1. Мотивационный этап. Создание ситуации успеха.
На данном этапе происходит демонстрация того, что учащиеся уже знают и умеют. Каждый ученик в индивидуальном порядке решает конкретно-практическую задачу и дает констатирующую оценку своих достижений. Таким образом, учащиеся убеждаются в своем успехе и показывают его другим.
2. Ситуация «разрыва» – этап постановки учебной задачи.
Учащиеся сталкиваются с ситуацией (создает ее учитель), противоречащей ранее усвоенным и продемонстрированным способам действия. Задача учителя – в коллективных формах оценить эти способы как недостаточные: выделить в задаче принципиально новые условия, провести анализ имеющихся у учащихся средств и способов действия применительно к новым условиям и зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действия.
Учащимися определят новые условия задачи, цель поиска и собственно решена учебная задача в целом.
3. Решение учебной задачи – преобразование и анализ условий задачи, моделирование выявленных отношений.
|
|
На следующем этапе решения задачи учащимся необходимо преобразовать и провести анализ изучаемого объекта. Правильно организованный анализ преобразованного объекта должен привести учащихся к установлению ряда принципиально новых свойств изучаемого объекта. Проведенный анализ позволит учащимся сделать вывод относительно нового способа действия, который фиксируется в классе в виде модели.
4. Решение учебной задачи – опробование сконструированной модели для решения конкретно-практических задач.
5. Решение частных задач.
При решении частных задач необходимо установить соответствие фактически выполняемых операций описанным в модели. Каждый ученик констатирует, правильно или неправильно он действует, то есть оценивает свой способ действия с точки зрения соответствия правилу (модели).
6. Уточнение и конкретизация открытого способа действия или выход на новую учебную задачу.
Структура современного урока, разработанная специалистами кафедры педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена, включает несколько этапов:
· мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание.
· операционно-деятельностный этап урока. Общим выступает то, что учитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания.
|
|
· оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности.
· рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии.
Современный урок может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.
Структура современного урока, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:
- диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);
- воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);
- воспроизводимость педагогических результатов.
Фундаментом современной организации учебного процесса является многокомпонентный урок.
Активное целеполагание
Цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Чтобы сделать цели диагностическими, а обучение воспроизводимым, цель должна быть идентифицируемой.
Выделим некоторые принципы современного целеполагания:
1. Активность учащихся: активное целеполагание: ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем. Использование приемов мотивации к изучению тематики урока.
2. Фиксация целей урока: использование различных приемов фиксации целей, предложенных учащимися.
3. Новый язык целеполагания: формулировка целей: формулировка целей через виды деятельности учащихся (например, по Б. Блуму); цель – это планируемый результат. «Ученик научится:...» (в терминах универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта)
Иоффе А.Н., д.п.н. для формулирования цели рекомендует использовать следующие слова и словосочетания:
–предметный результат: (рассмотреть, познакомиться, расширить представления, характеризовать, закрепить, называть основные причины, выделять главное, обобщить, изучить, составить представление о. сопоставлять, отличать);
–метапредметный результат: (участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, приобрести умения и навыки, формулировать, демонстрировать, определять круг проблем, обсуждать, принимать участие);
–личностный результат: (уважать, устанавливать коммуникацию, обсуждать, сформировать, выработать, задуматься, осознать, увидеть, занять позицию, признавать право).
На втором этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствования УУД, обобщения и систематизации нового опыта.
Одной из важных характеристик урока, соответствующего современным требованиям, является его интерактивный характер, в процессе которого происходит развитие коммуникативных умений.
Советская и российская практика обучения в основном использовала фронтальные методы работы с классом, практика коммуникации часто ограничивалась «показательными» уроками и теорией групповой работы.
Сегодня мы рассматриваем коммуникативные умения как:
- коммуникацию учащихся в парной и групповой работе:
- умение слушать других и отстаивать свою позицию;
- умение организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;
- умение адекватно формулировать и давать оценку своим и чужим действиям, эмоциям, чувствам.
Организация групповой работы учащихся строится с учетом следующих принципов:
|
|
1. Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
2. Ключевая роль взаимодействия между членами группы, что предполагает целенаправленное формирование навыков взаимодействия между членами группы, а также обязательное обсуждение на уровне группы и класса технологий и проблем межличностного взаимодействия в процессе совместной работы.
3. Взаимозависимость участников группового обучения от:
- общей цели, которая должна быть осознана и принята каждым учащимся, и которая должна быть достигнута в процессе совместной учебно-познавательной деятельности;
- источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или от источника информации, необходимого для решения поставленной общей задачи;
- личного результата каждого участника группы, эффективности его учебно-познавательной деятельности;
- распределения ролевых функций участников группы, учебного материала, предметов, инструментов, оборудования и т.д.;
- формы поощрения (оценка группа складывается из оценок, получаемых каждым участником группы, в то время как каждый ученик группы получает одинаковую оценку за работу).
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
· Организационный этап | |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
· Проверка выполнения домашнего задания | |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
· Подготовка учащихся к работе на основном этапе | |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
· Этап усвоения новых знаний и способов действий | |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
· Первичная проверка понимания изученного | |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
· Этап закрепления новых знаний и способов действий | |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
· Применение знаний и способов действий | |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
· Обобщение и систематизация | |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
· Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
· Коррекция знаний и способов действий | |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия | Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
· Информация о домашнем задании | |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания: × Стандартный минимум × Повышенный × Творческий |
· Подведение итогов занятия | |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
· Рефлексия | |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
|
|
Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней должен быть описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно. В технологической карте урока должны быть последовательно отражены все его этапы; результаты урока четко фиксируются и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению; четко координируются и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (учителя и учащихся).
Четкость требований, предъявляемых к технологической карте, не отменяет вариативность их шаблонов.
Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты:
Тема | |
Цели | |
Планируемый результат | Предметные: Знать Уметь Личностные: Метапредметные: - Познавательные УУД: - Коммуникативные УУД: - Регулятивные УУД: |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: | ||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: | ||||
III. Изучение нового (10 мин) Цели: | ||||
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: | Физкультминутка | |||
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение | ||||
VII. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке (3 мин) Цели: | . | . |