Внешняя среда организации

Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управлен­ческих решений и внешней (окружающей) среды. Внешняя среда совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и пря­мого (микросреда) воздействия.

Характеристики внешней среды:

- сложность (число факторов, на которые организация обязана реагировать);

- подвижность (скорость, с которой происходят изменения в ок­ружении организации);

- неопределенность (относительное количество информации и уве­ренность в ее точности);

- взаимосвязанность факторов (уровень силы, с которой измене­ние одного фактора воздействует на другие факторы).

Микросреда (прямые факторы) — факторы, оказывающие влияние на дея­тельность конкретной организации и определяющие ее кон­курентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся:

поставщики ресурсов — хозяйствующие субъекты (юри­дические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятель­ности;

потребители продукции (работ, услуг) — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытываю­щие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией;

конкуренты — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые спо­собны удовлетворить аналогичные потребности потенциаль­ных покупателей;

посредники — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распро­странении и сбыте товаров организации.

Посредникиобеспечивают:

• физическое перемещение товаров от мест их производ­ства к пунктам продажи или потребления, их накоп­ление и предпродажную подготовку;

• кредитную поддержку сделок и страхование рисков пор­чи или пропажи товаров;

• собственнопродажу;

• помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулирова­нии сбыта и послепродажном сервисе.

Контактные аудитории — это системы и социальные груп­пы, которые проявляют реальный или потенциальный ин­терес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты. К нимотносятся:

• государственные органы: налоговые, статистики, ли­цензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;

• местныеорганывласти;

• общественность: профсоюзы, союзы потребителей, эко­логические и другие общества;

• аудиторские и консалтинговыефирмы;

• независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.

Финансово – кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры рынка – организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу организации, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д. (коммерческие банки, инвестиционные фонды).

Макросреда (косвенные факторы) — факторы косвенного воздействия оказыва­ют влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли. К ним относят факторы, характеризую­щие развитие национальной экономики в целом:

экономическая среда — факторы, определяющие разви­тие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т. п.), влияние бюд­жетной и налоговой политики государства на платежеспо­собность населения, инвестиционную привлекательность на­циональной экономики, устойчивость национальной валю­ты, темп инфляции, нормы налогообложения и и др.;

политическая среда — факторы, определяющие разви­тие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, политическая идеология, определяющая политику правительства, степень обществен­ного недовольства правительством и т. п.;

технологическая среда (способы преобразования ресур­сов в результат) — факторы, определяющие тенденции раз­вития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства;

социальная среда — факторы, определяющие демогра­фическую структуру населения и тенденции развития, нор­мы, обычаи и ценности населения, отношение людей к ра­боте и качеству жизни, темпы роста населения и др. Соци­альная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения со­циальной среды могут оказывать воздействие на определен­ные рынки товаров или услуг.

природные факторы – сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса.

демографические факторы – динамика численности населения, половозрастная структура населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: