Расхождения в речевом этикете

Этикет – это разум для тех, кто его имеет

(Вольтер)

 

Понятие этикета

Коммуникативные помехи могут возникнуть по причине этикетных ошибок, вызванных незнанием правил речевого этикета, социально-ролевых аспектов коммуникации, принятых в той или иной лингвокультуре.

Французское слово étiquette означает «обхождение, учтивость». Этимология слова показывает, что этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения, приветствий, поведение в общественном месте и т.д.).

Этикет является составной частью внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Этикет основан на практической общественной целесообразности.

Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает:

1) равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее);

2) сложившуюся в обществе социальную иерархию;

3) демократизм или консерватизм социальных отношений;

4) общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм);

5) ориентиры в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, формы обращения и т.д.)

Этикет выполняет следующие функции:

1) предупреждает конфликтные ситуации;

2) снимает психологическую напряженность;

3) регулирует социальные отношения;

4) помогает людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях.

Речевой этикет характерен для диалогической речи, контактного общения; воспроизводится носителями той или иной лингвокультуры интуитивно.

Участники коммуникации используют определенные лексические средства в соответствии с характером ситуации, характеристиками коммуникантов (возраст, пол, социальное положение, степень знакомства и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: