Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям

В обучении музыкально-ритмическим движениям используются следующие методы и приемы:

Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение), практические методы (упражнения, но не тренаж).

При разучивании новой пляски на протяжении 5-7 занятий необходимо соблюдение следующих этапов:

1. Ознакомительный, цель которого – познакомить с новым упражнением, пляской, создать целостное впечатление о музыке и движении.

А) восприятие музыки;

Б) беседа о характере и содержании музыки;

В) показ движения целиком под музыку;

Г) пояснение содержания элементов движения;

Д) начало разучивания в общих чертах.

2. Углубленное разучивание – уточнение и закрепление элементов посредством многократного повторения (возможно без музыки, под счет, но для осознанности необходимо время от времени обращаться к соответствующему музыкальному отрывку).

3. Закрепление представлений о музыке и движении – работа над качеством, выразительностью, четкостью, использование творческих заданий (задание изменить какой-либо элемент, исполнить соло или ансамблем, использовать другие атрибуты и т.д.)

Требования к репертуару

Репертуар к этому виду деятельности отбирается в соответствии со следующими принципами:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения);

- соответствие движений характеру, образам музыки.

 

Методика приобщения дошкольников

К восприятию музыки

 

Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Борисович Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги ПетровныРадыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»).

Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А. Никашиной, Г.В. Савельева. Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения.

Свойствами музыкального восприятия являются целостность, эмоциональность, осознанность, образность.

Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что:

1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека);

2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений).

Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: