Цели организации: сущность, предъявляемые требования, типология

Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и для развития организации. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности.

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организа­ции, достижениекоторых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Требования к правильному формулированию цели:

1) Цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не долж­ны быть нереалистичными, выходящими за предельно до­пустимые возможности исполнителей. Нереальная для до­стижения цель приводит к демотивации работников и поте­ре ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

2) Цели должны быть гибкими. Цели следует устанавли­вать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, ко­торые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигае­мых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

3) Цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их мож­но было количественно измерить или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель дос­тигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разно­толки, затрудняют процесс оценки результатов деятельнос­ти и вызывают конфликты.

4) Цели должны быть конкретными, обладающими необхо­димой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функци­онирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в ка­кие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель.

5) Цели должны быть совместимыми. Совместимость пред­полагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, акраткосрочные цели — долгосрочным. Но временная совме­стимость не является единственным направлением установ­ления совместимости целей.

6) Цели должны быть приемлемыми для основных субъ­ектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.

 

Существует достаточно много классификационных групп, определяющих цели управления. Некоторые из них разделены по следующим признакам:

Классификация целей:

Для классификации можно использовать следующие критерии:

1. По масштабу (глобальные, общие, а также локальные и частные).

3. По своевременности постановки (актуальные, важные, мало­значимые, второстепенные).

4. По рангу (главные и обеспечивающие).

5.- по временным характеристикам – кратко-, средне- и долгосрочные;

6. По субъектам (индивидуальные, групповые, фирменные, обще­ственные, государственные).

7. По степени осознанности (действительные и мнимые).

8. По содержанию (технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, социальные)

9. По значимости – стратегические, тактические и оперативные цели.

Дерево целей

Идея метода дерева целей впервые была предложена американскими исследователями Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Свое название схема получила благодаря сходству с перевернутым деревом. При построении дерева целей используются такие их свойства, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность.

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели. Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений.

Соотношение миссии, целей и задач в теории и практике управления организации известно под названием «дерево целей»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: