double arrow
Физиологические особенности организма детей

Дошкольного и младшего школьного возраста,

Их адаптация к физическим нагрузкам

Развития ЦНС и ВНД

Процессы адаптации детского организма к условиям внешней среды зависят от уровня развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий.

Однако, различные зоны коры больших полушарий созревают не одновременно. Так, моторная зона коры в основном сформирована к 4 годам, а ассоциативные (лобная и нижнетеменная область ) к 7-8 годам созревает лишь на 80% .

Для НС детей данного возраста характерны высокая возбудимость и слабость тормозных процессов (т.к. при слабости корковых процессов торможения преобладают корковые процессы возбуждения). Они легко отвлекаются при любых внешних раздражениях (выражен ориентировочный рефлекс по И.П.Павлову «что такое?») – преобладает непроизвольный характер внимания, быстрая утомляемость.

Для формирования двигательных навыков необходимо использовать подражательные рефлексы, эмоциональность занятий, игровую деятельность.

Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладает 1 сигнальная система, после – 2-ая (речевая деятельность).

Двигательный анализатор активно развивается (письмо, мелкая моторика рук). К 5 годам значительно улучшается координация движений. Нельзя ограничивать ДА ребенка – возможно отставание в психомоторном развитии.

 

ОДА

Заметный прирост длины тела в 1 год жизни и в 6 лет.

В костях и скелетных мышцах у детей – много воды, но мало – минеральных солей – слабый «мышечный корсет».




Тонус мышц – сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей (детям трудно сохранить вертикальную позу при длительном стоянии, сидении).

 

ССС и дыхательная система

Сердце отличается малыми размерами, минутный объем сердца в 2 раза меньше, чем у взрослых, низкий уровень АД (в 11 лет – 100/60 мм рт ст), ЧСС – выше, чем у взрослых (у младших школьников – 90 уд/мин).

Дыхательный объем у дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого.

Энергетический обмен

Энергетический обмен почти в 2 раза больше уровня обмена взрослых.

Дети характеризуются несовершенной системой терморегуляции – они легко перегреваются и легко теряют тепло.

 

Эндокринная система

В нормальной жизнедеятельности детского организма большая роль принадлежит железам внутренней секреции.



Секреция гормона гипофиза соматотропина нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно – заметная прибавка в весе.

Огромное значение имеет щитовидная железа, масса которой по сравнению с рождением увеличивается в 10 раз.

Развитие вилочковой железы (тимуса) обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.

 

Адаптация к физическим нагрузкам

ДА детей очень высока и совершенно необходима для нормального развития всех органов и систем.

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Считают, что с 5 до 10 лет ребенок усваивает почти 90 % приобретаемых в жизни двигательных навыков. Большое значение имеет использование мануальных упражнений (движений рук).

Однако, форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям детского организма.

Особенно тщательно следует регламентировать статические нагрузки, не допускать асимметричных перегрузок отдельных мышечных групп.

В последнее время все большее значение приобретает проблема физиологической незрелости детей. Число таких детей постоянно растет. Основным признаком физиологической незрелости является мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом), которая является следствием низкой ДА. Таких детей отличает эмоциональная незрелость, сниженный иммунитет, инфантилизм, низкая умственная и физическая работоспособность. Кол-во таких детей в 6-летнем возрасте составляет около 18%.

Главным фактором в борьбе с этим состоянием является правильно организованная ДА.







Сейчас читают про: