double arrow

Умение выстроить четыре фазы общения

 

В наши дни особенно ощутима потребность в телевизионных журналистах, чья задача не только уметь излагать перед камерой свои мысли, но в первую очередь — способствовать выявлению мыслей собеседника. Ведь самочувствие последнего зависит прежде всего от того, увидит ли он, оказавшись в студии, живые человеческие глаза и кем себя почувствует — человеком единственным в своем роде, или всего лишь очередным «выступающим».

Вступая в общение, телевизионный журналист — хочет он этого или нет — становится своего рода психологом. Его первая задача — создание атмосферы доверия.

Для этого рекомендуется использовать специальные приемы установления психологических контактов:

– собеседники находятся на одном уровне (оба или сидят или стоят);

– смотрят в глаза друг другу;

– поза доверительная, располагающая к контакту;

– напряженная ситуация разряжается шуткой;

– журналист внимателен и уважителен по отношению к собеседнику;

– дает понять, что к встрече с ним готовился;

– подчеркивает общность интересов;

– внимательно слушает ответы на свои вопросы.

Для достижения желаемого результата необходимо выстроить четыре фазы общения.

Начальная стадия — период адаптации. Преамбула интервью, как правило, не выходит за рамки этикетного обмена любезностями или нейтрального разговора о погоде. Существуют, однако, и другие способы, облегчающие собеседникам начало разговора. От того, сумеет ли журналист с первых же слов найти подход к своему собеседнику, установить с ним гармоничные, нацеленные на открытый обмен информацией отношения, получить и развить до деталей интересующие сведения, зависит успешный результат интервью.

В этот период адаптации могут быть заданы контактные и адресные вопросы. Они позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, уточнить имена, даты. Преимущества таких вопросов в том, что они уверенно и спокойно вовлекают собеседника в процесс интервьюирования.

Когда контакт установлен, можно задавать программные вопросы — по сути предстоящего разговора.

Вторая фаза — разговор, ради которого и происходит встреча. В этот период тележурналисту необходимо максимально полно применить свое мастерство общения. Это центральный и самый длительный период интервью.

Третья фаза — разрядка или снятие эмоционального напряжения. Отвечая на вопросы интервьюера, собеседник обычно испытывает явное или подавляемое волнение. Его внутреннее возбуждение ищет разрядки. Оно не может погаснуть подобно выключенному диктофону или глазку телекамеры. И журналист, воспринимающий угасший глазок как сигнал завершения разговора, демонстрирует не просто отсутствие такта, но и непонимание своей роли в этой фазе общения. «Какие бы трудности не возникали в процессе общения, я всегда по окончании разговора произнесу: «Ах, как хорошо! Ах, как здорово!» — делится своим опытом Марина Голдовская. — Собеседник не должен чувствовать моего недовольства. И не только потому, что, может быть, предстоят и другие встречи. Человек в этой ситуации очень болезненно на все реагирует. Тут любой знак внимания творит чудеса. Я всегда подбадриваю: превосходно, великолепно, лучше не бывает!» (М. Е. Голдовская. Человек крупным планом).

Принято считать, что самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов наступает после выключения камеры. Поэтому на протяжении всего общения журналист должен продолжать беседу и быть внимательным к самым незначительным мелочам даже после того, как оператор закончил съемку.

Четвертая фаза характеризуется степенью готовности собеседника к новым встречам, его желанием (или нежеланием) принимать участие в будущих интервью. Это то состояние, в котором остается собеседник после общения.

Проанализировать, как на практике журналистам удается выстраивать первую, третью и заключительную стадии общения, довольно трудно, ведь в эфире мы видим второй период проведения интервью. Насколько удачно журналист организовал каждую стадию, мы можем только догадываться по той атмосфере, которая царит в студии во время беседы; по эмоциональному состоянию собеседника, передающемуся зрителю через синхроны в передачах разных жанров; выяснив, повторяются ли герои передач, сюжетов в материалах одного и того же журналиста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: