Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней (окружающей) среды. Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия.
Характеристики внешней среды:
- сложность (число факторов, на которые организация обязана реагировать);
- подвижность (скорость, с которой происходят изменения в окружении организации);
- неопределенность (относительное количество информации и уверенность в ее точности);
- взаимосвязанность факторов (уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы).
Микросреда (прямые факторы) — факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся:
|
|
поставщики ресурсов — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности;
потребители продукции (работ, услуг) — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией;
конкуренты — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей;
посредники — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации.
Посредникиобеспечивают:
• физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку;
• кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров;
• собственнопродажу;
• помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе.
Контактные аудитории — это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты. К нимотносятся:
• государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
• местныеорганывласти;
• общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;
• аудиторские и консалтинговыефирмы;
|
|
• независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.
Финансово – кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры рынка – организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу организации, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д. (коммерческие банки, инвестиционные фонды).
Макросреда (косвенные факторы) — факторы косвенного воздействия оказывают влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли. К ним относят факторы, характеризующие развитие национальной экономики в целом:
• экономическая среда — факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т. п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты, темп инфляции, нормы налогообложения и и др.;
• политическая среда — факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, политическая идеология, определяющая политику правительства, степень общественного недовольства правительством и т. п.;
• технологическая среда (способы преобразования ресурсов в результат) — факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства;
• социальная среда — факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные рынки товаров или услуг.
• природные факторы – сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса.
• демографические факторы – динамика численности населения, половозрастная структура населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр.