double arrow
Физиологические особенности организма

Детей среднего и старшего школьного возраста

и их адаптация к физическим нагрузкам

Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 17-19 лет) резко различается по морфо-функциональным и психофизиологическим характеристикам.

Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый и частично - юношеский возраст.

На этом этапе онтогенеза особо выделяют переходный период или пубертат - период существенных гормональных изменений в организме (критический, переломный момент – переход от детского состояния к взрослому).

ЦНС и ВНД

В среднем и старшем школьном возрасте отмечается значительное развитие во всех высших структурах ЦНС. Высокими темпами развивается ВНД (память, интеллект, внимание),… совершенствуется сенсомоторная система .

ОДА

Завершается формирование зубного аппарата. С 14-15 лет начинается бурный прирост мышечной массы. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, выносливости.

Нарушения осанки – в 20-30% случаях, сколиозы – 1-10%.

 

Кардио-респираторная система

Увеличивается масса сердца. Рост просвета сосудов отстает от увеличения сократительной способности миокарда – появляется юношеская ГБ (АД > 140), вегетативные расстройства (одышка, потливость).

Система дыхания совершенствуется, экономизируется. Тем не менее, в 12 лет масса легких почти в 2 раза меньше, чем у взрослых – непереносимость подростками кислородного голодания (возможны головокружения, обмороки).

К 16-17 гг. развитие дыхательных функций в основном завершается.

Эндокринная система

Повышенная активность половых желез приводит к дисгармонии в эмоциональной и психической сфере подростков

 

В растущем и развивающемся организме в значительной степени увеличивается ДА ( по сравнению с младшим школьным возрастом). В значительной степени повышаются аэробные возможности подростков (МПК достигает максимума в 14-15 лет).