Сценарий учебной экспериментальной передачи на тему

«Слово на телеэкране»

Главная цель экспериментального занятия — усвоение учебной программы (раздел «Слово на телеэкране» из курса «Основы тележурналистики») и практическое освоение методов подготовки и проведения передачи в жанре ток-шоу из курса «Методика телевизионной журналистики».

Форма проведения занятия — экспериментальная программа в жанре ток-шоу проводится в учебном телецентре Южно-Уральского государственного университета.

Разговор происходит в привычной для студентов обстановке, что способствует непринужденности беседы. Ничто в интерьере не отвлекает внимания публики, а только способствует возможности сосредоточиться на теме разговора. Оформление студии соответствует типу аудитории, прежде всего, зрительской. В аудитории, где обычно проходят занятия по профессиональному телевизионному мастерству, в свободном порядке расставлены стулья. Нет парт или рабочих столов. Лишь за спиной героини программы, на заднем плане, видна часть кафедры и букет в вазе. На стенах «съемочного павильона» — изображение контуров Южно-Уральского государственного университета. Справа от ведущего, как видит телезритель, сидит героиня программы, слева — зрители-участники беседы. Посередине — ведущая и эксперт. Благодаря такой расстановке участников ток-шоу, героиня и зрители смотрят друг на друга. Это упрощает их общение, никто не стоит к кому-либо спиной. Выразительность студийного оформления предполагает динамичность беседы, подчеркивает то, что в программе принимают участие яркие, интересные личности и говорят на увлекательные темы. При этом яркость цветовой гаммы не предполагает вычурности, навязчивости.

Каждая деталь интерьера несет определенный смысл. Например, изображение очертаний Южно-Уральского университета на стенах телестудии сразу указывает на специфику передачи, проводимой для студентов в студенческой же аудитории.

Главное выразительное средство в нашей программе — невербальный компонент общения. Имеет значение мимика собеседников, отражающая реакцию на услышанное, жесты (эмоциональность говорящего выражается использованием свободных жестов руками, его замкнутость — в проявлении закрытого положения рук), взгляд собеседника или слушателя (заинтересованный, настороженный или равнодушный).

Тема программы — современная телевизионная речь: речевое поведение ведущего в кадре, владение речью, проблема непринужденного общения ведущего и журналиста с аудиторией. Увлекательность передачи обеспечивается ее содержательностью, динамичностью, злободневностью, актуальностью выбранной темы, и в то же время доступностью и легкостью восприятия. Тема экспериментального занятия касается интересов, увлечений, профессиональной сферы деятельности молодых журналистов. Они ежедневно сталкиваются с проблемой правильного использования слова.

Проблема речевой культуры рассматривается не только многими теоретиками телевидения, не только в научных трудах, но и широко обсуждается в прессе, на страницах интернет-изданий, в теле- и радиопрограммах. На страницах «Литературной газеты» существует раздел о телевидении. В материалах этой рубрики нередко критикуются современные программы разговорных жанров, в том числе и ток-шоу. Здесь рассматривается не только содержательный аспект передач, но и уровень речевой культуры телевизионных журналистов.

Таким образом, наша тема достаточно актуальна. К тому же, она заимствована из курса специализации, недавно изучена студентами, ее обсуждение способствует лучшему усвоению новых знаний.

Ведущая: студентка кафедры телерадиожурналистики Елена Ботагова. Задачи ведущего — расположить участников беседы к открытому обсуждению проблемы, поставить ряд интересных вопросов, которые зададут тон последующему разговору, создать динамику беседы, дать слово гостям, которые представляют разные позиции (герои программы, эксперты, преподаватели, зрители). Вовремя задавать конкретизирующие вопросы. Например, узнать у зрителей, какие конкретно речевые навыки они хотят получить, будучи студентами специализации «Тележурналистика». Порой эти вопросы могут оставаться за кадром, а ответы собеседников пойдут в эфир.

Ведущий может не только направлять ход беседы, но и высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении темы на правах собеседника. Это приблизит ведущего к героям и зрителям и поможет другим выступающим чувствовать себя более свободно.

Основное требование к ведущему данной учебной экспериментальной передачи в жанре ток-шоу — отличное знание предмета и грамотность речи. Цицерон говорил: «Величайшее из достоинств — не только сказать то, что нужно сказать, но и не сказать того, что не нужно». В нашем случае важно не только то, что сказано, но и то, как это сказано.

Героиня программы — ведущая информационно-аналитической программы «Телефакт» на канале «Восточный экспресс» Татьяна Никулица, личность известная, интересная. Она несколько лет работает на телевидении, в том числе — ведущей. Поэтому выбор героя обоснован, не случаен, ведущий заранее знает, что данный собеседник привлечет внимание аудитории, поддержит разговор, беседа будет конкретной, предметной. С одной стороны, Татьяна — коллега студентов, будущих журналистов, с другой стороны, она старше их, журналист-практик, уже имеющий диплом о высшем образовании. Значит, она может не только рассказать что-то интересное и познавательное, но и дать советы, ответить на вопросы студентов, которым еще только предстоит начинать свою профессиональную карьеру.

Зрители-участники программы — студенты 4-го курса специализации «Телевизионная журналистика» и преподаватели кафедры. Целевая аудитория — люди, так или иначе связанные со студенчеством, то есть люди образованные, интеллектуальные, любознательные. Студентам интересно размышлять, спорить, узнавать что-то новое и полезное. Они энергичные, увлеченные. Зритель в данном случае непосредственно задействован в процессе общения, вовлечен в обсуждение темы. Более того, зритель может рассказать какую-либо свою жизненную историю, соотносимую с обсуждаемой темой, может дать совет герою программы.

Все студенты уже проходили производственную практику, работали корреспондентами тех или иных каналов, некоторые являются штатными сотрудниками региональных телекомпаний. Поэтому о речевой проблеме современного телевидения они знают не только как телезрители, но и как люди, работающие со словом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: