Вопрос 1. Учреждение организации предполагает осуществление учредителем или группой учредителей ряда обязательных условий:
- необходимо обратить внимание на ряд внешних факторов: стабильность политической системы, степень разработанности законодательной базы аграрного предпринимательства в стране, уровень защиты собственности, состояние покупательской способности потребителей продовольственных товаров, уровень конкуренции на сельскохозяйственных рынках и др.;
- следует определить специализацию сельскохозяйственной организации и виды деятельности будущего хозяйствующего субъекта;
- необходимо определить количество учредителей, т.е. будет избрана либо частная индивидуальная форма собственности (1 учредитель), либо частная коллективная (несколько соучредителей);
- рекомендуется избрать организационно-правовую форму вновь создаваемой организации (хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, производственный кооператив и т.д.);
- следует проанализировать наличие финансовых ресурсов, варианты формирования материально-технической базы и комплектования управленческого и производственного персонала.
|
|
Чтобы успешно осуществить перечисленные этапы создания коммерческой организации, учредителю необходимо разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) (где анализируется рынок, оцениваются производственные возможности, составляется финансовый план и проект эффективного производства продукции).
Вопрос 2. Для государственной регистрации организации требуется предоставление комплекта документов.
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица (заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями, о государственной регистрации).
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, решения учредителя или иного документа.
3.Учредительные документы юридического лица.
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц для доказательства юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя предприятия.
5. Документ об уплате государственной пошлины.
Полный комплект документов для государственной регистрации юридического лица представляется в территориальные налоговые органы.
Процесс государственной регистрации юридических лиц производится в течение 5 рабочих дней со дня представления документов
На шестой рабочий день в случае положительного решения по регистрации коммерческой организации учредителю или доверенному лицу выдается пакет документов, включающий в себя: свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); документы, представленные территориальными органами статистики; документы, представленные органами государственных внебюджетных фондов о регистрации юридических лиц в качестве страхователей.
|
|
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен в двух случаях: представление в регистрирующий орган недоукомплектованных либо находящихся в ненадлежащем состоянии документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Реорганизация коммерческой организации в соответствии с законодательством РФ может осуществляться в нескольких формах (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).
Наиболее распространенные формы реорганизации в настоящее время – это преобразование и разделение. Преобразование используется в том случае, если учредители или члены кооператива желают добровольно изменить организационно-правовую форму хозяйствования, а также при приведении учредительных документов в соответствие с действующим законодательством.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
Вопрос 3. В настоящее время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ.
В законе содержится четкое определение понятия несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаком банкротства юридического лица считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В российском законодательстве закреплены два базовых признака банкротства: сумма долговых обязательств для юридического лица должна быть не менее 100 тысяч рублей; наличие просроченной кредиторской задолженности в течение 3 месяцев с момента наступления обязанности должника об оплате.
Для выявления кризисного состояния предприятия – должника учитываются: размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги; суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником; размер задолженности, возникшей вследствие необоснованного обогащения; размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью); обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной собственности; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участи.
|
|
При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Должник (юридическое лицо) может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику реорганизационных процедур.
Вопрос 4. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ могут воспользоваться правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом непосредственно должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Руководитель неплатежеспособной организации обязан обратиться в арбитражный суд в следующих случаях:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника –унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
|
|
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- в иных случаях, предусмотренных Законом.
Совокупность мер, применяемых к неплатежеспособным организациям можно разделить на две группы: досудебная (добровольная) мера (санация) и судебные (принудительные) процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства).
Санация – финансовая помощь неплатежеспособной организации в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, со стороны собственников, кредиторов или иных лиц.
Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности.
Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Помимо перечисленных процедур банкротства законодательством Российской Федерации предусмотрены упрощенные процедуры – банкротство ликвидируемого и отсутствующего (если хозяйственная деятельность фактически прекращена или отсутствует возможность установления местонахождения руководителя организации) должника. В подобных случаях применяется только конкурсное производство с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
При невозможности восстановления платежеспособности арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, что влечет открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев, но может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Конкурсный управляющий для проведения оценки стоимости имущества привлекает специалистов-оценщиков. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в процессе его осуществления, составляет конкурсную массу.
Удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы осуществляется в последовательности:
- вне очереди погашаются долговые обязательства по текущим платежам, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
- требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности):
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц.
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства влечет за собой внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока с даты представления определения в ФНС России.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица является оконченной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Контрольные вопросы:
1. Какие условия необходимо выполнить при создании сельскохозяйственной организации?
2. Какой документ необходимо разработать учредителю?
3. Какие документы необходимо собрать для государственной регистрации?
4. Опишите процедуру государственной регистрации.
5. В каких случаях возможен отказ в государственной регистрации?
6. Что такое несостоятельность (банкротство) юридического лица?
7. Каковы признаки банкротства?
8. Опишите процедуру банкротства.
9. Как осуществляется процесс ликвидации банкрота?
Рекомендуемая литература: 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.2.1., 7.2.2, 7.2.3, 7.3.1, 7.3.2, 7.3.3.
Тема 3: Формы организации производства организации