Организация как общая функция менеджмента: сущность, основные элементы

Эта функция является базисной функцией менеджмен­та, содержание которой сводится к обеспечению нормаль­ной, устойчивой работы организации.

Организация как основная функция менеджмента представ­ляет собой вид управленческих действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей, сведению воедино всех специалистов организации, чтобы определить роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также взаимосвязей между ними.

В процессе организации создается структура организа­ции, формируются подразделения, исходя из объема и содер­жания выполняемых задач, технологии и персонала. В под­разделениях происходит сочетание людских, материаль­ных и финансовых ресурсов, необходимых для выполне­ния намеченных планов.

Таким образом, организация самым тесным образом связана с реализацией функции планирования, является ее первым шагом. Необходимо структурировать ряд эле­ментов, чтобы организация смогла выполнять свои планы и осуществлять поставленные цели. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требо­ваниям рыночных отношений.

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами [4]:

1) для достижения своих целей люди вынуждены объединяться,

2) любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена общности определено:

· во-первых, что он должен делать;

· во-вторых, за что он несет ответственность;

· в-третьих, кто контролирует его деятельность.

Следовательно, содержание функции организации сво­дится к трем основным направлениям (Брасс А.А.):

1) определение диапазона контроля и норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

2) установление взаимоотношение полномочий и ответственности, которые принимают на себя руководители раз­ных уровней и их исполнители;

3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.

Средством, с помощью которого руководитель распределяет задачи между подчиненными, является делегирование, т.е. делегирование - это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, и ответственности за ее решение должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи.

Цели делегирования:

— разгрузка вышестоящих руководителей, что позволит создать наилучшие условия для решения стратегиче­ских и перспективных задач управления;

— повышениедееспособностинижестоящихзвеньев;

— активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

К числу основных принципов рационального делегирова­ния в менеджменте относятся:

1. единоначалие, когда сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

2. соответствие, состав задач должен соответствовать ха­рактеру полномочий сотрудника;

3. координация, то есть полномочия должны динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

4. достаточность, когда масштабы ответственности не дол­жны превышать индивидуальные возможности сотруд­ника;

5. мотивированность, расширение ответственности должно гарантироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

Делегирование тесно связано с ответственностью, которая представляет собой обязательство:

· во-первых, выполнять стоящие перед должностным лицом задачи;

· во-вторых, отвечать за полученный результат перед тем, кто делегировал соответствующие полномочия.

Ответственность — это обязательство работника вы­полнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлет­ворительное решение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабо­чих требований, когда он занимает определенную должность в организации.

Важным моментом является то, что ответственность не можетделегироваться без полномочий.

Полномочие — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самосто­ятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осу­ществлять те или иные действия в интересах организации.

Все существующие полномочия можно разделить на линейные и штабные (или аппаратные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: