совершаются в тот же день, что и крещение, сразу же после чтения Евангелия. Однако в требнике они названы последованиями восьмого дня. В ранней Церкви, во времена, когда крещение еще естественным образом было связано с Пасхой, они совершались на восьмой день, т. е. в следующее после Пасхи воскресенье. И хотя в наше время, по-видимому никто не обращает на это внимания, ссылка на восьмой день дает нам ключ к правильному пониманию этих обрядов.

В ранней литургической традиции чинопоследование крещения не оканчивалось в пасхальную ночь. Ибо в течение всей следующей недели новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания тайноводческих поучений (мистагогий), т. е. для послекрещальной катехизации, сосредоточенной на объяснении Евхаристии. Это объяснение не давалось до крещения, так как по убеждению Церкви, только крещение, просвещая ум и сердце человека, делает его способным войти в величайшее таинство Церкви, вкушать Тело и Кровь Христовы и поэтому их видеть перед собой.

И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти.

В ранней литургической практике этому обряду предшествовало возложение епископом рук на голову нового члена, и об этом упоминается во второй молитве чинопоследования восьмого дня. Новый христианин посылается в мир, где он должен стать проповедником Царства Христова и борцом против князя мира сего. Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и нескончаемыми искушениями. Ибо из Евангелия мы знаем, что враг поверженный победой Христа готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, ради того, чтобы «прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24, 24). Таким образом, чтобы понять обряды восьмого дня нужно помнить о первоначальном воинственном духе Церкви. Ведь действительно, епископ предстает сейчас перед новокрещенными как военачальник, принимающий под свое командование новых солдат. На них новая яркая форма, они еще полны энтузиазма и рвутся в бой желая утвердить себя. Но военачальник знает, что предстоящая битва будет долгой и страшной, что его людей ожидают усталость и страдания, а порой даже разочарование и поражения. Поэтому священник молится о защите, помощи, даровании смелости, верности и терпения «... щит веры его не наветован от врагов соблюди: нетления одежду, еюже одеяся, нескверну в нем сохрани...»

Затем он возлагает руку на их головы и говорит:

«...возложи на него руку Твою державную, и сохрани его в силе Твоея благодати, некрадомо обручение сохрани, и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение...»

Когда начинается реальная битва яркая и блестящая форма становится бесполезной и сменяется на форму походную. Белая одежда снимается. Ведь Сам Христос совлек с себя одеяние славы, приняв вид раба. Белая одежда снимается, и омывается святое миро, ибо они были даны, чтобы не быть знаками, а самой реальностью, чтобы быть преобразованными в жизнь. Вот почему священник, смывая миро с тела, обращается к самому человеку:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего...»

Теперь новокрещенный готов встретить лицом к лицу мир, начать свое свидетельство.

Пострижение

Последний обряд – это пострижение волос. Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах наличие силы и средоточения в них энергии человека. Примером тому может служить библейское повествование о Самсоне.

Послекрещальное пострижение волос начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен!

Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый и в ней множайшая чувств водрузивый... власы же главу покрыл еси... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника...

В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты.

Воцерковление

Это молитвы первого дня по рождении ребенка, наречение имени, которое предписывается совершать на восьмой день, и наконец, так называемое воцерковление матери и младенца на сороковой день.

Молитвы первого дня

Первый обряд заключается в чтении священником трех молитв в первый день в том месте, где родился младенец. Эти молитвы относятся главным образом к матери. В этой молитве Церковь просит Бога исцелить «сию днесь родившую рабу» Его и «возставить ю от одра, на нем же лежит». И добавляет: «Зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави еси есмы пред Тобою...»

Вторая молитва начинается с упоминания о рождении Христа.

И в третьей молитве мы находим упоминание о чадородии как об исполнении первоначальной Божьей заповеди человеку.

Таким образом, главной, и единственной темой всех трех молитв является вопль о прощении: «В беззакониих зачахомся...».

Наречение имени

«Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». Теперь центр внимания Церкви перемещается на младенца.

В отличие от предыдущих обрядов, молитвы восьмого дня носят литургический характер. Они начинаются обычным возгласом, призыванием Святого Духа, Трисвятым и молитвой Господней, а заканчиваются литургическим отпустом. Это показывает, что младенец уже находится на пути к Церкви. Теперь ребенок называется по имени и его имя соотносится со Святым Именем Божиим: «...и даждь, Господи не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем...». Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. В прошлом имя каждого христианина считалось святым и поэтому с самого детства его учили уважать свое имя. Из этого интуитивного ощущения святости имени развилась традиция давать ребенку имя какого-нибудь святого, т. е. имя, уже «реализованное» как святое каким-либо христианином. Это делалось не просто из стремления обрести небесного покровителя. Скорее традиция эта была плодом живого опыта Церкви как «сообщества святых», уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека.

Наречение имени происходит на восьмой день после рождения младенца. Восьмой день - это символ Царства Божия, стоящий за пределами этого мира – небесной реальности, причастниками которой мы становимся через крещение и миропомазание.

Воцерковление

Новорожденный младенец принадлежит семье. У него нет какого-либо автономного существования. Его жизнь полностью определяется и формируется как в настоящем, так и в ближайшем будущем – этой принадлежностью. А христианская семья принадлежит Церкви, находит в Церкви источник и цель своего существования. Поэтому ребенок, который принадлежит семье и в более конкретном, биологическом смысле – матери, тем самым принадлежит Церкви и есть поистине Ее – Церкви ребенок, уже принесенный и препорученный Богу. На практике младенцев мужского пола священник вносит в Алтарь и обносит вокруг святого престола. Младенцев женского пола подносит к Царским вратам. Воцерковление заканчивается отпустом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: