Социально-психологические методы управления. Методы управления — это способы управленческо­го воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставлен­ных

Методы управления — это способы управленческо­го воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставлен­ных целей.

Важной задачей методов управления является обеспе­чение высокой эффективности работы организации, сла­женности, максимальной активности каждого члена кол­лектива.

Их разделяют на три основные группы: ор­ганизационно-распорядительные, экономические и со­циально -психологические.

Организационно-распорядительные методы менеджмента.

Организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность фир­мы любого уровня на основе научной организации управления.

Организационно-распорядительные методы подразделяются на две большие группы: организационного и распорядительного воз­действия.

К методам организационного воздействия относятся:

Регламентирование — это жесткий тип организационно­го воздействия, содержание которого сводится к разра­ботке и введении в действие организационных положе­ний, обязательных для исполнения и действующих в тече­ние точно определенного этими положениями периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное, структурное и должностное регламентирование.

Организационное регламентирование — это положения об­щеорганизационного характера, определяющие орга­низационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером та­кого положения служит закон о предприятии и др.

Функциональное регламентирование сводится к разработке положения, предусматривающего внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функ­ции полномочия и пр. Таким положением, например, явля­ ется Положение о линейных и функциональных органах.

Сущность структурного регламентирования заключается в установлении типовых структур, которые определяют основные черты построения внутренних организационных основ.

Должностное регламентирование осуществляется посред­ством штатов и должностных инструкций, в которых устанавливается перечень должностей и основные требо­вания к их замещению.

Помимо регламентирования применяют и другой ме­тод организационного воздействия — нормирование. Этот метод считается менее жесткий и заключается в установ­лении норм и нормативов, которые служат ориентиров­кой в деятельности, устанавливают ее границы по верх­ним и нижним пределам.

В практике управления используются нормативы композиции структуризации аппарата управления и его численности, нормы и нормативы организации процес­сов управления и труда служащих и др. Комплекс норма­тивов имеет большое значение в управлении, однако важ­но правильно определить, где, для каких видов работ, какие и в каких границах следует применять нормативы.

Наиболее мягким способом организационного воздей­ствия является инструктирование. Содержание его сводится к ознакомлению с условиями работы, объяснению воз­можных проблем, предостережению от повторяющихся оши­бок, совету по выполнению отдельных видов работ и т. д.

Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи и может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством радио, телефона, видеоустройств и др.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей путем прямого адми­нистративного влияния, средствами которого могут быть приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координа­ция работ и контроль над исполнением.

Использование административных методов требует четкого распределения прав и обязанностей в организа­ции. Подчеркнем характерные особенности данных ме­тодов управления:

• прямое воздействие на объект управления;

• обязательный характер выполнения норм, правил, указаний, распоряжений, приказов объектами уп­равления;

• установление ответственности за невыполнение, применение мер принуждения.

Экономические методы менеджмента.

В данную группу включена совокупность мер, средств и инструментов, основывающихся на действии экономических законов и факторов. Они влияют на людей, группы и организации через материальные интересы, привлекая конечными количественными и качественными результатами труда. В роли экономических регуляторов могут выступать: оплата труда, ценообразование, ценные бумаги, налогообложение, собственность, кредиты и ставки по ним, преференции и т.п. Механизм их воздействия проявляется через систему экономических показателей, включающую доходы, цены, рентабельность, прибыль, дивиденды, материальное стимулирование. Экономические стимулы могут создавать предпосылки к освоению новой продукции, улучшению ее качества, увеличению объемов производства, рациональному использованию материальных ресурсов, оптимальному сочетанию личных интересов с интересами организации и общества.

Социально-психологические методы менеджмента.

Данная группа объединяет способы осуществления управленческих воздействий на людей, которые основаны на социологии и психологии. Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства. Они позволяют определить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и возможности их поддержки, связать мотивацию людей с конечными результатами работы, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов. Психологические методы воздействуют на конкретную личность. Их главным отличием является обращение к личности человека, его интеллекту, чувствам, особенностям поведения, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение задачи организации.

В самом общем виде под социально-психологическими методами управления понимается совокупность специфических способов воздействия на отдельного работника, личностные отношения, а также социальные процессы, протекающие в трудовом коллективе.

С точки зрения объекта воздействия обычно выделяют две группы социально-психологических методов: социальные и психологические.

Социальные методы – это способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.

Психологические методы направлены на гармонизацию взаимоотношений работников организации и ее структурных подразделений; могут быть прямыми (убеждение, внушение и др.) и косвенными (улучшение условий труда, повышении его содержательности и т.д.).

Социальные методы управления: 1. Методы социального нормирования. 2.Методы социального регулирования.3.Методы морального стимулирования. 4.Воспитательные методы.

Психологические методы управления: К ним относятся:

а) методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

б) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;

в) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т. д. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает ему равномерную нагрузку, приносит удовлетворение;

д) методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.

Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями психологии, социологии, иметь профессиональный опыт и навыки общения с людьми, руководства ими.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow