Этикет – это разум для тех, кто его имеет
(Вольтер)
Понятие этикета
Коммуникативные помехи могут возникнуть по причине этикетных ошибок, вызванных незнанием правил речевого этикета, социально-ролевых аспектов коммуникации, принятых в той или иной лингвокультуре.
Французское слово étiquette означает «обхождение, учтивость». Этимология слова показывает, что этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения, приветствий, поведение в общественном месте и т.д.).
Этикет является составной частью внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Этикет основан на практической общественной целесообразности.
Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.
|
|
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает:
1) равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее);
2) сложившуюся в обществе социальную иерархию;
3) демократизм или консерватизм социальных отношений;
4) общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм);
5) ориентиры в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, формы обращения и т.д.)
Этикет выполняет следующие функции:
1) предупреждает конфликтные ситуации;
2) снимает психологическую напряженность;
3) регулирует социальные отношения;
4) помогает людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях.
Речевой этикет характерен для диалогической речи, контактного общения; воспроизводится носителями той или иной лингвокультуры интуитивно.
Участники коммуникации используют определенные лексические средства в соответствии с характером ситуации, характеристиками коммуникантов (возраст, пол, социальное положение, степень знакомства и т.д.).