Методы управления — это способы управленческого воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставленных целей.
Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы организации, слаженности, максимальной активности каждого члена коллектива.
Их разделяют на три основные группы: организационно-распорядительные, экономические и социально -психологические.
Организационно-распорядительные методы менеджмента.
Организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность фирмы любого уровня на основе научной организации управления.
Организационно-распорядительные методы подразделяются на две большие группы: организационного и распорядительного воздействия.
К методам организационного воздействия относятся:
Регламентирование — это жесткий тип организационного воздействия, содержание которого сводится к разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этими положениями периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное, структурное и должностное регламентирование.
|
|
Организационное регламентирование — это положения общеорганизационного характера, определяющие организационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения служит закон о предприятии и др.
Функциональное регламентирование сводится к разработке положения, предусматривающего внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции полномочия и пр. Таким положением, например, явля ется Положение о линейных и функциональных органах.
Сущность структурного регламентирования заключается в установлении типовых структур, которые определяют основные черты построения внутренних организационных основ.
Должностное регламентирование осуществляется посредством штатов и должностных инструкций, в которых устанавливается перечень должностей и основные требования к их замещению.
Помимо регламентирования применяют и другой метод организационного воздействия — нормирование. Этот метод считается менее жесткий и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам.
В практике управления используются нормативы композиции структуризации аппарата управления и его численности, нормы и нормативы организации процессов управления и труда служащих и др. Комплекс нормативов имеет большое значение в управлении, однако важно правильно определить, где, для каких видов работ, какие и в каких границах следует применять нормативы.
|
|
Наиболее мягким способом организационного воздействия является инструктирование. Содержание его сводится к ознакомлению с условиями работы, объяснению возможных проблем, предостережению от повторяющихся ошибок, совету по выполнению отдельных видов работ и т. д.
Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи и может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством радио, телефона, видеоустройств и др.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей путем прямого административного влияния, средствами которого могут быть приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль над исполнением.
Использование административных методов требует четкого распределения прав и обязанностей в организации. Подчеркнем характерные особенности данных методов управления:
• прямое воздействие на объект управления;
• обязательный характер выполнения норм, правил, указаний, распоряжений, приказов объектами управления;
• установление ответственности за невыполнение, применение мер принуждения.
Экономические методы менеджмента.
В данную группу включена совокупность мер, средств и инструментов, основывающихся на действии экономических законов и факторов. Они влияют на людей, группы и организации через материальные интересы, привлекая конечными количественными и качественными результатами труда. В роли экономических регуляторов могут выступать: оплата труда, ценообразование, ценные бумаги, налогообложение, собственность, кредиты и ставки по ним, преференции и т.п. Механизм их воздействия проявляется через систему экономических показателей, включающую доходы, цены, рентабельность, прибыль, дивиденды, материальное стимулирование. Экономические стимулы могут создавать предпосылки к освоению новой продукции, улучшению ее качества, увеличению объемов производства, рациональному использованию материальных ресурсов, оптимальному сочетанию личных интересов с интересами организации и общества.
Социально-психологические методы менеджмента.
Данная группа объединяет способы осуществления управленческих воздействий на людей, которые основаны на социологии и психологии. Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства. Они позволяют определить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и возможности их поддержки, связать мотивацию людей с конечными результатами работы, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов. Психологические методы воздействуют на конкретную личность. Их главным отличием является обращение к личности человека, его интеллекту, чувствам, особенностям поведения, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение задачи организации.
В самом общем виде под социально-психологическими методами управления понимается совокупность специфических способов воздействия на отдельного работника, личностные отношения, а также социальные процессы, протекающие в трудовом коллективе.
С точки зрения объекта воздействия обычно выделяют две группы социально-психологических методов: социальные и психологические.
Социальные методы – это способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.
Психологические методы направлены на гармонизацию взаимоотношений работников организации и ее структурных подразделений; могут быть прямыми (убеждение, внушение и др.) и косвенными (улучшение условий труда, повышении его содержательности и т.д.).
|
|
Социальные методы управления: 1. Методы социального нормирования. 2.Методы социального регулирования.3.Методы морального стимулирования. 4.Воспитательные методы.
Психологические методы управления: К ним относятся:
а) методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;
б) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
в) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т. д. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает ему равномерную нагрузку, приносит удовлетворение;
д) методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.
Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями психологии, социологии, иметь профессиональный опыт и навыки общения с людьми, руководства ими.