Модель «Игра в слабака»

Другой позицией Г. Кана была аналогия с меньшей общностью интересов у игроков, соответствующая игре с нулевой суммой, полностью исключающая возможность компромисса, торга и оставляющей место лишь для столкновения.

Правила игры состоят в том, что два автомобиля сближаются, идя по осевой на встречных курсах. Кто свернет в сторону, испугавшись столкновения, тот – «слабака».

«Для того, чтобы выиграть игру, - писал Г. Кан, - один из игроков должен постараться убедить своего противника в том, что сам он – абсолютно безрассуден и не отступит, более того, что он не хочет видеть опасности, что его автомобиль вышел из-под контроля. Проще всего достичь этой цели, если сесть в автомобиль мертвецки пьяным, надеть черные очки и демонстративно выбросить рулевое колесо, как только машина наберет скорость. Если соперник следит за твоим поведением, то у него возникнет серьезный соблазн убраться с дороги».

 

Теорию игр в основном интересуют игры, обладающие стратегической неопределенностью. В основе моделей таких стратегических игр лежит аксиома, что оппонент (в общем случае - оппоненты) по меньшей мере, также разумен, как и сам игрок, и делает все для того, чтобы добиться своей цели. Поэтому, выбирая оптимальную стратегию, первый игрок должен рассчитывать на то, что его оппонент ответит таким выбором решения, при котором выигрыш первого будет минимален. Следовательно, первому игроку остается предпочесть для себя такую стратегию, которая бы максимизировала этот выигрыш, т.е. придерживаться максиминной стратегии. Эта стратегия как раз и дает первому игроку некоторый гарантированный выигрыш, называемый нижней ценой игры, или максимином.

Аналогичные рассуждения справедливы и в отношении второго игрока. Таким образом, он должен выбирать такую стратегию, которая обращает выигрыш перового игрока в минимум, а ему дает максимальный выигрыш. Это приводит к определению верхней цены игры, или минимакса.

 

Теория игр – это база, помогающая принимать решения в тех случаях, когда результат реализации стратегии фирмы определяется не только ею, но и действиями других участников рынка. Основным инструментом, при помощи которого принимается решение, является теория многоэтапных игр, в которых очень важное значение придается фактору времени.

При этом используется экстенсивная форма игры – представление игры, при помощи которого описывается:

· кто участвует в игре;

· какой информацией обладают ее игроки на каждом этапе;

· какие стратегии доступны игрокам;

· порядок ходов игроков;

· а также результаты игры для каждого ее участника в зависимости от выбранной стратегии.

 

На рис. 2 показана экстенсивная форма игры, где основными элементами являются:

· Узлы решений, где игрок выбирает ту или иную стратегию;

· Начало игры – узел, от которго отходят первые отрезки;

· Результаты игры – пары цифр, стоящие в конце каждого разветвления.

 

 

 

Рис. 2. Экстенсивная форма игры с последовательно совершаемыми ходами.

 

Например, в этой игре первым делает свой ход компания А, которая может выбирать одну их 2 стратегий: верхнюю или нижнюю. После того, как А сделает свой выбор, наступает черед компании В, которая также должна выбрать одну из 2 возможных для нее стратегий. Если окажется, что обе компании выбрали верхнюю стратегию, то в результате А получит 10 единиц выигрыша, а В – 15. Таким образом, перовое число в конце каждого отрезка показывает результат игры для первого игрока (в данном случае А), второе – для второго игрока (для В) и т.д.

Теория игр имеет свои ограничения:

· нельзя не видеть, что принцип минимакса отнюдь не исчерпывает всех ситуаций, когда положительный результат может быть получен иным путем. В реальном конфликте зачастую оптимальная стратегия состоит в том, чтобы понять, в чем оппонент слаб, и воспользоваться этой слабостью в свою пользу;

· сведение реальной ситуации столкновения интересов к формализованной игре в сложных ситуациях практически невозможно;

· в теории игр формализации подвергается лишь сама игра (ее правила), а не поведение игроков. Схемы теории игр не включают элементы риска, неизбежно связанных с решениями в реальных ситуациях игры. В теории игр выявляется наиболее осторожное, перестраховочное поведение игроков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: