double arrow

Этапы проведения педагогической практики в школе

Основные требования к организации практики в школе основаны на следующих принципах:

- единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);

- природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы);

- культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);

- гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учениками, терпимость к мнению других, доброта и внимание);

- принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения);

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом особенностей учеников, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств педагогов, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);

- рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов воспитания и требований к ученику и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).




Для успешного прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях общего образования необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей и подростков; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах в учреждениях среднего общего образования; 6) знания о специфике деятельности психолога в школе.



В ходе прохождения практики в школе студент-практикант совмещает следующие виды деятельности: участие в работе учителя биологии (экологии) школы и выполнение специальных заданий по запросу школы; психолого-педагогическая работа студента-практиканта с детьми (реализация диагностической, консультационной, профилактической, просветительной, профориентационной деятельности) и научно-исследовательской деятельности (проведение психолого-педагогического исследования по конкретной теме).

Психолого-педагогическая практика в школе состоит из следующих этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.

 

На подготовительном этапестудент проходит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; знакомится с общеобразовательным учреждением, правилами внутреннего трудового распорядка и изучает особенности профессиональной деятельности учителя биологии (экологии) школы (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, годовой и календарный планы работы, диагностическая документация и т.п.).Знакомится с оснащением кабинета учителя биологии (экологии) школы (оснащенность необходимым инвентарем, методической литературой и материалами для проведения разных видов работы, оформление кабинета, соответствие его требованиям).Осуществляется разработка индивидуального плана прохождения практики.

Основной этап направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций учителя школы. Проводятся педагогические беседы с представителями администрации школы по проблемам организации педагогического процесса.

Студент осуществляет знакомство с индивидуальным планом учителя-предметника; изучение методической литературы, учебников и учебных программ; анализ структуры рабочих учебных планов, учебно-методических комплексов.

На данном этапе предусмотрено ознакомление с методикой работы учителя; наблюдение за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследование методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся; посещение и анализ уроков учителей-предметников, внеклассных мероприятий; наблюдение и анализ различных форм урочной и внеурочной деятельности по биологии (Приложение 7).

Студенты помогают учителю-предметнику в подготовке пособий к урокам; участвуют в методической работе, проводят обзор научно-методической литературы по биологии. Участвуют в разработке плана занятий, составлении задач, тестовых заданий; осваивают инновационные методы ведения занятия и других форм работы.

 






Сейчас читают про: