Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и для развития организации. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности.
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижениекоторых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Требования к правильному формулированию цели:
1) Цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.
2) Цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.
3) Цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
4) Цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель.
5) Цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, акраткосрочные цели — долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей.
6) Цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.
Существует достаточно много классификационных групп, определяющих цели управления. Некоторые из них разделены по следующим признакам:
Классификация целей:
Для классификации можно использовать следующие критерии:
1. По масштабу (глобальные, общие, а также локальные и частные).
3. По своевременности постановки (актуальные, важные, малозначимые, второстепенные).
4. По рангу (главные и обеспечивающие).
5.- по временным характеристикам – кратко-, средне- и долгосрочные;
6. По субъектам (индивидуальные, групповые, фирменные, общественные, государственные).
7. По степени осознанности (действительные и мнимые).
8. По содержанию (технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, социальные)
9. По значимости – стратегические, тактические и оперативные цели.
Дерево целей
Идея метода дерева целей впервые была предложена американскими исследователями Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Свое название схема получила благодаря сходству с перевернутым деревом. При построении дерева целей используются такие их свойства, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность.
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели. Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений.
Соотношение миссии, целей и задач в теории и практике управления организации известно под названием «дерево целей»