Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями к результатам обучения, освоения образовательных программ.
Оценивание на современном уроке предполагает:
1) осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель.
Например, подготовка к олимпиадам, государственным процедурам тестирования; формирование и развитие умений, компетенций и т. п.;
2) самостоятельность учащегося в формировании образовательной стратегии, осмысленность его действий и осознание уровня их выполнения;
3) критериальное оценивание, при котором учащийся должен:
• знать свои «слабые места»;
• знать свои перспективы;
• понимать, как оценивается его уровень знаний;
• быть заинтересован в дальнейшем обучении;
4) расширение способов и форм получения обратной связи.
Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока – это особенность современного урока. Хотя, несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур.
Важно оценивать не только уровень подготовки ученика по учебному предмету (воспроизведение знаний), но и уровень его умений анализировать, сравнивать и т.п. Следует оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность и т. п.).Критерии оценки выполнения задания должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем.
При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев. В процессе оценивания учащиеся могут выставлять себе и друг другу отметки. Учитель может сверять данные отметки с выставленными им самим. Например, варианты оценочного листа проверочной работы:
| № задания | Критерии оценки | Балл | Моя оценка | Оценка учителя |
Очень важно сделать оценку на уроке «суммативной». Это означает, что учащийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.
Карта аспектного анализа и самоанализа урока
| Параметры урока | Критерии оценки | Оценивание |
| Определение цели урока. Постановка целей и задач | Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует | |
| Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем | ||
| В процессе формирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся | ||
| Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности | Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач | |
| Работа ведется по плану, предложенному учителем | ||
| Учитель организует планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по намеченному плану | ||
| Формы взаимодействия при осуществлении практической деятельности | Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме | |
| Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем | ||
| Учитель организует деятельность обучающегося, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка) | ||
| Подведение итогов деятельности | Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде | |
| Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили | ||
| Учитель организует рефлексию | ||
| Формирование УУД | В течение всего урока формирование УУД не организовано учителем, идет работа только на предметный результат | |
| В течение всего урока педагог лишь единожды целенаправленно способствовал формированию УУД | ||
| В течение всего урока педагог целенаправленно способствовал формированию не менее двух УУД | ||
| Итого баллов: |