Детей среднего и старшего школьного возраста
и их адаптация к физическим нагрузкам
Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 17-19 лет) резко различается по морфо-функциональным и психофизиологическим характеристикам.
Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый и частично - юношеский возраст.
На этом этапе онтогенеза особо выделяют переходный период или пубертат - период существенных гормональных изменений в организме (критический, переломный момент – переход от детского состояния к взрослому).
ЦНС и ВНД
В среднем и старшем школьном возрасте отмечается значительное развитие во всех высших структурах ЦНС. Высокими темпами развивается ВНД (память, интеллект, внимание),… совершенствуется сенсомоторная система.
ОДА
Завершается формирование зубного аппарата. С 14-15 лет начинается бурный прирост мышечной массы. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, выносливости.
|
|
Нарушения осанки – в 20-30% случаях, сколиозы – 1-10%.
Кардио-респираторная система
Увеличивается масса сердца. Рост просвета сосудов отстает от увеличения сократительной способности миокарда – появляется юношеская ГБ (АД > 140), вегетативные расстройства (одышка, потливость).
Система дыхания совершенствуется, экономизируется. Тем не менее, в 12 лет масса легких почти в 2 раза меньше, чем у взрослых – непереносимость подростками кислородного голодания (возможны головокружения, обмороки).
К 16-17 гг. развитие дыхательных функций в основном завершается.
Эндокринная система
Повышенная активность половых желез приводит к дисгармонии в эмоциональной и психической сфере подростков
В растущем и развивающемся организме в значительной степени увеличивается ДА (по сравнению с младшим школьным возрастом). В значительной степени повышаются аэробные возможности подростков (МПК достигает максимума в 14-15 лет).