Весь жизненный цикл человека делится на отдельные возрастные периоды (периоды онтогенеза), каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями (функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими).
Критерии: размеры тела и отдельных органов, их масса, т.н. костный возраст (окостенение скелета), зубной возраст, развитие желез внутренней секреции, баллы полового развития.
Различают следующие возрастные периодырастущего организма:
1-10 дней - новорожденный;
10 дней – 1 год - грудной;
1-3 года - раннее детство;
4-7 лет - первое детство;
8-12 - мальчики - второе детство;
8-11 - девочки - второе детство;
13-16 - мальчики - подростки;
12-15 - девочки – подростки;
17-21 - юноши (юношеский);
16-20 - девушки.
В связи со школьным обучением выделяют:
дошкольный возраст - 6-7 лет;
младший школьный - до 9-10 лет;
средний - до 13-14;
старший - до 16-17;
(по новой программе – до 18-19 лет).
Главной особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. Это зависит от генотипа и внешних условий.
Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (т.е. неравномерность и разновременность роста и развития). Н.: наиболее интенсивный рост происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания. Смена молочных зубов на постоянные – в 6-7 лет. Максимальное развитие иммунной системы – 6-12 лет. После 14 лет заметно увеличиваются масса тела и сердца).
Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в др. Такие скачкообразные моменты развития организма называют критическими. (Н.: переходной возраст). Они жестко контролируются генетически.
С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми в влиянию внешней среды (в т.ч., педагогическим, тренерским)…
Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи (и соответствующих областей мозга) до 2-3 лет жизни. (Н.: дети, которые не воспитывались в человеческом обществе, не могут адаптироваться к жизни в новых условиях, овладеть речью).
Возрастные показатели роста и развития организма – его фенотип – являются сплавом врожденных и приобретенных признаков (т.е., определяется генотипом и влиянием внешней среды).
Под выраженным генетическим контролем находятся размеры и состав тела, такие функциональные показатели, как время двигательной реакции, чувство ритма, максимальная частота движений, абсолютная мышечная сила, гибкость, МПК, анаэробные возможности организма.
Важнейшей особенностью возрастного развития организма в настоящее время является акселерация – ускорение роста, полового созревания и психического развития организма человека. Различают эпохальную и индивидуальную акселерацию. Под эпохальной понимают изменения, касающиеся целого поколения по сравнению с предыдущими годами (наблюдается с конца 19 – начала 20 вв.).
Индивидуальная или внутригрупповая акселерация – явление ускоренного развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Существует реальный (или биологический) возраст и хронологический (или паспортный). Они не всегда совпадают. По степени соотношения биологического и паспортного возраста различают акселератов (акселерантов) – детей и подростков с ускоренным развитием (биологический возраст опережает паспортный), медиантов – соответствуют и ретардантов – отстающих в развитии. 13-20 % относится к акселератам, столько же – к ретардантам, остальные к медиантам.