Исторический аспект и актуальность применения средств ФР в педиатрии
Рост и развитие детского организма в значительной степени определяется условиями внешней среды, активностью ребенка, особенностями его питания. Особую роль играют движение, игры, закаливание и т.д.
В педиатрии физические упражнения и массаж пропагандировали еще ученые Забелин С.Г, Амбодик Н.М.
В последующее столетие было подтверждена и научно обоснована необходимость применения массажа и физических упражнений для детей всех возрастов, начиная с младенческого, как средства укрепления здоровья, а также – как эффективного средства лечения и реабилитации при различных заболеваниях.
Детей, нуждающихся в массаже и ЛФК, становится с каждым годом все больше. Статистика:
10% всех детей страдает заболеваниями органов пищеварения,
5% детей являются недоношенными
0,5 % младенцев страдают гипотрофией
4% - анемией.
27% дошкольников имеют отклонения в физическом состоянии
И процент больных детей к моменту окончания школы значительно увеличивается (бронхиальная астма, рахит, ДЦП, пороки сердца, ревматизм, сахарный диабет, нарушения зрения, нарушения осанки, сколиозы). К окончанию школы здоровых детей остается около 12% (статданные).
|
|
Цель реабилитации: не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.
В педиатрии реабилитация имеет свою специфику в силу особенностей детского организма.
Требования к реабилитации детей
1. своевременное назначение реабилитационных мероприятий;
2. процесс должен быть непрерывным (занятия - ежедневно, или – через день до максимального выздоровления);
3. реабилитация носит комплексный характер;
4. в условиях медучреждения;
5. индивидуальный характер программы (учитывая не только характер патологии и стадию, но и уровень психомоторного развития ребенка);
6. осуществлять строгий медико-биологический контроль за всеми детьми;
7. моторная плотность занятий к концу курса должна возрастать (до 80-90%).
Средства ФР
· Физические упражнения;
· массаж;
· средства физиотерапии;
· климатолечение.
Влияние физических упражнений на детский организм:
Как считает академик Анохин П.К., ДА растущего организма очень важна для функционального совершенствования отдельных его органов и систем.
В процессе реабилитации физические упражнения оказывают влияние:
· на функциональные показатели ССС, ускоряя ее развитие. Улучшая состояние кардио-респираторной системы, стимулируют тканевое дыхание;
· усиление обменных процессов, улучшают общее состояние, предупреждают задержку роста и развития;
|
|
· способствуют развитию сенсорных систем и двигательного анализатора – в частности;
· на ОДА - костную, мышечную системы (профилактика нарушений осанки и сколиозов);
· способствуют нормализации гормонального статуса (актуально в переходном возрасте);
· наряду с закаливанием, способствуют повышению неспецифической сопротивляемости организма ребенка;
· положительное влияние не только на физическое состояние, но и на умственное развитие детей (влияя на процессы в ЦНС);
· способствует формированию двигательных навыков (мелкой моторики) и двигательных качеств – ловкости, выносливости, силы;
* главное отличие применения физических упражнений в педиатрии – рост и развитие организма ребенка. Этому и должна способствовать ФР на этапе профилактики и восстановительного лечения.
Весь процесс реабилитации ребенка условно можно разделить на 3 этапа:
1. клинический;
2. санаторный;
3. адаптационный.