Физическая реабилитация в педиатрии

 

Исторический аспект и актуальность применения средств ФР в педиатрии

Рост и развитие детского организма в значительной степени определяется условиями внешней среды, активностью ребенка, особенностями его питания. Особую роль играют движение, игры, закаливание и т.д.

В педиатрии физические упражнения и массаж пропагандировали еще ученые Забелин С.Г, Амбодик Н.М.

В последующее столетие было подтверждена и научно обоснована необходимость применения массажа и физических упражнений для детей всех возрастов, начиная с младенческого, как средства укрепления здоровья, а также – как эффективного средства лечения и реабилитации при различных заболеваниях.

Детей, нуждающихся в массаже и ЛФК, становится с каждым годом все больше. Статистика:

10% всех детей страдает заболеваниями органов пищеварения,

5% детей являются недоношенными

0,5 % младенцев страдают гипотрофией

4% - анемией.

27% дошкольников имеют отклонения в физическом состоянии

И процент больных детей к моменту окончания школы значительно увеличивается (бронхиальная астма, рахит, ДЦП, пороки сердца, ревматизм, сахарный диабет, нарушения зрения, нарушения осанки, сколиозы). К окончанию школы здоровых детей остается около 12% (статданные).

 

Цель реабилитации: не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.

В педиатрии реабилитация имеет свою специфику в силу особенностей детского организма.

 

Требования к реабилитации детей

1. своевременное назначение реабилитационных мероприятий;

2. процесс должен быть непрерывным (занятия - ежедневно, или – через день до максимального выздоровления);

3. реабилитация носит комплексный характер;

4. в условиях медучреждения;

5. индивидуальный характер программы (учитывая не только характер патологии и стадию, но и уровень психомоторного развития ребенка);

6. осуществлять строгий медико-биологический контроль за всеми детьми;

7. моторная плотность занятий к концу курса должна возрастать (до 80-90%).

 

Средства ФР

· Физические упражнения;

· массаж;

· средства физиотерапии;

· климатолечение.

Влияние физических упражнений на детский организм:

Как считает академик Анохин П.К., ДА растущего организма очень важна для функционального совершенствования отдельных его органов и систем.

В процессе реабилитации физические упражнения оказывают влияние:

· на функциональные показатели ССС, ускоряя ее развитие. Улучшая состояние кардио-респираторной системы, стимулируют тканевое дыхание;

· усиление обменных процессов, улучшают общее состояние, предупреждают задержку роста и развития;

· способствуют развитию сенсорных систем и двигательного анализатора – в частности;

· на ОДА - костную, мышечную системы (профилактика нарушений осанки и сколиозов);

· способствуют нормализации гормонального статуса (актуально в переходном возрасте);

· наряду с закаливанием, способствуют повышению неспецифической сопротивляемости организма ребенка;

· положительное влияние не только на физическое состояние, но и на умственное развитие детей (влияя на процессы в ЦНС);

· способствует формированию двигательных навыков (мелкой моторики) и двигательных качеств – ловкости, выносливости, силы;

* главное отличие применения физических упражнений в педиатрии – рост и развитие организма ребенка. Этому и должна способствовать ФР на этапе профилактики и восстановительного лечения.

 

Весь процесс реабилитации ребенка условно можно разделить на 3 этапа:

1. клинический;

2. санаторный;

3. адаптационный.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: