Методика проведения учебного занятия

Ведущий метод проведения нашего учебного занятияэксперимент

 

В любом эксперименте заложен не только познавательный, но и управленческий интерес журналиста. Принимая участие в эксперименте, он имеет возможность управлять ситуацией, воздействовать на ее участников.

В эксперименте направленноготипа журналист принимает активное участие в подготовке и организации экспериментальной ситуации. В нашем случае журналист принимает участие в эксперименте не только как организатор действия, но и как непосредственный участник, являясь автором сценария и ведущим передачи. Таким образом, в эксперименте соединяются две функции: организаторская и познавательная. Автор не только проводит эксперимент, но и следит за его развитием, осуществляет анализ проделанной работы.

Эксперимент, осуществляемый автором дипломной работы, носит познавательный характер; с его помощью журналист получает новую информацию, выступает в роли объекта эксперимента. Сама ситуация, в которой находятся журналист и его аудитория, создана экспериментальным путем.

Для успешного использования метода эксперимента мы изучили ситуацию, собрали предварительную информацию об участниках экспериментальной программы. С этой целью автор данной работы изучила проблему речевого поведения людей, работающих на телевидении. Изучение проводилось как самостоятельно, так и в рамках курса «Основы тележурналистики», в разделе «Слово на телеэкране». Автор проекта выделила основные положения, на основании которых заранее подготовила вопросы для главной героини программы и зрителей-участников беседы.

Изучать зрительскую аудиторию каким-либо специальным образом не пришлось, так как ведущий программы знает всех приглашенных в студию людей и их интересы, поскольку все они — однокурсники.

Любое ток-шоу, как и все передачи разговорных жанров, базируется на использовании метода интервью. Общение ведущего с героями передачи и зрителями в студии есть не что иное как интервью. Ведущий задает вопрос, а собеседник на него отвечает. В итоге:

- зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников;

- разговор носит импровизационный, ярко выраженный личностный характер;

- живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого;

- достигается наглядность и зрелищность речевого общения;

- проявляется уровень компетентности собеседников в обсуждаемой проблеме;

- направляется внимание телезрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собеседников;

- демонстрируется значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, взгляды, а также обстановка, в которой происходит разговор), в раскрытии обсуждаемой темы.

Эти языковые требования к программе, в которой используется метод интервью, пересекаются и с темой разговора в передаче «Слово на телеэкране».

Стоить отметить важность выбора изобразительных средств для организации и проведения экспериментального ток-шоу. Существует, как минимум, два основных типа программ, характеризующихся по степени активности использования изобразительных средств. Это, соответственно, программы жанра ток-шоу, активно и пассивно использующие средства телевизионной изобразительности.

Активно использующие изобразительность программы характеризуются наличием дополнительного видеоряда, такого, как отрывки из фильмов, если главный герой актер или данная вставка тематически оправдана, фрагменты клипов музыкантов и певцов, специально подготовленные видеосюжеты, позволяющие более наглядно представить суть того, о чем будет идти речь в дальнейшей беседе.

В учебной передаче возможно использование фрагментов телепередач, которые могли бы послужить эталоном правильного использования речевых конструкций или, напротив, примером речевой распущенности, безвкусицы или просто неумелого, неуместного, смешного использования тех или иных форм речи.

В экспериментальной учебной программе активно используются и другие выразительные средства экрана. Это, например, особенность оформления студии (программа снимается в учебном телецентре).

Выразительность видеоряда достигается и умелой операторской работой: фиксация мимики, жестов выступающих и слушающих участников передачи, наличие крупных планов, демонстрирующих реакцию героини и зрителей на то или иное заявление в ходе беседы. Также используется художественный монтаж программы с применением видеоэффектов. Все это придает программе дополнительную динамику.

В целом методическая основа подготовки ток-шоу — это соединение журналистских и сценических приемов.

Журналистские приемы:

– проблема раскрывается на конкретных фактах, на примере деятельности конкретных людей;

– разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами, возможно использование примеров, раскрывающих тему разговора (сценарий содержит ряд вопросов, основу которых составляют примеры нарушений речевых норм);

– передача строго структурирована (в передаче можно выделить вступительное слово ведущего, его вопросы к героине программы, к зрителям; эти вопросы носят как общий теоретический характер, так и частный, включая примеры из конкретной телевизионной практики);

– отдельные смысловые части относительно самостоятельны (если смотреть передачу не полностью или сократить ее, смысл беседы будет понятен). Благодаря этому принципу стало возможным создание презентационного видеоролика, состоящего из наиболее ярких и содержательных эпизодов программы;

– обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;

– обязательный вывод (вывод делают ведущий передачи, эксперт, героиня и зрители).

Сценические приемы:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой — авторитет в какой-либо сфере жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем. В нашей передаче это действующий журналист;

– ведущий, как центральный персонаж передачи (лично знаком со всеми участниками передачи, знает обсуждаемую проблему, задает вопросы героине программы и зрителям-участникам беседы);

– аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.

Разнообразие методов, используемых при подготовке и проведении учебного экспериментального занятия в жанре ток-шоу, способствует наиболее полному воплощению на практике тех теоретических знаний, которые были получены при изучении курса, входящего в основу данного экспериментального исследования. Так, используя метод эксперимента, мы доказываем верность нашей гипотезы. Метод интервью лежит в основе жанра ток-шоу. Эмпирические методы позволяют сделать беседу наиболее результативной, плодотворной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: