Революционные кружки конца 20-ых – начала 30-ых годов XIX

Теория «официальной народности».

Подводя итог направлению внутренней политики Николая I, следует отметить, что основное ее содержание сводилось к стремлению сохранить крепостничество, укрепить реакционный режим и подавить малейшее проявление революционной борьбы. Главные меры, к которым прибегал Николай I, были полицейско-жандармскими. Но наряду с этим официальными кругами проповедовалась также и соответствующая реакционная идеология, которая имела целью обосновать незыблемость самодержавия, крепостничества и доказать невозможность революции в России.

Эта идеология получила наименование «теории официальной народности». Основоположником этой реакционной теории был министр просвещения граф Уваров.

Уваров когда-то в молодости «грешил» либерализмом и даже имел отношение к «Арзамасу»- литературной организации, близкой к декабристам и Пушкину. При Николае I он вначале служил товарищем министра просвещения. В 1832 г. после ревизии Московского университета он сформулировал свою реакционную «теорию официальной народности», после чего Николай I назначил его министром просвещения.

Сущность этой теории состояла в утверждении, что русский народ якобы не может жить без православия и самодержавия.

Уваров говорил, что под этим углом зрения надо воспитывать молодежь и внедрять в сознание студенчества и передовой молодежи мысль о том, что «православие, самодержавие и народность» являются «охранительными началами», без которых Россия якобы не может существовать.

Целей своих Уваров не скрывал. Уваров говорил, что если ему удастся задержать историческое развитие России на 50 лет, то он умрет спокойно.

Одним из краеугольных камней теории официальной народности было утверждение о самобытности России, о невозможности в ней революции.

Для того чтобы «теория официальной народности» имела успех, Уваров привлек на свою сторону реакционную часть профессуры Московского университета во главе с Погодиным, Шевыревым, Давыдовым. Сторонники «теории официальной народности» выпускали с 1841 г. журнал «Москвитянин», в котором проповедовали свои взгляды.

Уваров объединил также группу реакционных литераторов, в которую входили: Булгарин, Греч, Кукольник и другие. Булгарин и Греч получили особо печальную известность. Герцен называл Булгарина и Греча «доносчиками от литературы», «агентами III отделения». И действительно, у них была прямая, довольно тесная связь с Бенкендорфом. Они имели свой печатный орган - журнал «Северная пчела», где проповедовали реакционные идеи.

После революции 1848 г. даже реакционные мероприятия Уварова оказались для Николая I недостаточными. Уваров был уволен, а на его место поставлен еще больший реакционер Ширинский-Шихматов, о котором говорили, что с его назначением народному просвещению дан шах и мат. Он стал требовать, чтобы преподавание в университетах основывалось на религиозных «истинах», развиваемых богословием.

Он отменил автономию университетов и установил полицейский надзор за студенчеством. Все эти реакционные мероприятия во внутренней политике царизма имели своей целью приостановить развитие революционного движения в России. Но этого не удавалось достичь; общественно-политическое движение в России в это время развивалось и шло неуклонно вперед.

 

Революционные кружки конца 20-ых – начала 30-ых годов XIX.

Революционные кружки в это время возникали не случайно. «Самое появление кружков,- писал Герцен,- было естественным ответом на внутреннюю потребность русской жизни». Возникшие кружки объединяли, с одной стороны, передовую дворянскую молодежь, а с другой - разночинцев.

В это время сложились кружки: братьев Критских, Сунгурова, Герцена и Огарева, кружок Поносова, кружок Белинского и Станкевича.

Наиболее ранним был кружок братьев Критских (Михаила, Василия и Петра), возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Братья Критские вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.

Кружок Н. П. Сунгурова, выходца из мелкопоместного дворянства, возник в 1831 г. По свидетельству Герцена, направление этого кружка также было политическим. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.

Кружок Станкевича имел «умозрительное», научно-философское направление. Станкевич мало интересовался политикой; его кружок имел главной своей задачей изучение философских воззрений того времени. В кружке изучалась философия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позиции, занимаемые Станкевичем, были умеренными, либеральными.

В кружок Станкевича входили: Белинский, Грановский, Бакунин, Герцен, братья Аксаковы, братья Киреевские и другие лица. B кружке Станкевича находились революционные демократы, а также западники и славянофилы; взгляды представителей этих трех направлений резко расходились между собой, что привело впоследствии к борьбе их между собой.

Роль кружка Станкевича состояла в том, что в своем кружке он пробудил среди виднейших своих современников интерес к изучению философии и объединил вокруг себя на некоторое время многих передовых людей своей эпохи. Короткое время большую роль в кружке играл Бакунин. После отъезда Бакунина в начале 40-х годов за границу деятельность бывшего кружка Станкевича оживилась в связи с возвращением из ссылки Герцена. Герцен и целый ряд близких к нему лиц занялись изучением философии. Но к изучению вопросов философии Герцен подходил по-другому, чем Станкевич. Герцен связывал изучение философии с задачами революционной борьбы.

Следует обратить внимание на попытку создания революционного кружка из служащих, осуществленную в 1836 г. Петром Поносовым на Чермесском заводе Лазаревых на Урале; в кружок входило шесть молодых людей: Поносов, Мичурин, Десятов, Романов, Нагульный и Михалев. Они тайно составили «бумагу», представлявшую собой своего рода устав о создании «Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами». В ней они писали: «Иго рабства в России от времени становится несноснее, и должно полагать, что на будущее время оно будет еще несноснейшим».

Задачей общества они ставили: «...собрать благомыслящих граждан в одно общество, которое всячески бы старалось о ниспровержении власти, присвоивших ее несправедливо, и об ускорении свободы. Для сего-то, благородные граждане, ниспровергнем соединенными силами невольничество, восстановим свободу и через то заслужим благодарность потомства!!!» Полностью этот документ опубликован в сборнике «Рабочие движения в России в XIX веке» (т. I, под ред. А. М. Панкратовой). Вскоре после подписания этого документа шесть участников попытки создать тайный кружок на заводе были арестованы и по распоряжению Бенкендорфа отданы в рядовые финляндских батальонов. Были и другие попытки создать тайные антикрепостнические организации - со стороны Жеребцова, Ромашева, Аппельрода и некоторых других лиц.

Таким образом, мы видим, что все попытки создать тайные революционные организации пресекались царизмом самыми жестокими мерами. Но Николай I преследовал не только создание тайных кружков и организаций, но и всякую попытку свободомыслия.

Жертвами его репрессий стали гениальные русские поэты А. СПушкин, М. Ю. Лермонтов, талантливые поэты Полежаев, Печерин и другие. Арестованы были за антиправительственные высказывания помещик Львов, Бризгда, Раевский, гимназист Орлов и некоторые другие лица. Жертвой николаевского деспотизма был и близкий к декабристам П. Я. Чаадаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: