Учреждении непрерывного образования

Профессиональная деятельность современного учителя, организованная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, направленная на формирование инновационной образовательной среды, на повышение результативности учебно-воспитательного процесса, опирается на достижения педагогической науки и строится на основе принципов исследовательской деятельности. Если рассматривать личностно-профессиональное развитие педагога с точки зрения компетентностного подхода, то одним из компонентов профессиональной компетентности учителя должна быть его исследовательская компетентность (В.А. Адольф, Л.А. Голубь, А.А. Деркач, В.С. Лазарев, Т.А. Смолина, Б.С. Гершунский, В.В. Лаптев, Ю.В. Рындина и др.).

Под исследовательской компетентностью учителя понимается значимая интегральная характеристика его личности, определяемая суммой знаний, умений и навыков, личностных качеств, ценностей, опыта, способностей к педагогическому творчеству и рефлексии, приобретаемых в процессе обучения и самостоятельной творческой исследовательской деятельности (Рындина Ю.В.).

Структура исследовательской компетентности учителя включает в себя несколько компонентов:

1) когнитивный ( владение постоянно обновляющимися теоретическими знаниями, необходимыми для успешного решения исследовательских психолого-педагогических проблем),

2) операционно-технологический (владение навыками практического решения проблемы – навыками поиска и обработки информации, умением определять цели, задачи и гипотезу исследования, применять методы научного познания, структурировать материал, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, использовать метод моделирования педагогических систем, диагностические методики),

3) мотивационно-целевой компонент (определяет иерархию мотивов исследовательской деятельности, устойчивую направленность учителя на достижение проблемы исследования, готовность к исследовательской деятельности, собственное видение ее цели, важности лично для себя, для своих учеников, педагогического процесса, педагогической науки),

4) эмоционально-волевой компонент (личностные качества, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала исследователя – навыки самоорганизации, самооценка творческого потенциала, самостоятельность и инициативность в инновационной деятельности, акмеологическую направленность на непрерывное саморазвитие и достижение личностно-профессиональной зрелости),

5) рефлексивный компонент (навыки самоконтроля и самоанализа, направленных на корректирование своих действий в процессе исследовательской работы),

6) коммуникативный компонент (навыки изучения и обобщения передового педагогического опыта, организации межличностного, профессионального, социального сотрудничества в процессе исследовательской деятельности),

7) презентационный компонент (умение логично, ясно и точно излагать свои мысли, удерживать внимание аудитории, вступать в научную полемику и готовность к трансляции собственного педагогического опыта, результатов психолого-педагогических исследований),

8) внедренческий компонент (эффективное применение в реальной педагогической практике исследовательских знаний и умений, внедрение полученных в процессе исследовательской деятельности результатов в практическую деятельность).

Особую роль в развитии личности ученика играет деятельность учителя начальных классов, ведь именно на ступени начального образования в наибольшей степени реализуются аксиологическая и акмеологическая функции педагога: учитель начальных классов не только отвечает за формирование у каждого ученика учебно-познавательного интереса, навыка учения, но и оказывает влияние на систему ценностей учащихся, мотивирует их на достижения в гуманистически ориентированных видах деятельности [5]. Поэтому структура исследовательской компетентности учителя начальных классов имеет свою специфику: важное место в ней занимает трансляционно-моделирующий компонент (способность сформировать в учениках ценностное отношение к исследованию и навыки исследовательской деятельности, заложить основы исследовательской компетентности младших школьников) и социально-ценностный компонент (определяет приоритетность таких направлений исследовательской деятельности младших школьников, которые эффективно формируют основы гражданской идентичности, закладывают осознание своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; выводит на первый план исследования роли в судьбе Родины каждого конкретного человека, семьи, деятелей родного края).

Организация системы формирования исследовательской компетентности становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования.

Образовательное учреждение непрерывного профессионального образования – это учреждение, осуществляющее процесс образования личности «через всю жизнь», то есть организующее учебный процесс на нескольких уровнях: профессиональная ориентация – среднее профессиональное образование (СПО) – высшее профессиональное образование (ВПО) – отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки – дополнительное профессиональное образование (в том числе по программе «Университеты третьего возраста»); это учреждение, предоставляющее образовательные услуги на основе принципов непрерывности, преемственности и вариативности, в единстве с информационными процессами в обществе и с профессиональной деятельностью и интересами обучающихся.

Формирование исследовательской компетентности студентов – будущих учителей начальных классов – процесс, охватывающий весь период обучения в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования, осуществляющийся в нескольких этапов в урочное и внеурочное время с учетом специфики возможностей и интересов студентов разных лет и уровней обучения: на профориентационном и ориентационном этапе создается мотивация школьников и студентов-первокурсников, получающих среднее профессиональное образование, к исследовательской деятельности; на втором этапе организуются исследования по общеобразовательным дисциплинам (студенты СПО); на третьем – по педагогике, психологии и частным методикам преподавания (студенты СПО); на четвертом, профессионально-исследовательском этапе (студенты 3-4 курса СПО, студенты ВПО), включающем исследовательскую деятельность прикладного характера, организованную в соответствии с региональными потребностями, можно определить уровень сформированности исследовательской компетентности студентов.

Одним из условий успешного формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов является создание акмеологической образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей мотивацию студентов к исследовательской деятельности и дающей возможность самореализации и презентации результатов своей исследовательской деятельности. Система формирования исследовательской компетентности студентов – будущих учителей начальных классов, существующая в условиях акмеологической образовательно-воспитательной среды учреждения непрерывного профессионального образования, является открытой, один из принципов ее организации – социальное партнерство, то есть взаимодействие учреждения образования с культурно-просветительским пространством города, района, региона (учреждениями культуры, спорта, mjbmhj политики, социальной защиты), со студенческими научными обществами других образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, периодическими изданиями и т.д.

Большие возможности для организации многоуровневой системы исследовательской деятельности предоставляет социальное партнерство между образовательным учреждением непрерывного образования, обеспечивающим формирование обозначенных в федеральном государственном стандарте общих и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов, и общеобразовательными учреждениями (школы, гимназии), являющимися не только базами педагогической практики, но и потенциальными работодателями, которые в наибольшей степени заинтересованы в качестве подготовки молодых специалистов.

Социальное партнерство в подготовке учителей начальных классов – системное, целенаправленное, основанное на равноправии, добровольности, осознанности, согласованности позиций и координации усилий, совместной ответственности за результат деятельности, направленное на достижение конкретных взаимовыгодных личностно-профессиональных результатов взаимодействие образовательного учреждения непрерывного профессионального образования с общеобразовательными учреждениями [12]. Данный вид внутриведомственного некоммерческого социального партнерства является длительным, осуществляется на основе нормативно-правовой базы (договоры, положения), предполагает собственно партнерский обмен кадровыми, организационными, научно-методическими ресурсами в целях подготовки конкурентоспособного компетентного специалиста в области начального (общего) образования (на рисунке 5 показаны субъекты взаимодействия, направленного на формирование исследовательской компетентности молодого учителя начальных классов и организованного на основе данного вида социального партнерства).

Социальное партнерство в процессе формирования исследовательской компетентности молодых учителей начальных классов и студентов – будущих учителей начальных классов – реализуется на нескольких уровнях: управление (принятие решений, разработка стратегии деятельности, планирование), осуществление деятельности, совместная оценка процесса и результатов деятельности.

В основе организации социального партнерства используются акмеологические технологии – технологии, на основе которых организуется реальная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию, достижению высоких индивидуальных результатов субъектов деятельности с учетом тактики системного поэтапного наращивания успешности [26]. К технологиям формирования исследовательской компетентности молодого учителя начальных классов на основе социального партнерства можно отнести технологию личностно-профессионального развития (И.А.Сиялова), технологию наставничества, стимулирующую процесс адаптации к профессиональной исследовательской деятельности [47], а также коучинг-технологии, в основе которых лежит организация системы индивидуальных консультаций, обеспечивающих движение молодого педагога по траектории достижения успеха в личностно-профессиональном развитии.

 


 


заместители директоров по учебно-воспитательной работе
заместитель директора по учебной работе

               
   
 
   
 
   
 
   
 
 



Рассмотрим несколько организационных форм совместной партнерской деятельности по формированию исследовательской компетентности студентов – будущих учителей начальных классов – на этапе организации исследовательской деятельности по педагогике, психологии, частным методикам и на профессионально-исследовательском этапе, когда студенты включаются в социально значимую, имеющую прикладной характер, исследовательскую деятельность.

Одно из направлений совместной деятельности – реализация учебных часов, выделенных на практическое освоение учебных дисциплин, междисциплинарных комплексов и профессиональных модулей, на базе школ – социальных партнеров образовательного учреждения непрерывного образования. Н.В. Юрченко и З.В. Альшевской [60] представлен опыт по формированию профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования «Преподавание в начальных классах», в процессе освоения междисциплинарного комплекса «Теоретические основы организации обучения в начальных классах». Содержание этого междисциплинарного комплекса предполагает знакомство с реальной практической деятельностью учителя начальных классов, осваивающего переход на новые стандарты, и направлено на формирование умений ориентироваться в Примерной основной программе образовательного учреждения, вести школьную документацию, оформлять рабочие программы, календарно-тематическое планирование, конспекты, осуществлять разные виды контроля и оценивания. Данный комплекс осваивается до выхода студентов на педагогическую практику, однако в рамках занятий-практикумов студенты посещают показательные уроки опытного учителя начальных классов, проводят под руководством преподавателя междисциплинарного комплекса самостоятельную исследовательскую деятельность на основе изучения школьной документации и анализа работ учеников начальных классов, обучающихся по новому федеральному государственному образовательному стандарту; затем студенты обобщают и представляют опыт учителя в виде выступлений, докладов, рефератов, а также учатся заполнять документацию, проверять и оценивать работы учащихся. Таким образом, студенты не только осваивают сложный учебный предмет, но и на основе акмеологических технологий практико- и личностно-ориентированного обучения включаются в процесс педагогического общения, приобретают первый опыт в профессиональной исследовательской деятельности, в представлении ее результатов.

Еще одна организационная форма включения общеобразовательных учреждений (школ, гимназий) в процесс практико-ориентированной подготовки учителя начальных классов – это совместная разработка контрольно-оценочных средств для студентов – будущих учителей начальных классов. В качестве контрольно-оценочных средств разрабатываются кейс-задания, включающие копии различных работ учащихся начальных классов (диагностические, творческие, проектные работы, выполненные в учебное время или в процессе внеурочной деятельности, портфолио учащегося и т.д.), сопровождающиеся пакетом заданий исследовательского характера, направленных на оценку сформированности общих и профессиональных компетенций студентов в результате освоения профессиональных модулей и междисциплинарных комплексов, а также инструкцией по определению уровня освоения данного модуля (комплекса, дисциплины).

Важной формой организации социального партнерства образовательного учреждения непрерывного профессионального образования и общеобразовательных учреждений является совместная продуктивная исследовательская деятельность преподавателей образовательного учреждения непрерывного профессионального образования, учителей начальных классов, студентов и учащихся начальных классов, направленная на создание социально значимых продуктов, в том числе и электронных (разработка и презентация проектов «Моя семья в Великой Отечественной войне» («Книга памяти»), «Моя семья» (семейный альбом), «Герой нашего района», «Кто они – наши прадеды, прорвавшие блокаду?», «Богатыри», «Памятники нашего города», «Заброшенные уголки нашего города, имеющие историческое значение», «Города-герои России», «Поход на пограничную заставу», «Страны и народы», «Мир во всем мире», «Страна одна, а люди в ней разные», «Добрята», «Энциклопедия 2000 НЕ-болезней», «Детское издательство «Самовар», «История нашего класса», «Мой любимый учитель» и других).

Традиционной формой реализации социального партнерства, направленного на формирование исследовательской компетентности педагогов, является система научно-практических семинаров и конференций, организованных образовательным учреждением непрерывного профессионального образования (научно-практическая конференция «Интеграция ресурсов социально-культурного пространства муниципального образования как фактор становления гражданского общества», международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы непрерывного образования: проблемы и перспективы», научно-практический семинар «Инновационные процессы в образовании как средство непрерывного развития личности», обучающий семинар «Диагностика речевых нарушений» и др.) Участие в семинарах и конференциях, организованных с использованием Круглых столов, деловых игр, работы проблемных групп, тренингов, мастер-классов позволяет студентам и молодым учителям начальных классов активно и на равных с опытными педагогами и исследователями включиться в процесс педагогического общения и творчества.

Большие возможности для организации многоуровневой системы исследовательской деятельности студентов на основе социального партнерства предоставляет педагогическая практика. Педагогическая практика позволяет студентам с помощью учителей-наставников соединить теоретические знания и практическую подготовку, получить от учителя-практика объективную оценку уровня сформированности своих профессиональных компетенций, определить направления своего дальнейшего личностно-профессионального совершенствования [48].

Педагогическая практика организуется в несколько этапов: учебная, производственная, преддипломная. Некоторые виды практики, ранее называвшиеся «пассивными», в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта реализуются таким образом, чтобы служить обязательным условием формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов. Студенты, получающие специальность СПО «Преподавание в начальных классах», и студенты ВПО, обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального образования», являются активными участниками системы научно-практических семинаров, организованных на базе школ – социальных партнеров (семинар «Системно-деятельностный подход – основа реализации ФГОС-2009» в МБОУ Каменногорская СОШ Выборгского района Ленинградской области, семинар «Современный урок в контексте ФГОС» (по программе «Планета знаний») на базе МБОУ «Гимназия № 11» г. Выборга, семинар с показом открытых уроков в начальных классах (по программе «Школа России») в МБОУ СОШ №1 г. Выборга и др.). В программе семинаров, организованных на базе школ – социальных партнеров образовательного учреждения непрерывного образования, представлены открытые уроки и внеурочная деятельность опытных учителей-методистов и молодых учителей, продолжающих образование в образовательном учреждении непрерывного образования, анализ открытых уроков и занятий с точки зрения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обобщение опыта педагогов по актуальным темам («Работа МБОУ «Гимназия №11» в режиме ФГОС второго поколения», «Современный урок в контексте ФГОС начального общего образования», «Результаты участия МБОУ «Гимназия №11» в апробации инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС», «Реализация требований ФГОС НОО», «Организация внеурочной деятельности в контексте ФГОС» и др.) Молодые педагоги и студенты – будущие учителя начальных классов – выполняют на данных семинарах исследовательскую работу в форме анализа представленных уроков и внеурочной деятельности на основе технологической (приложение 1) и диагностической (приложение 2) карты: молодые учителя и студенты отрабатывают навыки определения типа урока (занятия), учатся правильно формулировать цель и задачи урока, определяют методы и приёмы предъявления нового материала, оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов, а также в решении учебных задач, формы организации учебной деятельности, в том числе самостоятельной, определяют эффективность формирования и контроля универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения учебных задач, продуктивность использования здоровьесберегающих технологий (оценивают ги гиенические условия в классе, число видов учебной деятельности, используемых учителем, их среднюю продолжительность и частоту чередования, ф изкультминутки и физкультпаузы, темп урока и др.),анализируют результативность использования методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, умение учителя использовать электронные ресурсы, н аличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.

Положительной тенденцией является презентация открытых уроков и занятий, организованных в рамках внеурочной деятельности, молодыми учителями начальных классов (причем среди них многие, получив специальность СПО в учреждении непрерывного образования, продолжают свое образование на следующей ступени, то есть получают высшее образование по данной специальности). Таким образом решаются не только проблемы их профессиональной адаптации, но и формируются навыки представления результатов своей исследовательской деятельности.

В рамках производственной психолого-педагогической практики по внеучебной воспитательной работе студенты под руководством преподавателей образовательного учреждения непрерывного образования и опытных учителей начальных классов приобретают навыки анализа возрастных и индивидуальных особенностей школьников и их деятельности, деятельности учителя-предметника и учителя – классного руководителя, анализа педагогических ситуаций, а также умения планировать и организовывать внеурочную деятельность учащихся; студенты в качестве руководителей и тьюторов участвуют в апробации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности учащихся «Юный исследователь», которая направлена на комплексное осуществление задач формирования универсальных учебных умений (в том числе ознакомления с основами исследовательской деятельности) и духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. Реализуя программу, студенты разрабатывают и проводят занятия, на которых учащиеся в занимательной форме знакомятся с понятием «наука» и «ученый», «научное открытие» и «тема исследования», учатся определять цель и задачи собственной исследовательской деятельности, планировать ее, работать с различными источниками информации, применять методы теоретического и практического исследования. Важным направлением программы является изучение роли человека в науке, культуре, истории страны средствами творческой продуктивной социально значимой проектно-исследовательской деятельности на основе сотрудничества студентов-тьюторов, учителя, учеников, родителей.

Важную роль в формировании исследовательской компетентности студентов играет практика «Первые дни ребенка в школе», направленная на формирование у студентов умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе. В ходе данной практики студенты по группам выполняют психолого-педагогические исследования, результаты которых являются практически значимыми и используются в работе учителями школ, по актуальным темам: «Педагогическая и психологическая готовность детей к процессу обучения в 1 классе», «Мотивационная готовность ребенка к школе», «Исследование внимания учащихся 1 классов», «Выявление сформированности предпосылок к успешному овладению математикой», «Готовность ребёнка к уроку», «Особенности учебно-методического обеспечения программы «Планета знаний» и реализация их в учебном процессе в первые дни обучения первоклассников» и другие. По результатам проведенных исследований традиционно проводится научно-практическая конференция, где студенты и учителя школ обмениваются мнениями по проблемам адаптации первоклассников к условиям школьного обучения в условиях внедрения новых стандартов начальной школы; лучшие исследовательские работы студентов публикуются [4], таким образом, продолжается формирование исследовательского подхода студентов к профессиональной деятельности.

На преддипломной практике организуется совместная экспериментальная деятельность студентов, руководителей выпускных квалификационных работ (ВКР) и учителей-наставников в соответствии с темами ВКР по широкому спектру проблем педагогики и методики начального образования (формирование у младших школьников читательской активности, орфографической грамотности, математических способностей, здорового образа жизни и т.д.). Включение экспериментальной деятельности будущего учителя начальных классов в «живой» образовательный процесс школы, сопровождаемое системой индивидуальных консультаций руководителя ВКР и учителя-наставника, позволяет студенту почувствовать свою значимость и успешность, оценить степень сформированности своей исследовательской компетентности и, соответственно, готовности к профессиональной деятельности. Результаты экспериментальных исследований представляются на студенческих научно-практических конференциях и в публикациях, но еще более важным является формирование у студентов ярко выраженной акмеологической направленности.

Значительным для формирования исследовательской компетентности и в целом для личностно-профессионального развития студента является знакомство с учебно-методическими и учебными пособиями для учащихся начальной школы, разработанными учителями-наставниками.

Представленные организационные формы реализации социального партнерства образовательного учреждения непрерывного профессионального образования и общеобразовательных учреждений направлены на формирование компонентов исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов (таблица 9).

Социальное партнерство в процессе формирования компонентов исследовательской компетентности молодых учителей начальных классов и студентов – будущих учителей начальных классов.

 

Таблица 9

Организационные формы реализации социального партнерства образовательного учреждения непрерывного профессионального образования и общеобразовательных учреждений

  Направление социального партнерства   Формирование компонентов исследовательской компетентности молодых учителей начальных классов
  Реализация учебных часов, выделенных на практическое освоение учебных дисциплин, междисциплинарных комплексов и профессиональных модулей, на базе школ – социальных партнеров образовательного учреждения непрерывного образования когнитивный, рефлексивный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, презентационный, коммуникативный
  Совместная разработка контрольно-оценочных средств операционно-технологический, мотивационно-ценностный, рефлексивный, эмоционально-волевой, практический
  Совместная продуктивная проектно-исследовательская деятельность преподавателей ОУ НПО, учителей начальных классов, студентов ОУ НПО и учащихся начальных классов операционно-технологический, рефлексивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, презентационный, коммуникативный, практический, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный
  Система научно-практических семинаров и конференций, организованных образовательным учреждением непрерывного образования когнитивный, презентационный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, рефлексивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, социально-ценностный

 

  Формирование исследовательской компетентности молодых учителей в процессе педагогической практики  
5.1 Включение в процесс педагогической практики системы научно-практических семинаров, организованных на базе школ – социальных партнеров когнитивный, рефлексивный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-ценностный
5.2 Открытые урока и занятия молодых учителей когнитивный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, практический, эмоционально-волевой, рефлексивный, презентационный, коммуникативный, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный
5.3 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей школьников и их деятельности, деятельности учителя-предметника и учителя – классного руководителя, педагогических ситуаций когнитивный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, рефлексивный, коммуникативный, практический, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный
5.4 Формирование у студентов умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе когнитивный, презентационный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, рефлексивный, коммуникативный, практический
5.5 Совместная экспериментальная деятельность в соответствии с темами выпускных квалификационных работ по широкому спектру проблем педагогики и методики начального образования когнитивный, операционно-технологический, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивный, презентационный, коммуникативный, практический, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный

 

Таким образом, социальное партнерство ОУ НПО и общеобразовательных учреждений, непосредственное участие учителей-практиков в процессе формирования исследовательской компетентности молодых учителей начальных классов является современным эффективным механизмом воспитания личностно-профессиональных качеств молодых учителей начальных классов, обеспечения процесса их профессиональной адаптации и стимулом личностно-профессионального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: