Аграрная реформа - это совокупность осуществляемых государством или при его содействии аграрных преобразований, которые изменяют аграрный строй посредством перераспределения земельной собственности и образования новых производственных единиц.
Каждая аграрная реформа включает две стороны:
1. Отчуждение земельной собственности крупных владельцев (это отчуждение может отличаться по характеру, масштабам и условиям проведения) и
2. Создание новой земельной собственности и новых земельных форм.
Действительно, ликвидация неэффективного помещичьего землевладения открывает широкие возможности для увеличения сельскохозяйственного производства. В какой мере аграрная реформа способствует уменьшению дуализма, сокращению неравенства и преодолению бедности? Эта проблема стала предметом специального исследования Т. Бёсли и Р. Бургеса. В качестве непосредственного объекта исследования они выбрали 16 основных штатов Индии в период с 1958-92 годы.
Индия отличается исключительным многообразием проведенных аграрных реформ. Дело в том, что англичане попытались создать в ряде штатов (например, в Бенгалии) помещичье землевладенье наподобие английского (система заминдари). В других штатах (главным образом на юго-востоке) они попытались развивать французскую крестьянскую парцеллярную систему собственности (райятвари). Наконец, на северо-западе (в Пенджабе) они попытались создать систему, основанную на общинной собственности (махалвари). Поэтому в рамках аграрного развития Индии фактически представлено три основных вида аграрной эволюции от традиционного хозяйства к современному рыночному.
|
|
Естественно, что после освобождения потребовалось трансформировать эти сложные системы в современную систему частной собственности. Главное внимание уделялось влиянию земельных реформ на экономический рост. Т. Бесли и Р. Бургес стремятся показать земельные реформы прежде всего как форму политики перераспределения. В центре их внимания процессы уменьшения неравенства. Новой является попытка эконометрического анализа влияния этих реформ на уменьшение бедности.
Т. Бесли и Р. Бургес все многочисленные преобразования в аграрной сфере сводят к четырем основным элементам:
• реформа арендаторов;
• ликвидация посредников;
• ограничение размеров землевладения;
• меры по консолидации раздробленного землевладения.
Реформа арендаторов включает комплекс мер, повышающих роль арендаторов и гарантии их существования (установление гарантий от сгона с земли, регистрация и четкое определение условий контрактов и т.д.), а также меры по передаче земли от собственников к арендаторам. ZЛиквидация посредников предполагает сокращение посредствующих звеньев между работниками и конечными получателями ренты. Дело в том, что в колониальной Индии между собственниками земли и теми, кто ее обрабатывает, вклинилось большое число субарендаторов и ростовщиков. Подавляющее число таких законов было принято до 1958 года. Тем не менее, в пяти штатах (Гуджарат, Керала, Орисса, Раджастхан, Уттар-Прадеш) эти реформы были проведены позднее (то есть в анализируемый период).
|
|
Установление потолка землевладения стало важным фактором в перераспределении излишков землевладения в пользу безземельных.
И, наконец, четвертая составная часть аграрных реформ - попытки объединения доставшихся от традиционного общества раздробленных землевладений в единые земельные комплексы, на базе которых легче вести современное фермерское хозяйство.
Конечно, эти составные части аграрной реформы имели различное значение. Однако важно, что авторы не ограничиваются абстрактным понятием аграрной реформы, а пытаются выявить влияние различных ее составных частей на экономическое и социальное развитие.
Авторы используют два показателя бедности:
1. доля населения живущих за чертой бедности(head-count ratio) 2) степень нищеты- разрыв между доходом живущих за чертой бедности и доходом определяющим черту бедности.