Детской музыкальной деятельности, его задачи

Музыкально-ритмические движения как вид

 

Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др. Таким образом, цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака- Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака- Далькроза. В разработке подходов, рассчитанных на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С.Бабаджан, Н.А. Метлов, позднее – А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина.

На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная россиийским автором А.И. Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси.

В учебной программе дошкольного образования раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).

 

Задачи музыкально-ритмических движений:

1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;)

4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др.).

5. Содействие физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками.

Виды движений

Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:

1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения):

а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);

б) общеразвивающие (с предметами и без них);

в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.);

г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок; д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»).

2. Пляски:

а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки); - пляски с подлинными элементами народного танца; - характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.); - хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями; - современный детский танец; - детский бальный танец.

б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);

3. Музыкальные игры с движением:

а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей; - под пение (―У мядзведзя на бару‖); - под инструментальную музыку (типа ―День и ночь‖, ―Весело-грустно‖, ―Зайцы и лиса‖); - игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (―Теремок‖, ―Колобок‖). б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: