double arrow

Социокультурная теория акселерации


Существует множество гипотез, объясняющих феномен акселерации — ускоренного и рано завершающегося физического и полового созревания: от улучшения питания до раннего сексуального просвещения, от возрастания межэтнических контактов до влияния электромагнитных колебаний и ионизирующего излучения [2]. В основу нашей объяснительной гипотезы мы положили принцип энергетической редистрибуции. Как мы считаем, именно перераспределение удельных частей общего запаса потребляемой энергии является базисной причиной акселеративных процессов.

Как известно, период полового созревания (что наиболее явственно фиксируется у девушек) за последние десятилетия опустился с 15-16 лет до 11-13. С чем это может быть связано? С исключением ребенка (подростка) из трудовой деятельности, которая извечно играла главную роль в потреблении энергии организма. Рассмотрим ситуацию на примере России. В начале XX века — до 1920-1930-х годов более 80% населения жило и работало в деревне, естественно, при минимуме механизации. С 4-5 лет ребенок включался в ответственную — не игровую! — хозяйственную деятельность. Девочки, например, ухаживали за младенцами, пасли домашнюю птицу, став постарше, учились прясть, убирали избу, ходили за водой и т.д. В сравнении с этим городской ребенок имел возможность соприкоснуться с трудом гораздо позже. Особенно эта тенденция отчетливо стала складываться с возрастанием роли обучения. Процессы урбанизации в совокупности с превращением образования в ведущую ценность массового сознания привели к падению удельного веса сельского населения, во-первых, и удельного веса работающих детей и подростков, во-вторых. В настоящее время, как мы знаем, соотношение удельного веса городского и сельского населения в стране обратно тому, что было в начале века. Развитие системы образования шло по линии возрастания числа лет, отводившихся на законодательно утвержденное «обязательное» обучение, связанное с непременным исключением ребенка из сферы производства. С 1918 года законодательно запрещен детский труд, хотя наиболее дальновидные педагоги, психологи всегда указывали на важную роль труда (не уроков труда в школе, а труда в общественном производстве) как фактора развития личности ребенка [3]. О необходимости детского труда как социокультурного — не экономического только — явления многократно писал классик социологии К. Маркс: «Мы считаем тенденцию современной промышленности привлекать детей и подростков обоего пола к участию в великом деле общественного производства прогрессивной, здоровой и законной тенденцией, хотя при капиталистическом строе она и приняла уродливые формы. При разумном общественном строе каждый ребенок с девятилетнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками» [4].






Наша концепция акселерации методологически может быть истолкована как применение общих положений теории Фрейда: энергия, не обретающая исхода в некоем социально запрещаемом виде деятельности (Фрейд говорит в первую очередь о запретах сексуальных, мы ведем речь о запрете трудовой деятельности до 18 лет), устремляется в другую сферу бытия (у Фрейда — это культура, у нас — это физиологическое созревание организма).

Разрабатываемая в основном западными социологами концепция школы как института социального призрения, социального контроля и института сдерживания безработицы помогает лучше понять социокультурную подоплеку мифологемы «счастливого детства», сводящегося к учению и развлечению и по сути лишающего детей счастья творческого труда-созидания [5].

Таким образом, проблема акселерации — а точнее, комплекс проблем, связанных с разрывом между физически-сексуальной взрослостью и социально-экономической незрелостью, детскостью (расцвет многообразных форм добрачной половой жизни, рост т.н. беспричинной преступности, социальной апатии, самоубийств и т.д.) — порождена не климатическими или кулинарными изменениями, не радиацией и не информационной перегрузкой. Она порождена элиминацией детей и подростков из производительного труда.

Как мы видим, только использование социокультурного подхода, соединяющего методы марксизма, фрейдизма, социальной психологии, физиологии, сексологии, — может дать ключ к познанию сложного явления, оказывающего многообразное воздействие на разные стороны жизни человека и общества. Именно междисциплинарность нашего подхода служила долгие годы препятствием для публикации нашей точки зрения в научных журналах и сборниках [6].

Приложение

Большинство очерков, составивших настоящую книгу, представляют собой воспроизведения или отредактированные варианты ранее опубликованных статей и тезисов. Ниже приводятся сведения о публикациях, послуживших основой соответствующих очерков.

Библиография

1. Базанов В. Причитания русского севера в записях 1942-1945 гг. //Русская народно-бытовая лирика (Причитания Севера), — М.-Л. Изд-во АН СССР, 1962.

2. См.: Борисов С.Б. Девичий рукописный любовный рассказ в контексте школьной фольклорной культуры //Школьный быт и фольклор. Таллинн, 1992. Часть вторая. Девичья культура; Тридцать рукописных девичьих любовных рассказов. Сост. С. Борисов. Обнинск, 1992.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

5. Джейм У. Что такое эмоция // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984.

6. Зинченко В.П. Послесловие к дружбе // Вопросы философии. 1991. № 5.

7. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908.

8. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций.

Примечания

[1] См. Карасев Л. Парадокс о смехе // Вопросы философии, 1989, № 5
Назад

[2] См., например: Калюжная Р.А. Школьная медицина. Руководство для врачей-педиатров. М., Медицина, 1975. С. 5-15; Царегородцев Г.И., Ерохин Р.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М.: Медицина, 1986. С. 84; Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л.: Медицина, 1987. С. 40, 78-9, 81-91; Соловьева В.С., Миклашевская. Акселерация // БСЭ, Т. 1. М., 1970. С. 370-371; Популярная медицинская энциклопедия. М., 1984, и т.д. и мн.др.
Назад

[3] Католиков А., Кубраков Г. и др. Думы о могучей школе // Учительская газета, 1988, 10 декабря;
Фаркаш Э. Этический вызов Макаренко //Этическая мысль. — М., 1988. — С.191-201; Минкина Н.А. Воспитание ответственности //Там же. — С. 202-217; Пугачев Э. Как научить мастера учить // Комсомольская правда, 1988, 1 декабря; Стародуб Н. Полжизни на учебу? // Советская молодежь (Латвия), 1988, 13 декабря; Жучков А. Детям до 14… // Правда, 1989, 5 января; Разумихина Г. Мир семьи. — М., 1986. — С.156-159; Матвеев Г. Семнадцатилетние. — Челябинск, 1958. — С.122-124 и т.д. и мн.др.
Назад

[4] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т.18. С.197-198. См. также: Там же, Т.4. С. 447; Т.16. С.595; Т.4. С.333 и др.
Назад

[5] Отсутствие возможности испытывать счастье от работы неизбежно ведет к появлению колоссального эмоционального дефицита, который можно подавить лишь водкой и наркотиками // Павлов О. Страх перед трудом. — Советская культура, 1988, 10 декабря. См. также: Бестужев-Лада И. Не доросли или недоросли? // Советская культура, 1988, 4 октября; Щетинин М.П. Учить себя // Огонек, 1987, № 29; Кон И.С.Психология старшеклассника. — М., 1989. — С.41 и др.
Назад

[6] Борисов С.Б. Акселерация: вчера, сегодня, завтра // Южноуралец (Чебаркуль), 1988,28 октября; Борисов С. Акселераты… от безделья // Молодой ленинец (Курган), 1990, 17 марта. О междисциплинарности проблемы говорит, например, такой ответ из редакции журнала «Вопросы психологии»: «Ваша статья была внимательно рассмотрена на заседании редколлегии. Члены редколлегии отметили, что поднятая Вами в статье тема очень серьезная, однако, по профилю она не вполне нам подходит. Может быть, Вам стоит обратиться в какое-либо издание по физиологии. С уважением, отв.секр. Е. Щедрина» (25 июля 1989 года).
Назад







Сейчас читают про: